Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Птоховой З.Ю.
судей
Параевой В.С. и Зарочинцевой Е.В.
при секретаре
Паке О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу командира войсковой части 5491 на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 февраля 2016 года по гражданскому делу N2-689/2016 по иску командира войсковой части 5491 к Лысункину В. К. о взыскании в пользу войсковой части средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку ответчика.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения представителя истца Войсковая часть 5491 МВД России - Качапкина А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Войсковая часть 5491 обратилась в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд с иском к Лысункину В.К. о возмещении средств, затраченных на военную и специальную подготовку.
В обоснование требований указано, что Лысункин В.К. проходил действительную военную службу в период с 01 августа 2008 года по 29 июня 2013 года, находясь на очном обучении в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России. После окончания обучения направлен для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть 5491, где проходил действительную военную службу по контракту в период с 02 августа 2013 года по 21 ноября 2014 года на должности командира патрульного взвода 2 патрульной роты. Приказом командующего войсками Северо-Западного ордена Красной Звезды регионального командования внутренних войск МВД России от 28 октября 2014 года N 104 л/с на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подпункта "в" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта) ответчик был досрочно уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и приказом командира войсковой части 5491 от 21 ноября 2014 года N 249 с/ч исключен из списков личного состава воинской части, снят со всех видов довольствия и направлен на воинский учет в военный комиссариат Центрального района Санкт-Петербурга.
Ссылаясь на положения п. 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", истец обратился в суд и просил взыскать с ответчика в счет возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, в размере 140 154,22 руб.
Определением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 12 ноября 2015 года дело передано на рассмотрение в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга по основаниям ст. 28, 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований командира войсковой части 5491 отказано.
С Войсковой части 5491 в пользу Лысункина В.К. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Ответчик Лысункин В.К., извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом (л.д. 127), в заседание судебной коллегии не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О).
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
Заключая указанный контракт, граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, установленная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в п. 7 ст. 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также размер подлежащих возмещению средств включается в контракт о прохождении военной службы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Коминтерновского районного народного суда Воронежской области от 28 апреля 1992 года по гражданскому делу N 2-1453/92 мать ответчика - Лысункина С.П. лишена родительских прав в отношении Лысункина В.К., "дата" года рождения.
Приказом начальника Санкт-Петербургского военного института Внутренних войск МВД России N ... с/ч от 01 августа 2008 года "По строевой части" Лысункин В.К. зачислен курсантом на первый курс военного института (Санкт-Петербургский военный институт Внутренних войск МВД России) и на все виды довольствия с 1 августа 2008 года с присвоением воинского звания "рядовой".
Лысункин В.К. проходил действительную военную службу в период с 01 августа 2008 года по 29 июня 2013 года, находясь на очном обучении в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России. После окончания обучения был направлен для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть 5491, где проходил действительную военную службу по контракту в период с 02 августа 2013 года по 21 ноября 2014 года на должности командира патрульного взвода 2 патрульной роты.
Приказом командующего войсками Северо-Западного ордена Красной Звезды регионального командования внутренних войск МВД России от 28 октября 2014 года N 104 л/с на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подпункта "в" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта) ответчик досрочно уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и приказом командира войсковой части 5491 от 21 ноября 2014 года N 249 с/ч исключен из списков личного состава воинской части, снят со всех видов довольствия и направлен на воинский учет в военный комиссариат Центрального района Санкт-Петербурга.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что ответчик при поступлении в Военный институт и обучении в нем относился к категории лиц из числа детей-сирот и на него распространялись гарантии, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 5 которого предусмотрено, что обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в федеральных государственных образовательных учреждениях, является расходными обязательствами Российской Федерации.
Соглашаясь с вышеуказанными выводами суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение этих выводов доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, а также считает необходимым указать следующее.
Постановлением Правительства РФ N 402 от 25.06.2007 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.
Согласно п. 1 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы.
В соответствии с п.3 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в целях реализации права каждого человека на образование осуществляется, в том числе и полное финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 120 Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД Российской Федерации, утвержденных приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 14 января 2005 года N22, так же предусмотрено, что предоставление льгот, гарантий и компенсаций курсантам осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Лысункин В.К. в период обучения в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России относился к льготной категории лиц, которым в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляется социальная поддержка в период получения высшего профессионального образования.
Действующее законодательство каких-либо изъятий из нормативно-правового регулирования, предусмотренного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, не содержит.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу войсковой части средств федерального бюджета, затраченных его на военную подготовку.
Оспаривание в апелляционной жалобе решения суда в части взыскания в пользу ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя со ссылкой на то обстоятельство, что войсковая часть 5491, входящая в систему МВД России, как государственный орган, на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, не основано на законе, является следствием неправильного толкования норм материального и процессуального права.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных истцом исковых требований суд, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 98, ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно взыскал с войсковой части 5491 в пользу ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает освобождение МВД России, как государственного органа, от уплаты государственной пошлины, однако освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение суда принято не в их пользу, действующим законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу командира войсковой части 5491 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.