Санкт-Петербургский городской суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Кулик А.К.
с участием прокурора Травкиной О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кривенченко Анатолия Николаевича о защите избирательных прав,
установил:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 378, опубликованным в газете "Санкт-Петербургские ведомости" 20.06.2016 N 108 (5725), назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва на 18.09.2016 года.
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-3 в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и пунктом 1 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее-Закон Санкт-Петербурга) полномочия окружной избирательной комиссии N 10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию N 12 (далее - ТИК N 12).
Решением ТИК N 12 от 02.08.2016 года N 14-1 Гуляев Сергей Владимирович, выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 (л.д.44-49).
Зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидат от регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" Кривенченко А.Н. (л.д.50) обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением об отмене вышеуказанного решения ТИК N 12 от 02 августа 2016 года N 14-1 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Гуляева Сергея Владимировича.
В обоснование своих требований административный истец указал на то, что, предоставляя в соответствии с п.3 ст.33 Федерального закона сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащего кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (далее - Сведения об имуществе и доходах), Гуляев С.В. в нарушение требований к форме предоставления таких сведений, установленной в Приложении 1 к Федеральному закону, в разделе "Недвижимое имущество" в графе "Земельные участки" указал не полный адрес принадлежащего ему земельного участка, в связи с чем административный истец полагает, что оспариваемое решение было принято с нарушением требований, предусмотренных пп. "в.2" п.24 ст. 38 Федерального закона.
Представитель административного истца адвокат Зубкова Л.Е. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования, ссылаясь на то, что оспариваемое решение нарушает права ее доверителя, поскольку все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, ответственность за предоставление документов, полноту содержащихся в них сведений, а также не соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона и иного закона, возложена на кандидата.
Представитель административного ответчика ТИК N 12 Журов Е.Ю. в суд явился, представил возражения на заявленные требования, полагая, что сообщенные Гуляевым С.В. 18.07.2016 года сведения об имеющемся у него в собственности земельном участке при неполном указании адреса земельного участка не могут являться основанием для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты. Кроме того, в установленный законом срок, т.е. более чем за 1 день до дня, предшествующего дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Гуляева С.В., Гуляевым С.В. было представлено в ТИК N 12 свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащий ему земельный участок.
Гуляев С.В. в суд явился, представил возражения на административное исковое заявление, ссылаясь на то, что Центризбиркомом Российской Федерации к выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации был подготовлен программный продукт "Подготовка сведений. Модуль кандидат", который был адаптирован Санкт-Петербургской избирательной комиссией для проведения выборов депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга и рекомендован кандидатам для удобства заполнения сведений о кандидате и передаче их в комиссии в бумажном и машиночитаемом виде. Сведения о принадлежащем Гуляеву С.В. земельном участке были изложены им на бумажном носителе в соответствии с установленными этим специальным программным продуктом Правилами оформления сведений о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе с использованием ГАС "Выборы", которые не предполагают указание полного адреса места расположения земельного участка. Гуляев С.В. не был извещен ТИК N 12 о недостатках представленного документа, но, тем не менее, дополнительно представил свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащий ему земельный участок, также полные сведения об адресе земельного участка были указаны им при передаче в ТИК N 12 документов в электронном виде.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованное лицо, заслушав заключение прокурора Травкиной О.Ю., полагавшей административный иск подлежащим отклонению, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п.24-26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пп. "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Таких оснований для отказа в регистрации Гуляева С.В. кандидатом в депутаты судом не установлено.
В пункте 3 статьи 33 Федерального закона определено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в подпункте "а" пункта 3 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга.
В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону в Сведениях об имуществе и доходах в разделе "Недвижимое имущество" в графе "Земельные участки" кандидат должен указать место нахождения (адрес), общую площадь (кв.м.) земельного участка.
В представленных Гуляевым С.В. в избирательную комиссию Сведениях об имуществе и доходах от 18.07.2016 года (л.д.64-67) в графе "Земельные участки" указано: "город Санкт-Петербург, "адрес" т.е. указано место нахождения принадлежащего ему земельного участка и его общая площадь.
При этом следует учитывать, что как следует из пояснений представителя ответчика и заинтересованного лица и представленных суду документов, более, чем за один день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, Гуляевым С.В. был представлен документ, содержащий сведения об адресе принадлежащего ему земельного участка - свидетельство о государственной регистрации права от "дата" года, согласно которому административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью " ... " по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". (л.д.89), что не оспаривается административным истцом.
Таким образом, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации Гуляевым С.В., имелись как сведения о месте нахождения (адресе) принадлежащего ему земельного участка, так и иные сведения, предусмотренные пунктами 2, 3, 3.1 Федерального закона, что подтверждается копиями соответствующих документов (л.д.51-93), в связи с чем у ТИК N 12 отсутствовали основания отказа Гуляеву С.В. в регистрации его кандидатом в депутаты, предусмотренные подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
Доводы представителя административного истца о том, что с 15.07.2016 года единственным документом, подтверждающим наличие права собственности на объект недвижимости, является выписка из единого реестра прав на недвижимое имущество, не могут быть приняты в качестве основания для удовлетворения требований, поскольку избирательное законодательство не содержит требований о предоставлении документа, подтверждающего право собственности кандидата на принадлежащее ему имущество, а обязывает его только представить сведения о наличии такого имущества. Представленные Гуляевым С.В. сведения о принадлежащем ему земельном участке позволяли избирательной комиссии идентифицировать данные об объекте недвижимости и осуществить проверку достоверности представленных сведений.
Ссылки административного истца на несоответствие указанной Гуляевым С.В. в Сведениях об имуществе и доходах информации об адресе земельного участка положениям пп.7 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не могут быть приняты судом, поскольку они основаны на ошибочном толковании указанной нормы.
Оценивая доводы представителя административного истца о том, что ТИК N 12 должна была принять во внимание не указание Гуляевым С.В. полного адреса земельного участка в Сведениях об имуществе и доходах и отказать в регистрации его в качестве кандидата, следует также учитывать, что Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрена возможность устранения кандидатом неполноты сведений о нем или ненадлежащего оформления избирательных документов либо восполнения отсутствия какого-либо из них.
ЦИК Российской Федерации в Постановлении от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6 разъяснила порядок применения избирательными комиссиями данной нормы Федерального закона, указав, в частности, на то, что, если избирательная комиссия не известила кандидата о выявленных недостатках в оформлении представленных для выдвижения и регистрации документов, она не вправе принять решение об отказе в регистрации кандидата.
Как следует из пояснений участвующих в деле лиц, ТИК N 12 такого извещения Гуляеву С.В. не направляло.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Кривенченко Анатолию Николаевичу в удовлетворении административного искового заявления об отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 12 с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва от 02 августа 2016 года N 14-1 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Гуляева Сергея Владимировича - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда - Е.А. Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.