Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Пошурковой Е.В., Луковицкой Т.А.
при секретаре
Васильеве А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фатыхова И. Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2015 года по гражданскому делу N2-4392/15 по иску Фатыхова И. Н. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении на очереди, обязании выделить государственный жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Фатыхов И.Н. обратился в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и просил восстановить его на очереди на получение недополученной части государственного жилищного сертификата, обязать ответчика выделить государственный жилищный сертификат (субсидию) на приобретение 25 квадратных метров жилья в соответствии со ст. 15 ФЗ РФ от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих".
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с 1972 года по 2000 год, имеет общую выслугу лет в календарном исчислении более 28 лет, в льготном - более 45 лет. Приказом Министра Обороны РФ от 19.10.2000 года истец был досрочно уволен в запас по состоянию здоровья. Также истец указал, что с 1993 года состоял на очереди на получение жилого помещения в Мурманской КЭЧ противовоздушной обороны МО РФ с правом получения жилого помещения общей площадью 87 (97) кв.м., с учетом членов семьи. В период службы жилым помещением обеспечен не был. Перед увольнением истцу было предложено получить государственный жилищный сертификат, на что он дал согласие. Вместе с тем, при получении сертификата выяснилось, что субсидия выделена только на 72 кв.м. в сумме 252 000 руб., вместо 87 (97) кв.м. в сумме 376 360 руб. Указанный сертификат истец реализовал путем приобретения жилого помещения площадью 59,6 кв.м. (с учетом истца и трех членов семьи), доплатив за жилое помещение свои личные сбережения. При таких обстоятельствах истец полагает, что имеет право требовать восстановления его на очереди на получение недополученной части государственного жилищного сертификата, а также на выделение государственного жилищного сертификата на приобретение 25 кв.м. жилого помещения в соответствии с ФЗ РФ "О статусе военнослужащих".
Решением Смольинского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований Фатыхову И.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, полагает его незаконным и необоснованным.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, с учетом того, что истец, представитель ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен факсимильным сообщением, истец - телефонограммой лично, при этом истец ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, подробно изложил свои доводы в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца представителя ответчика.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Механизм реализации права военнослужащих на жилище, а также источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, урегулированы положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Как усматривается из материалов дела, Фатыхов И.Н. проходил военную службу в период с 02.08.1972 года по 18.12.2000 года (л.д.69-71).
На основании приказа Министра обороны РФ от 19.10.2000 года истец был досрочно уволен с военной службы в запас по пп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.05.98 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (по состоянию здоровья) (л.д.90).
30.12.1999 года истцу был выдан государственный жилищный сертификат - безвозмездная субсидия на приобретение жилья в размере 252 000 руб., из расчета 72 кв.м. на состав семьи 4 человека. Расчет субсидии произведен из средней стоимости жилья 3 500 руб. в избранном военнослужащим месте жительства (республика Башкортостан) (л.д. 74-75)
Предоставленный государственный жилищный сертификат истцом реализован, 01.04.2000 года приобретена квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 59,6 кв.м., в т.ч. жилой площадью 38 кв.м. ( л.д. 76-78).
Указанные обстоятельства истцом не оспариваются.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Как было указано выше, Фатыхов И.Н. воспользовался правом, гарантированным ему п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, получив в 1999 году жилищный сертификат и реализовав его.
На основании п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 года N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете: а) до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета; б) до заключения гражданами, уволенными с военной службы и имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы.
Оценивая изложенные выше обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязательство перед заявителем по обеспечению жилым помещением было исполнено путем выдачи ему государственного жилищного сертификата, следовательно, оснований для восстановления истца на очереди на получение государственного жилищного сертификата не имеется.
Принимая во внимание, что право на обеспечение жилым помещением в льготном порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 года N76-ФЗ, предоставляется военнослужащим однократно и не может быть восстановлено по причине предоставления военнослужащему жилого помещения, не учитывающего его право на дополнительную жилую площадь, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований истца не имелось.
Доводы апелляционной жалобы относительно неправильного применения судом материального права по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ и подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фатыхова И. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.