Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Баркаловой Т.И.,
судей Мухортовой Л.И., Харебиной Г.А.,
при секретаре Разночинцевой Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриловой Т.М. к администрации г. Белгорода о признании неправомерным отказа администрации города Белгорода от 12.02.2016 о включении в сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем, и обязании включить в областной сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета
по апелляционным жалобам Гавриловой Т.М. и администрации г. Белгорода
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 06 июня 2016 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителя истицы Богачева Е.В., представителя администрации г. Белгорода Медведевой А.О., поддержавших приведенные в апелляционных жалобах доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Дело инициировано иском Гавриловой Т.М., которая просила признать неправомерным отказ администрации города Белгорода от 12.02.2016 в удовлетворении ее заявления о включении в сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и обязать ответчика включить ее в областной сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Истица в судебное заседание не явилась, ее представитель исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации г. Белгорода иск не признала.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Белгородской области в судебное заседание не явился, позиции по делу не выразил.
Решением суда иск удовлетворен частично. Признан неправомерным отказ администрации г. Белгорода N 72 от 12.02.2016 в удовлетворении заявления Гавриловой Т.М. о включении в сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Гавриловой Т.М. содержится просьба об отмене данного судебного акта в части неудовлетворенных требований по мотиву его незаконности и принятии нового об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе администрации г. Белгорода ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных требований в связи с нарушением норм материального права и принятии нового об отказе в иске.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционных жалобах, у суда в этом деле не имеется.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 14.02.2012 по делу по заявлению Гавриловой Т.М. об оспаривании решений администрации г. Белгорода установлено, что Г. С.А. был постановлен на льготный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. 25.01.2008 на заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол N 2 от 25.01.2008) принято решение считать состав семьи Г. С.А., нуждающихся в улучшении жилищных условий, "данные изъяты" человека: Г. С.А., Гаврилова Т.М. ( "данные изъяты") и Г. А.С. ( "данные изъяты"). Согласно свидетельству о смерти Г. С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода от 21.10.2011 (протокол N 27) было принято решение о снятии с учета нуждающихся Г. C.А. на основании п. 2 ст. 17 ГК РФ в связи со смертью и Гаврилову Т.М. с Г. A.C. как утратившими основания для улучшения жилищных условий. Г. С.А. был поставлен как ветеран боевых действий на льготный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. 25.01.2008 на основании заявления Г. С.А. в состав его семьи были включены его "данные изъяты" Гаврилова Т.М. и "данные изъяты" Г. А.С. Решение администрации г. Белгорода от 21.10.2011 в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении Гаврилову Т.М. и Г. А.С. признано незаконным. Решением суда администрация г. Белгорода обязана восстановить Гаврилову Т. М. и Г. А.С. составом семьи два человека на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В связи со смертью Г. С.А. управлением социальной защиты населения администрации г. Белгорода истице выдано удостоверение N от 27.08.2010 о праве на льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" для родителей и жен погибших военнослужащих.
Гавриловой Т.М. принадлежит на праве собственности помещение "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от 08.07.2015.
Согласно письменному ответу начальника жилищного управления администрации г. Белгорода за N 72 от 12.02.2016 истице отказано во включения в областной сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку такое право она приобрела с даты выдачи удостоверения, то есть с 27.08.2010.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Гаврилова Т.М. является членом семьи умершего ветерана боевых действий, не обеспечена достойными жилищными условиями, состоит на учете по предоставлению жилого помещения с 16.06.1999 (общая очередность), с 2008 года включена в льготную очередь как член семьи Г. С.А., постановленного на льготный учет до 01.01.2005, при жизни Г. С.А. не смог воспользоваться правом на получение мер социальной поддержки по независящим от него обстоятельствам.
Разрешая дело и оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в соответствии с принципами относимости, допустимости, достоверности каждого в отдельности, а также достаточности и их взаимной связи в совокупности, при правильном применении норм материального права и строгом соблюдении процессуального закона, суд правомерно признал оспариваемый отказ администрации г. Белгорода от 12.02.2016 незаконным.
Правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Довод ответчика, что право на получение мер социальной поддержки возникло у истицы только 27.08.2010, правомерно судом отклонен.
Принимая Закон "О ветеранах", законодатель исходил из необходимости установления правовых гарантий социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Это проявилось, в том числе, и в закреплении социальных гарантий не только для самих ветеранов боевых действий, но и для членов их семей, поскольку, принимая участие в боевых действиях, отдавая свой долг государству по защите его суверенитета или иных государственно значимых целей и интересов, ветераны боевых действий рисковали своим здоровьем и жизнью, тогда как данные блага в соответствии с Конституцией РФ признаются наивысшими для человека и гражданина.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения (п. 4 ч. 2 ст. 21 Закона).
Гаврилова Т.М. "данные изъяты" проживает одиноко, мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ "О ветеранах" не получала, имеет в собственности жилое помещение площадью менее учетной нормы.
С учетом изложенных правовых норм судебная коллегия признает неубедительными доводы администрации г. Белгорода о том, что у Гавриловой Т.М. отсутствуют основания для включения в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку статус члена семьи ветерана боевых действий истица приобрела после 01.01.2005.
Приведенные суждения апеллятора основаны на неверном истолковании норм материального права.
Так, законодательством не предусмотрена возможность постановки на жилищный учет членов семьи отдельно от очередника, постановка истицы на учет как члена семьи Г. С.А. не привела к изменению даты постановки его семьи на жилищный учет по списку ветеранов. Решения о постановке истицы и "данные изъяты" на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельно от Г. С.А. не принималось.
Исходя из п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающего возможность обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий только при условии, что они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, юридически значимым обстоятельством является именно дата постановки на соответствующий учет. Факт постановки Г. С.А. на жилищный учет ранее 01.01.2005 стороной ответчика не оспаривается.
При таких обстоятельствах, как верно указано в решении суда первой инстанции, Гаврилова Т.М., состоявшая на жилищном учете в составе семьи Г. С.А., принятого на учет до 01.01.2005 года, не утратила права на предоставление ей меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Отказ в удовлетворении требования Гавриловой Т.М. о включении в областной сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета вместо Г. С.А. обоснованно мотивирован тем, что они заявлены к ненадлежащему ответчику - администрации г. Белгорода, в то время как надлежащим ответчиком по данному требованию является Управление социальной защиты населения Белгородской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку ведение областного реестра нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность возложена на названное Управление.
Ссылка в жалобе Гавриловой Т.М. на то, что в соответствии с положениями п. 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (утв. Постановлением Правительства Белгородской области от 28.03.2006 N 52-пп) органы местного самоуправления в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", не свидетельствует о том, что администрация г. Белгорода по указанному требованию является надлежащим ответчиком. В силу п. 1 Постановления Правительства Белгородской области от 28.03.2006 N 52-пп управление социальной защиты населения области на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований области, формирует по категориям сводные списки ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сводные списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, и направляет их на утверждение в департамент здравоохранения и социальной защиты населения области.
В рассматриваемом случае истица заявила требование о включении вместо умершего Г. С.А. в областной сводный список ветеранов, а не в списки, формируемые органами местного самоуправления.
Сам по себе факт привлечения к участию в деле управления социальной защиты населения Белгородской области в качестве третьего лица, а не соответчика не может служить поводом для отмены оспариваемого решения суда, поскольку Гаврилова Т.М. в будущем не лишена возможности заявить требования к надлежащему ответчику.
Доводы авторов апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, основаны на неправильном понимании и толковании норм материального права, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. В связи с изложенным, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 06 июня 2016 г. по делу по иску Гавриловой Т.М. к администрации г. Белгорода о признании неправомерным отказа администрации города Белгорода от 12.02.2016 о включении в сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем, и обязании включить в областной сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета оставить без изменения, апелляционные жалобы Гавриловой Т.М. и администрации г. Белгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.