Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Ильичевой Е.В.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-6528/2015 по апелляционной жалобе Мацаль Л. А. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 08 сентября 2015 года, принятое по исковому заявлению Мацаль Л. А. о признании незаконным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения истца - Мацаль Л.А., представителя ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Эбель И.С., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мацаль Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, администрация района) от 30 марта 2015 года N 702 в части снятия ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма.
В обоснование требований Мацаль Л.А. указала, что она и ее сын, состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с "дата" 2000 года, как проживающие в коммунальной квартире и не имеющие другого пригодного для проживания жилья. Мацаль Л.А. является участником целевой программы "Жилье работникам бюджетной сферы, в категории граждан, не имеющих первоочередного права на участие в Программе.
Оспариваемым распоряжением N702 от 30 марта 2015 года истица снята с учета нуждающихся в жилом помещении, т.к. самостоятельно улучшила свои жилищные условия и в настоящее время обеспечена жилой площадью свыше нормы предоставления, поскольку с 2011 года Мацаль Л.А. принадлежит квартира общей площадью 59,70 кв.м., расположенная по адресу: "адрес".
Поскольку фактически Мацаль Л.А. продолжает проживать в Санкт-Петербурге в коммунальной квартире, то истец полагает решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о снятии её с учёта противоречащим ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", т.к. основания постановки ее на учет нуждающихся - проживание в коммунальной квартире, не отпали по настоящее время.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 08 сентября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Мацаль Л.А. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции Мацаль Л.А. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители ответчиков Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "ГОРЖИЛОБМЕН" суд апелляционной инстанции не явились. О времени судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства не представили.
Согласно ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Мацаль Л.А. и ее сын М.М.Г. зарегистрированы и проживают в отдельной комнате общей площадью 26, 07 кв.м., жилой - 16,50 кв.м., в коммунальной восьмикомнатной квартире "адрес", площадью 183 кв.м., где в соответствии с договором передачи доли в собственность граждан Мацаль Л.А. принадлежит " ... " долей в праве общей долевой собственности.
"дата" 2000 года Мацаль Л.А. и ее сын приняты на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на основании договора социального найма как лица, проживающие в коммунальной квартире и обеспеченные жилой площадью менее учетной нормы.
Мацаль Л.А. с "дата" 2012 года являлась участником целевой Программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы" в категории граждан, не имеющих первоочередного права на участие в Программе, с учетом даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ( "дата" 2000 года), о чем в единую базу заявителей Программы, Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "ГОРЖИЛОБМЕН" внесена запись N ... от "дата" 2010 года.
Распоряжением администрации района от 30 марта 2015 года N 702 Мацаль Л.А. снята с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, поскольку обеспечена жилым помещением по норме предоставления. Основанием для принятия решения послужило то обстоятельство, что в процессе актуализации данных администрация района установлено, что Мацаль Л.А. с "дата" 2011 года является собственником квартиры площадью 59,7 кв.м., расположенной по адресу: "адрес". С учетом указанного жилого помещения, а также долей в коммунальной квартире "адрес", жилищная обеспеченность Мацаль Л.А. значительно превышает норму предоставления, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге". В связи с указанными обстоятельствами администрация пришла к выводу о том, что Мацаль Л.А. утратила основания, ранее дававшие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции согласился с утверждением представителя администрации о том, что Мацаль Л.А. самостоятельно улучшила свои жилищные условия путем принятия в дар иного пригодного для проживания жилого помещения площадью 59.7 кв.м ... Следовательно, прекратились основания, установленные п. 16.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6 для признания ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма, а потому она правомерно снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 16.2. ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания.
Пунктом 29.1 ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде установлено, что снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 Правил - минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв.м. на человека), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Частью 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 30 июня 2005 года) установлено, что при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Согласно ч.2 ст.3 названного Закона при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, учитывая, что Мацаль Л.А., помимо имеющихся у нее долей в праве общей долевой собственности в коммунальной квартире "адрес", по договору дарения от "дата" 2011 года приобрела право собственности на квартиру общей площадью 59,70 кв.м., расположенную по адресу: "адрес"; государственная регистрация права собственности истца на указанное жилое помещение осуществлена "дата" 2011 года, после чего жилищная обеспеченность истца превысила 85 кв.м. общей площади в двух жилых помещениях, то основания, предусмотренные п. 16.2 приведенных Правил, т.е. проживание в коммунальной квартире и отсутствие другого жилья, пригодного для постоянного проживания, ранее дававшие Мацаль Л.А. право на получение жилого помещения по договору социального найма, отпали.
Таким образом, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 56 ЖК Российской Федерации администрация района правомерно сняла истицу с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В суде апелляционной инстанции Мацаль Л.А. указала, что при расчете жилищной обеспеченности квартира, расположенная по адресу: "адрес", не должна учитываться при расчете ее жилищной обеспеченности по причине ее удаленности от Санкт-Петербурга, следовательно, истица не подлежала снятию с учета нуждающихся.
Такой довод апелляционной жалобы основан на ошибочном толковании ст. 51 ЖК Российской Федерации и ч.2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65, согласно которым расчет жилищной обеспеченности граждан производиться из совокупности площадей всех жилых помещений, находящихся в их собственности или пользовании, вне зависимости от места расположения жилых помещений на территории Российской Федерации и удаленности от места регистрации гражданина. Следовательно, жилая площадь, принята в дар истцом, правильно учтена администрацией района при расчете жилищной обеспеченности Мацаль Л.А.
То, что Мацаль Л.А. являлась участником целевой Программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы", не имеет правого значения для разрешения дела, поскольку не влияет на порядок расчета жилищной обеспеченности Мацаль Л.А ... Более того, участие истца в такой программе производно от самого факта признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и прекращается с наступлением обстоятельств, влияющих на изменение жилищной обеспеченности в результате которой гражданин снимается с учета нуждающихся.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с этим не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.