Судья Санкт-Петербургского городского суда Шабакова С.В., при секретаре Костине Ф.В., рассмотрев 16 августа 2016 года в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Петроградского районного суда Санкт- Петербурга от 30 июня 2016 года в отношении
ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания", ИНН 7839330845, ОГРН 106784749288, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Инструментальная, д. 3, лит. П;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2016 года ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Вина Общества установлена в Осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно:
12.03.16 г. в 21 час 54 минуты, на перегоне Саблино-Тосно Октябрьской железной дороги филиала ОАО " Р" 51 км 8 пк 1 путь остановлен поезд N 6515 сообщением Санкт-Петербург-Малая Вишера (8 вагонов) с электросекцией ЭТМ2МN058 приписки локомотивного депо ТЧ-10 Металлострой под управлением машиниста приписки локомотивного депо ТЧ-20 Санкт-Петербург Финляндский в 22-30 ТЧМ затребовал вспомогательный локомотив в 23-08 отказ от вспомогательного локомотива, неисправность устранена в 23-23 поезд N 6515 отправился по назначению с отклонением от графика на 01 час 28минут.
Причина-вагон N 05809 сквозная коррозийная трещина по резьбе на тормозной магистрали.
18.02.2016 года должностным лицом СЗУГДЖН установлено, что перевозчиком в пригородном железнодорожном сообщении на участке Санкт-Петербург-Малая Вишера, является Открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" ( ОАО СЗ ППК), расположенная по адресу: г.Санкт-Петербург, Инструментальная улица, д.3, литер П.
ОАО "СЗ ППК", согласно информации размещенной в открытом доступе сети Интернет по адресу http://www.rostransnadzor.ru/railway/registers/ имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров и багажа железнодорожным, транспортом.
ОАО "СЗППК" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа в пригородном сообщении железнодорожным транспортом на основании Лицензии серии ППБ N ... от 12.09.2011 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности - Санкт-Петербург, Новгородская область, Псковская область, Мурманская область, Вологодская область, Тверская область, Республика Карелия.
В соответствии с Уставом ОАО "СЗППК" основной целью общества является получение прибыли. Для получения прибыли Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в том числе перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации, Общество может заниматься только на основании лицензии.
Законодателем, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а именно защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, определен исчерпывающий список требований к перевозчику, помогающая достичь обозначенных целей ( ст.2. Федерального Закона ФЗ-РФ N 17 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 года).
Статья 14 Федерального Закона ФЗ-РФ N 17 " О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 года, сообщает, что основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом ФЗ-РФN 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 года, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, и другими нормативными актами.
Часть 2 ст. 20 ФЗ -17 предписывает Владельцам инфраструктур, перевозчикам, грузоотправителям (отправители) и другим участникам перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечение: безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
ФЗ-РФ N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 года определены основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа. Так, в соответствии со ст.2 настоящего Устава, перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон правомочному на его получение лицу (получателю).
Статья 8. Федерального закона от 4 мая 2011г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам:
1. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
2. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
3. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности
3) наличие у лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) иные требования, установленные федеральными законами.
Согласно сообщения от 24.03.2016 года исх. N 958 генерального директора В.Григорьева ОАО "СЗППК" не располагает приказом о назначении ответственного за техническое состояние подвижного состава, соответственно необходимая система производственного контроля необходимая для осуществления лицензированного вида деятельности в ОАО " СЗППК" отсутствует. В материалах дела представлен приказ от 31.12.2015года N 584/п о назначении ответственного за обеспечением безопасности движения и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава.
Протоколом совместного совещания у начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург - Московское Е.М. " ... " от 13.03.2016г.N ОГТ-10/16-56 причиной опоздания поезда N6515 сообщением Санкт-Петербург - Московский - Малая Вишера 12.03.2016года, считают сквозную коррозийную трещину по резьбе на трубе ТМ со стороны концевого крана вагона 058-09, а заместителям начальника депо было предписано провести разовую проверку всего подвижного состава на предмет контроля состояния резьбовых соединений концевых кранов головных вагонов со снятием кранов.
Данная проверка подвижного состава могла быть инициирована ответственным за обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного подвижного состава со стороны перевозчика ОАО " СЗППК", однако произошедший случай указывает на ненадлежащее выполнение перевозчиком требований п.п.А ст.4 "Постановления Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте".
Место и время выявления правонарушения : 05.04.2016г. в 10 часов 00 минут, г.Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д.117, лит.А,
Защитник ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Мягков С.Г. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит постановление районного суда отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов указал, что в протоколе об административном правонарушении не указано, в чем конкретно заключается нарушение перевозчиком лицензионных требований, указанных в подпункте "а" пункта 4 Положения о лицензировании, содержащиеся в протоколе ссылки на допущенные перевозчиком нарушение условий и требований осуществления пассажирских перевозок, регламентированных ст. 17 и ст. 20 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", а также ст. 3 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" не могут быть признаны обоснованными, поскольку нормами названных статей порядок и условия осуществления перевозок пассажиров не устанавливаются. Обслуживание и ремонт тормозной системы проводился в апреле 2015 году, оснований для проверки перевозчиком всего подвижного состава не было. Нормами положений о лицензировании деятельности по перевозкам ж/д транспортом пассажиром наличие в штате лицензиата работника, ответственного за техническое состояние подвижного состава, не предусмотрено. Кроме того, должностное лицо проводило административное расследование без выявленного административного правонарушения, то есть с процессуальными нарушениями нормами КоАП РФ. Судом в постановлении положены в вину Общества доказательства, которые не подтверждают вину Общества. Согласно имеющемуся в материалах дела договором аренды железнодорожного состава с экипажем, у ОАО "СЗППК" не предусмотрена обязанность в любое время осуществлять контроль за исполнением арендодателем обязательств по договору, в том числе его санитарно-технического состояния пассажирского подвижного состава. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда не дана оценка доводом защитника, приобщенных к материалам дела в письменном виде.
А потому, как указывает защитник, постановление судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению, за отсутствием состава административного правонарушения.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, генеральный директор ОАО "СЗППК" в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно материалам дела о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитники ОАО "СЗППК" Мягков С.Г. и Лисавцов Е.Б. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, считаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Однако при рассмотрении настоящего дела судьей Петроградского районного суда Санкт-Петербурга указанные требования закона не выполнены.
Так, в постановлении судьи в нарушение требований ст.ст. 26.11, 29.10 КоАП РФ отсутствуют исследование и оценка доказательств, на основании которых судьей установлены обстоятельства правонарушения и вина юридического лица в его совершении, доказательства в постановлении лишь перечислены, их содержание не раскрыто.
Так же, в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление судьи немотивированно, не приведены суждения, на основании которых судья пришел к выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Кроме того, оценка и исследование доводов защиты, содержание суждения стороны защиты, относительно отсутствия состава административного правонарушения в действиях юридического лица изложенных защитником в ходе рассмотрения дела (л.д. 124-129), судом надлежащим образом не дана.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения судьи и направление жалобы на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат рассмотрению остальные доводы жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" - отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" возвратить в Петроградский районный суд Санкт- Петербурга на новое рассмотрение.
Судья Шабакова С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.