Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шушкевич О.В.
судей Козиной Н.М., Скрябиной СВ.
при секретаре Богдан О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2016 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Челябинской области на решение Октябрьского районного суда Челябинской области от 08 июня 2016 года по иску Танрызаде Ф.А.о. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Челябинской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Челябинской области Шуляк М.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Танрызаде Ф.А-о. против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Танрызаде Ф.А-о. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Челябинской области (далее УПФР в Октябрьском районе) о признании незаконным решения комиссии об отказе во включении в его специальный стаж периодов работы с 05 июля 1989 года по 01 мая 1995 года в должности ***, с 25 июля 2000 года по 31 октября 2000 года в должности строителя, а также работы в районе Крайнего Севера в 2012-2015 г.г., обязании включить указанные периоды в специальный стаж, назначить ему досрочную пенсию с 04 декабря 2015 года.
В обоснование заявленных требований указал, что в декабре 2015 года обратился в УПФР в Октябрьском районе с заявлением о назначении пенсии. Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан УПФР в Октябрьском районе от 04 декабря 2015 года за N 1081946/15 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального
стажа, который составляет 07 лет 03 месяца 02 дня, поскольку из такого стажа исключены спорные периоды. С решением ответчика не согласен.
В судебном заседании истец Танрызаде Ф.А-о. просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в Октябрьском районе Минаева СВ. с заявленными требованиями не согласилась.
Суд постановилрешение, которым исковые требования удовлетворил частично. Признал незаконным решение УПФР в Октябрьском районе от 04 декабря 2015 года N 1081946/15 в части отказа включить в специальный стаж истца периоды работы с 05 июля 1989 года по 31 мая 1994 года; с 01 июня 1994 года по 01 мая 1995 года. Обязал УПФР в Октябрьском районе включить Танрызаде Ф.А-о. в специальный стаж указанные периоды, назначить досрочную пенсию по старости с 04 декабря 2015 года.
В апелляционной жалобе УПФР в Октябрьском районе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в специальный стаж истца не может быть включен период работы истца с 05 июля 1989 года по 30 ноября 1991 года, так как невозможно подтвердить характер работы, вид сварки и полную занятость; а также периоды работы с 01 декабря 1991 года по 31 мая 19954года в СПП "Кавказэнергоремонт" г. Баку и с 01 июня 1994 года по 01 мая 1995 года в филиале "Пром ЭРА" Совместного Азербайджано-российского совместного предприятия "ЭРА", так как трудовой стаж, приобретенный гражданами после распада СССР, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, может засчитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами. Соглашение о пенсионном обеспечении с Республикой Азербайджан не заключалось.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25
лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 07 лет 06 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии сп.п. 1 - 10и 16 - 18ч. 1 ст. 30 данного закона, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 года N 651 "О порядке приравнивания в работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 и 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Разделом XXXII "Общие профессии" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, действовавшего до 01 января 1992 года, предусмотрены электросварщики и их подручные.
Разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах; электросварщики ручной сварки (позиции 23200000-11620, 23200000-19905, 23200000-19906, 23200000-19756).
Из материалов дела следует, что Танрызаде Ф.А-о. 04 декабря 2015 года обратился в УПФР в Октябрьском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 38-39).
На указанную дату истец достиг возраста 57 лет 07 месяцев 28 дней, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии стаж работы в районах Крайнего Севера (в том числе с учетом суммирования со стажем работы в особых условиях труда) в указанном возрасте должен составлять не менее 08 лет, в возрасте 57 лет 08 месяцев такой стаж должен составлять 07 лет 06 месяцев.
Решением УПФР в Октябрьском районе от 04 декабря 2015 года N 1081946/15 Танрызаде Ф.А-о. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 35).
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18 января 2016 года N 8 стаж работы истца в районах Крайнего Севера с учетом суммирования со стажем работы по Списку N 2 составляет 07 лет 03 месяца 02 дня; в специальный стаж по Списку N 2 не учтен период работы с 05 июля 1989 года по 01 мая 1995 года в качестве ***, так как невозможно подтвердить характер работы, вид сварки и полную занятость (л.д. 36-37).
В спорный период работы с 05 июля 1989 года по 01 мая 1995 года согласно трудовой книжке Танрызаде Ф.А-о. значится в качестве *** в специализированном производственном предприятии ССП "Кавказэнергоремонт" г. Баку, переименованном 01 июня 1994 года в Совместное Азербайджано-Российское предприятие "ЭРА" (л.д. 7-14).
Из справки, уточняющей особый характер работы, выданной Азербайджано-Российским совместным предприятием "ЕРА" 18 апреля 2016 года, следует, что Танрызаде Ф.А-о. с 05 июля 1989 года по 01 мая 1995 года работал в СПП "Кавказэнергоремонт" по специальности *** ручной сварки по ремонту котельного оборудования на аппаратах типа ВД-306. СПП "Кавказэнергоремонт" являлось предприятием всесоюзного подчинения и занималось капитальными и аварийными ремонтами основного оборудования действующих электростанций бывшего СССР. В указанный период Танрызаде Ф.А-о. работал в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели без отвлечений от работы. Должность соответствует Списку N 2 от 1991 года. Согласно приказу АООТ "Азэнерго" N 61 от 26 мая 1994 года СПП "Кавказэнергоремонт" переименовано в Азербайджано-Российское совместное предприятие "ЕРА" (л.д. 22).
