Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной СВ.,
судей Козиной Н.М., Шушкевич О.В.,
при секретаре Богдан О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Яруллина Р.Х.к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе городе Челябинска на решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 16 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Щуровой Н.А., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яруллин Р.Х. обратился в суд с иском к Государстэенному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска (далее по тексту - УПФР) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 05 мая 1983 года по 24 июня 1985 года, и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" с 04 ноября 2015 года.
В обоснование иска указал, что 15 октября 2015 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с работой с вредными условиями труда и в горячих цехах по достижению им
возраста 52 лет, поскольку полагал, что продолжительность и страхового, и специального стажа достаточна для назначения пенсии. Вместе с тем ему в этом было отказано. При этом пенсионным органом в его специальный стаж по Списку N 1 не включен период прохождения военной службы по призыву с 05 мая 1983 года по 24 июня 1985 года, с чем он не согласен, так как это противоречит Конституции Российской Федерации и правовой позиции, Конституционного Суда Российской Федерации.
Истец Яруллин Р.Х. в судебное заседание суда первой инстанции при надлежащем извещении не явился, его представитель Юрина Е.Ю., действующая на основании доверенности, иск поддержала.
Представитель ответчика Вепринцева Н.В., действующая по доверенности, иск не признала, указала, что оценка пенсионных прав истца проводилась по двум вариантам, с учетом действующего законодательства на момент обращения за пенсией и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 2-П. При этом при первом варианте исчисления стажа недостаточно продолжительности специального стажа для досрочного пенсионного обеспечения, при втором варианте - недостаточно страхового стажа.
Решением суда исковые требования Яруллина Р.Х. были удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, на УПФР возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж Яруллина Р.Х. период военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 05 мая 1983 года по 24 июня 1985 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 04 ноября 2015 года со дня достижения им возраста 52 лет.
Ответчик в апелляционной жалобе требует отмены судебного решения как основанного на неправильном применении норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец при надлежащем извещении не явился. 29 июля 2016 года им было получено CMC-сообщение о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика, на что он выразил согласие в суде первой инстанции (л.д. 148).
В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит ее обоснованной, а решение суда первой инстанции - подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
В силу части первой статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако настоящее решение не может быть признано законным и обоснованным, исходя из следующего.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего на момент обращения истца за назначением пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 1 части первой статьи 30 этого же Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 октября 2015 года Яруллин Р.Х., *** года рождения, обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии (л.д. 56-58).
Решением УПФР от 28 октября 2015 года ему в этом было отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа (л.д. 42).
Как следует из протокола заседания комиссии УПФР от 28 октября 2015 года (л.д. 43-50), рассмотревшей вопрос о праве застрахованного лица на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 1 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительность страхового стажа истца с применением норм действующего пенсионного законодательства составила 20 лет 01 месяц 16 дней, в том числе специальный стаж по Списку N 1 - 06 лет 08 месяцев 07 дней. При исчислении стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, с применением норм пенсионного законодательства, действовавшего на момент выполнения работ, продолжительность страхового стажа составила 17 лет 11 месяцев 26 дней, в том числе специального стажа по Списку N 1 -08 лет 09 месяцев 27 дней.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Яруллина Р.Х. и включая в страховой стаж истца в двойном размере период прохождения им военной службы в рядах Вооруженных сил СССР с 05 мая 1983 года по 24 июня 1985 года, суд первой инстанции руководствовался статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем суд первой инстанции не учел, что частями третьей и четвертой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Согласно записям, внесенным в трудовую книжку истца и в его военный билет, он в период с 05 мая 1983 года по 24 июня 1985 года (2 года 1 месяц 20 дней) проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР (л.д. 15-18).
Исходя из статей 11-13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы, в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, военная служба не приравнена к видам работ, выполнение которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, с учетом норм ныне действующего законодательства, страховой стаж истца составит 20 лет 01 месяц 16 дней, куда включается в двойном исчислении период прохождения им военной службы по призыву, а специальный стаж составит 06 лет 08 месяцев 07 дней без включения в него периода военной службы, так как действующие нормативно-правовые акты
не предусматривают такой возможности.
В период прохождения истцом военной службы по призыву действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, пунктом 108 которого было предусмотрено, что в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов. Кроме того, в силу пункта 109 этого же Положения в общий стаж работы в качестве рабочего или служащего засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период военной службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, при исчислении страхового стажа истца с применением норм Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, его продолжительность составит 17 лет 11 месяцев 26 дней при включении периода военной службы в календарном порядке, а продолжительность специального стажа составит 08 лет 09 месяцев 27 дней с включением в него периода службы в составе Вооруженных Сил СССР также в календарном исчислении.
Льготный порядок исчисления периода военной службы названным правовым актом не был предусмотрен.
При этом, как верно указал ответчик в своей апелляционной жалобе, законодатель не предоставляет возможности при оценке пенсионных прав застрахованного лица одновременного применения к периоду военной службы по призыву норм ныне действующего законодательства (Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") и законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) - Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
При таких обстоятельствах решение УПФР об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости являлось правильным, соответствующим пенсионному законодательству, поскольку при оценке пенсионных прав Яруллина Р.Х. с применением норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность его страхового стажа составляет 20 лет 01 месяц 16 дней, однако специальный стаж недостаточен для назначения пенсии по Списку N
1 - 06 лет 08 месяцев 07 дней при требуемых 8 годах. При оценке пенсионных прав истца с применением норм пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), продолжительность специального стажа составит 08 лет 09 месяцев, что достаточно для назначения пенсии по Списку N 1, однако продолжительность страхового стажа составит 17 лет 11 месяцев 26 дней, при требуемых 20 годах.
Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении истцом возраста 52 лет у Яруллина Р.Х. не возникает.
Доводы истца, изложенные в его письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Яруллина Р.Х. нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 16 мая 2016 года о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска от 28 октября 2015 года N 866 об отказе в назначении Яруллину Р.Х. досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в его специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения периода прохождения военной службы по призыву и назначении досрочной страховой пенсию по старости с 04 ноября 2015 года отменить.
Принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Яруллина Р.Х..
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.