Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего судьи Щелокова Ю.Г., судей Малоедовой Н.В., Чаус И.А.,
при секретаре Гуня К.В.,
с участием прокурора Малышевой О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Челябэнергосбыт" на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 23 июня 2016 года по иску прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу "Челябэнергосбыт" о признании действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, возложении обязанности прекратить выставление счетов, произвести перерасчет платы.
Заслушав доклад судьи Щелокова Ю.Г. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ПАО "Челябэнергосбыт" Фоминых А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы прокурора Малышевой О.П., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Верхнего Уфалея Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу "Челябэнергосбыт" (далее - ПАО "Челябэнергосбыт") о признании действий ответчика по начислению платы за электроснабжение на общедомовые нужды незаконными, просил возложить на него обязанность прекратить выставление счетов за электроэнергию на общедомовые нужды по жилым домам ****, также просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды жильцам данных домов.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что управление вышеназванными многоквартирными домами осуществляется ООО "ЖЭУ N 1" и ООО "ЖЭУ N 3", ПАО "Челябэнергосбыт" осуществляет функции по электроснабжению указанных домов, при этом оно
начисляет жильцам плату за электроснабжение на общедомовые нужды, что противоречит закону, так как исполнителем коммунальных услуг являются, соответственно, ООО "ЖЭУ N 1" и ООО "ЖЭУ N 3", а не ответчик.
Прокурор г. Верхнего Уфалея Челябинской области в судебном заседании заявленные в интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ПАО "Челябэнергосбыт" - Фоминых А.Ю. в судебном заседании пояснил, что в принципе, ответчик с требованиями прокурора согласен, указал, что управляющие организации не заключают с ними договоры, ему неизвестно, принимали ли собственники помещений в вышеуказанных домах на общих собраниях решения о внесении платы напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Представители третьих лиц - ООО "ЖЭУ N 1" и ООО "ЖЭУ N 3" в судебное заседание не явились.
Суд постановилрешение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ПАО "Челябэнергосбыт" просит решение суда отменить, указывая, что между собственниками помещений в вышеуказанных многоквартирных домах и ним заключены прямые договоры, ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. N 354, Федеральный закон от 29 июня 2015г. N 176-ФЗ, полагает, что оно является исполнителем коммунальной услуги, а потому вправе начислять плату за электроснабжение на общедомовые нужды.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, обслуживание многоквартирного дома **** на основании договора осуществляется управляющей организацией ООО "ЖЭУ N3".
Обслуживание многоквартирных домов ****, осуществляется управляющей организацией ООО "ЖЭУ N1" (ранее также ООО "ЖЭУ N2, которое было реорганизовано в форме присоединения к ООО "ЖЭУ N1"), в том числе на основании договоров, заключенных созданными в домах ТСЖ.
С 01 января 2014г. ПАО "Челябэнергосбыт" производит собственникам
помещений в вышеуказанных домах начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды.
Сведений о принятии собственниками помещений (членами ТСЖ в домах, где они созданы) решений об оплате коммунальной услуги по электроснабжению, потребляемой на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации, материалы дела не содержат.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются решением (л.д.9), уведомлением (л.д.10), ответом (л.д.Н), протоколом собрания (л.д.24), договорами (л.д.25-32, 73-98), постановлением (л.д.65-68), распоряжениями (л.д.69-72), квитанциями (л.д.99-106,109-116).
В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
При этом согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок внесения платы за коммунальные услуги закреплен в ст. 155 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 5 данной статьи, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе
уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 6 данной статьи)
В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (часть 6.1)
На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (до внесения изменений Федеральным законом от 29 июня 2015г. N 176-ФЗ - за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (часть 6.3).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (часть 7).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или
договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (до внесения изменений Федеральным законом от 29 июня 2015г. N 176-ФЗ - за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1).