Оценив представленные доказательства и учитывая, что Списком N 2 от 1956 года предусмотрена профессия "электросварщик" без указания дополнительных условий, занятость истца на работах по Списку N 2
подтверждена уточняющей справкой работодателя, в том числе о виде сварки, а также о полной занятости, суд первой инстанции пришел к выводу о законности заявленных истцом требований. При этом суд первой инстанции указал, что продолжительность специального стажа истца составляет более 13 лет, что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии с 04 декабря 2015 года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности отказа ответчика во включении в специальный стаж истца по Списку N 2 периода работы с 05 июля 1989 года по 30 ноября 1991 года, полагая указанные выводы основанными на представленных доказательствах и соответствующими нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не подтвержден характер работы, вид сварки и полная занятость, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела. Как было указано выше, характер работы истца в указанный период, вид сварки и постоянная занятость подтверждены уточняющей справкой, выданной на основании приказов по кадрам, карточек по учету кадров, приказов по командированиям, начислительным ведомостям по заработной плате, достоверность данной справки не опровергнута. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, действовавшее до 01 января 1992 года законодательство не содержало требований к подтверждению вида сварки и постоянной занятости, сведений о том, что в данный период истец не был занят на работе в качестве ***, в том числе неполный рабочий день, материалы дела не содержат.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения исковых требований относительно периода работы истца с 01 декабря 1991 года по 01 мая 1995 года.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных законом.
В силу ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данным законом, применяются правила международного договора РФ.
К указанным международным договорам относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают; трудовой стаж, приобретенный на территории государств - участников Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (специальному стажу) (ст. 1, п. 2 ст. 6 Соглашения, письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-15).
В соответствии с письмом Министерства социальной защиты РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01 декабря 1991 года.
Согласно распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств -республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ, учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01 января 1991 года независимо от уплаты страховых взносов.
Поскольку Республика Азербайджан участником Соглашения от 13 марта 1992 года не является, двухстороннего соглашения, заключенного между Россией и Республикой Азербайджан, не имеется, доказательств уплаты истцом страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование не имеется, период его работы в Республике Азербайджан с 01 декабря 1991 года по 01 мая 1995 года не подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии на территории РФ. Кроме того, данный период не может быть включен и в страховой стаж, поскольку специальный стаж является составной частью страхового стажа.
Указанные положения не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы о необоснованности включения в специальный стаж истца периодов работы с 01 декабря 1991 года по 01 мая 1995 года являются обоснованными.
Между тем, продолжительность специального стажа истца с учетом спорного периода работы с 05 июля 1989 года по 30 ноября 1991 года, подлежащего включению в специальный стаж по Списку N 2, составляет 09 лет 08 месяцев 02 дня (07 лет 03 месяца 02 дня + 2 года 05 месяцев), что является достаточным стажем для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" при соблюдении иных условий, предусмотренных данной нормой закона.
Из материалов следует, что продолжительность страхового стажа истца без включения в него периода работы с 01 декабря 1991 года по 01 мая 1995 года составляет 22 года 03 месяца 04 дня (а с учетом применения льготного исчисления стажа к периоду службы в Вооруженных Силах - 24 года 04 месяца 02 дня), что менее требуемых 25 лет, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Танрызаде Ф.А-о. о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную пенсию по старости с 04 декабря 2015 года.
Поскольку вывод суда о возможности включения в специальный стаж истца периода работы с 01 декабря 1991 года по 01 мая 1995 года и досрочном назначении пенсии с 04 декабря 2015 года противоречит нормам права, регулирующим спорные правоотношения, решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Челябинской области от 08 июня 2016 года в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Челябинской области от 04 декабря 2015 года N 1081946/15 об отказе Танрызаде Ф.А.о. в досрочном назначении пенсии по старости в части отказа включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в СПП "Кавказэнергоремонт" с 01 декабря 1991 года по 31
мая 1994 года, в филиале "Пром ЭРА" Совместного Азербайджано-Российского совместного предприятия "ЭРА" с 01 июня 1994 года по 01 мая 1995 года; возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ обязанности включить Танрызаде Ф.А.о. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы в СПП "Кавказэнергоремонт" с 01 декабря 1991 года по 31 мая 1994 года, в филиале "Пром ЭРА" Совместного Азербайджано-Российского совместного предприятия "ЭРА" с 01 июня 1994 года по 01 мая 1995 года, назначить Танрызаде Ф.А.о. досрочную трудовую пенсию по старости с 04 декабря 2015 года отменить, приняв в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Это же решение суда в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.