Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Ильичевой Е.В., Бутковой Н.А.,
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-616/2016 по апелляционной жалобе представителя Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2016 года, принятое по административному иску Евкайкина П. А. о признании незаконными решения Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации об отказе в выдаче свидетельства коммерческого пилота.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Евкайкина П.А. и его представителя Титовец А.Э., представителей административного ответчика Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации - Спицина С.П. и Михайлову И.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евкайкин П.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными решения Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (далее - СЗ МТУ Росавиации) от 01 октября 2015 и от 16 ноября 2015 об отказе в рассмотрении заявлений о выдаче свидетельства коммерческого пилота.
В обоснование требований административный истец ссылался на то обстоятельство, что 01 октября 2015 года и 14 ноября 2015 года обратился к административному ответчику с заявлениями о выдаче свидетельства коммерческого пилота, к которым приложил следующие необходимые документы: копию паспорта, копию свидетельства о прохождении программы частного пилота; копию диплома по летной специальности; копию протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства, копию справки, подтверждающей прохождение проверки навыков; копию свидетельств о переподготовке на Cessna 172S, DA 42 NG; копию свидетельства о первоначальной подготовке летно-инструкторского состава; копию заданий на тренировку и проверку ВС, тренажер; копии документов АСП (авиационно-спасательная подготовка), АБ (авиационная безопасность), CRM (управление ресурсами летного экипажа); копию медицинского заключения; копию квитанции об уплате госпошлины.
Учитывая, что административным истцом представлен весь пакет документов, установленный п. 6 раздела III Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670, Евкайкин П.А. считает незаконными отказы в рассмотрении его заявлений со ссылкой административного ответчики на неполноту представленных административным истцом документов.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил суд возложить на СЗ МТУ Росавиации обязанность выдать ему свидетельство коммерческого пилота с квалификационными отметками: самолет с одним двигателем, сухопутный (single engine land); самолет много двигательный, сухопутный (multiengine land); Cessna 172 S, DA 42 NG; полеты no правилам полетов по приборам - самолет (instrument airplane); инструктор (instructor).
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2016 года требования Евкайкина П.А. удовлетворены частично. Суд, признав незаконными решения СЗ МТУ Росавиации от 01 октября 2015 и от 16 ноября 2015 об отказе в рассмотрении заявлений Евкайкина П.А. в выдаче свидетельства коммерческого пилота, обязал СЗ МТУ Росавиации рассмотреть заявления Евкайкина П.А. от 01 октября 2015 и от 14 ноября 2015 на предмет выдачи ему свидетельства коммерческого пилота с соответствующими квалификационными отметками с соблюдением установленной законом процедуры.
В удовлетворении требований об обязании выдать свидетельство коммерческого пилота отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение суда, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представители административного ответчика настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец и его представитель, каждый в отдельности, полагая решение суда законным и обоснованным, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Приказом Росавиации от 19 августа 2015 года N 518 аннулировано свидетельство коммерческого пилота Евкайкина П.А., выданное 14 июня 2012 года, сведения о выдаче данного свидетельства исключены из федеральной государственной информационной системы "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
01 октября 2015 года Евкайкин П.А. обратился в СЗ МТУ Росавиации с заявлением о выдаче ему свидетельства коммерческого пилота с внесением соответствующих квалификационных отметок.
Ответом СЗ МТУ Росавиации от 01 октября 2015 года Евкайкин П.А. уведомлен об отказе в приеме документов по причине непредставления им документов о прохождении летного обучения по программе подготовки пилота коммерческой авиации, утвержденной в соответствии со ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации.
14 ноября 2015 года Евкайкин П.А. снова обратился в СЗ МТУ Росавиации с заявлением о выдаче ему свидетельства коммерческого пилота с внесением соответствующих квалификационных отметок.
Письмом СЗ МТУ Росавиации от 16 ноября 2015 года повторно отказано в рассмотрении документов для выдачи свидетельства коммерческого пилота по основаниям, аналогичным изложенным в письме от 01 октября 2015 года.
Разрешая спор суд первой инстанции указал, что оснований для рассмотрения требования административного истца об оценке отказа СЗ МТУ Росавиации в выдаче свидетельства коммерческого пилота и удовлетворения требования Евкайкина П.А. о возложении на СЗ МТУ Росавиации обязанности выдать свидетельство коммерческого пилота не возникло, поскольку из буквального толкования теста оспариваемых писем административного ответчика следует, что Евкайкину П.А. не отказано в выдаче свидетельства коммерческого пилота, а отказано в рассмотрении его обращения о выдаче свидетельства коммерческого пилота по причине непредставления им документов о прохождении летного обучения по программе подготовки пилота коммерческой авиации, утвержденной в соответствии со ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации. В связи с этим суд сделал вывод, что предметом оценки является правомерность отказа в рассмотрении документов, представленных Евкайкиным П.А.