Из комплексного толкования названных положений закона следует, что ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, равно как и в доме, управляемом ТСЖ, заключившим с управляющей организацией договор управления многоквартирным домом, только в том случае, если собственники помещений (или, соответственно, члены ТСЖ) в этом доме приняли соответствующее решение об этом.
Поскольку собственники помещений в вышеназванных многоквартирных домах (члены ТСЖ) не принимали на общих собраниях решений о внесении платы за водоснабжение на общедомовые нужды ПАО "Челябэнергосбыт", то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором г. Верхнего Уфалея Челябинской области исковых требований.
Признавая решение суда первой инстанции правильным, судебная коллегия вместе с тем, не может согласиться с содержащимся в мотивировочной части решения выводом суда о признании незаконными действий Кыштымского филиала ПАО "Челябэнергосбыт", возложении обязанности прекратить выставление счетов на Кыштымский филиал ПАО "Челябэнергосбыт".
Как усматривается из материалов дела, в судебном заседании в порядке ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ произведена замена ответчика Кыштымского филиала ПАО "Челябэнергосбыт" на ПАО "Челябэнергосбыт" (л.д.130), в связи с чем ответчиком по делу стало являться ПАО "Челябэнергосбыт", а потому у суда первой инстанции не имелось оснований в решении признавать незаконными действия и возлагать обязанности на Кыштымский филиал ПАО "Челябэнергосбыт", который стороной по делу не является.
Поскольку названное нарушение не повлекло вынесения неправильного по существу решения, судебная коллегия полагает возможным, не отменяя решение суда, изменить его, постановив признать незаконными действия и возложить вышеназванные обязанности на ПАО "Челябэнергосбыт".
В апелляционной жалобе ПАО "Челябэнергосбыт" указывает на то,
что между собственниками помещений в вышеуказанных многоквартирных домах и ним заключены прямые договоры, кроме того, управляющая организация приступила к обслуживанию дома и фактически в настоящее время имеют место договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, поэтому оно может быть признано исполнителем.
Указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Понятие исполнителя коммунальных услуг дано в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. N 354 - им является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Ресурсоснабжающая же организация в силу этой же нормы является юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктами 8-9 названных Правил, а также в соответствии с Правилами, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124, потребителями коммунальных услуг выступают собственники помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил
предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 названной статьи).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 названной статьи).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, именно она является исполнителем коммунальных услуг, поскольку на ней в силу закона лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям, она отвечает за содержание общедомовых сетей и качество коммунальных услуг и в её пользу потребители должны производить оплату этих услуг на общедомовые нужды, если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено внесение платы в ресурсоснабжающую организацию.
Кроме того, в силу п. 44 вышеназванных Правил предоставления коммунальных услуг, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении сверхнормативного объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то сверхнормативный объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация) оплачивает за счет собственных средств.
Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях и т.д. напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по
эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.).
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено внесение платы в ресурсоснабжающую организацию, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию обще домовых инженерных сетей.
В связи со всем вышеизложенным, заключение ответчиком с собственниками помещений в многоквартирных домах, управляемых управляющими организациями, прямых договоров, равно как и фактическое снабжение ресурсом домов по присоединенной сети не делает ПАО "Челябэнергосбыт" исполнителем коммунальных услуг и не влечет у него права требовать от собственников платы за общедомовое потребление электроэнергии.
Поскольку ПАО "Челябэнергосбыт" не является исполнителем коммунальных услуг, то и его ссылки на абз. 4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг о порядке расчета в случае, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, не могут быть положены в основу отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 23 июня 2016 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконными действия ПАО "Челябэнергосбыт" по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на обще домовые нужды.
Возложить на ПАО "Челябэнергосбыт" обязанность прекратить выставление к оплате счетов за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды собственникам помещений в многоквартирных жилых
домах ****.
Взыскать с ПАО "Челябэнергосбыт" в доход местного бюджета государственную пошлину 6000 рублей".
Апелляционную жалобу ПАО "Челябэнергосбыт" оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.