Признавая незаконным отказы СЗ МТУ Росавиации от 01 октября 2015 и от 16 ноября 2015 года, суд первой инстанции, ссылаясь на пункты 4, 5, 11 Федеральных авиационных правилах "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N32, и пункты 3, 8, 17 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670 (далее - Правила проведения проверки) указал, что Евкайкиным П.А. представлены все необходимые документы для решения уполномоченным лицом - СЗ МТУ Росавиации вопроса о возможности (либо невозможности) выдачи свидетельства коммерческого пилота, следовательно, оснований для отказа в рассмотрении данных документов, у административного ответчика не возникло.
Выводы суда основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, правильном толковании и применении норм материального права и являются верными.
В соответствии с п. 4 Федеральных авиационных правилах "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N32 полномочия по оформления свидетельства возложены на территориальный орган Федерального агентства воздушного транспорта, в которое поступило представление (заявление на выдачу свидетельства), независимо от места регистрации или места пребывания кандидата на получение свидетельства.
Приказом Минтранса России от 22 октября 2014 года N 298 утвержден Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (далее- Административный регламент), который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - свидетельство), допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (далее - государственная услуга).
Согласно п.14 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
выдача свидетельства согласно форме, установленной Федеральными авиационными правилами "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации", утвержденными приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 года, регистрационный N 31362);
отказ в выдаче свидетельства;
выдача свидетельства взамен утраченного или пришедшего в негодность.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги изложен в п.22 Административного регламента. К таким основаниям относятся следующее обстоятельства:
несоответствие состава представленных документов требованиям пункта 18 настоящего Административного регламента;
представление заявителем не заверенных в установленном порядке копий документов;
представление заявителем документов, имеющих подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления;
представление заявителем документов, исполненных карандашом либо имеющих повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание;
представление заявителем документов, написанных неразборчиво, в которых наименования юридических лиц указаны с сокращениями, без указания их местонахождения.
В пункте 9 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 августа 2013 года N 670 установлен перечень документов, представляемых кандидатом для получения свидетельства.
Среди прочих документов, кандидат обязан представить копию документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства.
В качестве документа, подтверждающего прохождение Евкайкиным П.А. летного обучения по программе подготовки пилота коммерческой авиации, административный истец представил копию диплома, выданного "дата" 2014 года "ЮР.Л.". По окончании обучения Евкайкину П.А. присвоена квалификация инженер N ... "Летная эксплуатация воздушных судов". А также свидетельства о повышении квалификации, выданные в 2012 и в 2013 годах.
Указанные документы административной ответчик оценил, как не свидетельствующие о прохождении административным истцом летного обучения по программе подготовки пилота коммерческой авиации, утвержденной в соответствии со ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, руководствуясь п.22 Административного регламента (а именно абз.2 - несоответствие состава представленных документов требованиям пункта 18 настоящего Административного регламента) отказал в приеме документов.
Судебная коллегия, как и суд первой инстанции, считает решение административного ответчика об отказе в приме документов незаконным, поскольку административный истец представил все документы, перечисленные в п. 9 Правил проведения проверки и в п.18 Административного регламента, в том числе и документы об образовании. Следовательно, оснований для отказа в рассмотрении документов у административного ответчика не возникло. Качество специального образования, полученного Евкайкиным П.А. и его достаточность для выдачи свидетельства коммерческого пилота, являются предметом оценки СЗ МТУ Росавиации при рассмотрении по существу заявления Евкайкина П.А. о выдачи свидетельства коммерческого пилота, но исходя из положений п.22 Административного регламента несогласие административного ответчика с образование административного истца само по себе не влечет возможность отказа в приеме документов.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Вместе с тем без изменения решения суда, но в соответствии с п.2 ч.6 ст. 180 КАС Российской Федерации, Судебная коллегия изменяет резолютивную часть решения суда первой инстанции путем указания на необходимость исполнения судебного акта до 15 июня 2016 года включительно.
Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2016 года дополнить, установив Северо-Западному межрегиональному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиация) срок рассмотрения заявлений Евкайкина П. А. от 01 октября 2015 года и 14 ноября 2015 года о выдаче свидетельства коммерческого пилота до 15 июня 2016 года включительно.
В остальной части решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.