Санкт-Петербургский городской суд в составе
Судьи ГУНЬКО Т.А.
С участием прокурора МИЩЕНКО Е.А.,
При секретаре БОРЕНКОВОЙ К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дмитриева Льва Михайловича к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии N 7 об оспаривании законности и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 7 от 11 августа 2016 года N 12-2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Дмитриева Льва Михайловича" и обязании зарегистрировать,
УСТАНОВИЛ:
Решением Территориальной избирательной комиссии N 7 от 11 августа 2016 года N 12-2 отказано Дмитриеву Л.М. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 (л.д. 175 ).
Полагая данное решение незаконным, Дмитриев Л.М. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, которое уточнил в предварительном заседании, об отмене решения и обязании ТИК N 7 его зарегистрировать в качестве кандидата (л.д. 131-135 ).
В судебном заседании Дмитриев Л.М. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Территориальной избирательной комиссии N 7, в лице председателя Левина М.Л. полагал требования необоснованными и просил в удовлетворении отказать.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив собранные доказательства в совокупности, заслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 378 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва на 18.09.2016. Постановление опубликовано в газете "Санкт-Петербургские ведомости" от 20.06.2016 N 108(5725).
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-2 в соответствии с п. 5 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 81-6) утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва (л.д. 216 ).
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-3 в соответствии с п.1 ст. 25 Закона N 67-ФЗ, п. 1 ст. 17 Закона N 81-6 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге (л.д. 220 ).
Постановлением Санкт - Петербургской избирательной комиссии от 21.04.2016 N 141-27 сформирована Территориальная избирательная комиссия N 7 (далее ТИК N 7) (л.д.136).
Решением ТИК N 7 от 11 августа 2016г. N 12-2 отказано Дмитриеву Л.М. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17, по тем основаниям, что количество представленных для проверки подписей избирателей превышает 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки(л.д.175-178).
Полагая решение неправильным Дмитриев Л.М. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с требованием об отмене решения и обязании его зарегистрировать.
В обоснование своих требований Дмитриев Л.М. указал, что при выборочной проверке из 1195 подписей, отобранных для проверки, 134 подписи избирателей признаны недействительными, что составляет 11,21 %. Между тем, административный истец полагает, что вывод о недостоверности 1 подписи избирателя и недействительности 7 подписей избирателей сделаны в отсутствие письменного заключения эксперта, привлекаемого к такой работе, что является нарушением ст. 40 Закона Санкт-Петербурга (п.11, п.п. "в" и "е" п.12), в связи с чем подписи подлежат исключению из числе недействительных.
Кроме того, Дмитриев Л.М. полагает, что подлежат исключению как недействительные подписи, включенные в перечень на основании письма Управления по миграции ГУ МВД от 5.08.2016г. N 15-10-984,оформленные не надлежаще
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( далее Закон N67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушениями требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным законом, иным законом.
Пунктом 1 ст.38 Закона N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица, другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Недействительными признаются: подписи лиц, не обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; подписи избирателей, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ, либо на основании заключения эксперта; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписном листе; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума не собственноручно на основании заключения эксперта; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами осуществляющими сбор подписей избирателей, подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, на основании заключения эксперта.
В соответствии с п.5 ст.36, п.2 ст.37 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, составляющем 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Решением Территориальной избирательной комиссии N 7 от 23.06.2016 N 3-5 установлено, что в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу должны быть отобраны подписи избирателей в количестве 4779.
Дмитриевым Л.М. представлено 5189 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения..
В соответствии с п.7 ст.40 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" из указанного числа отобрано 25 % подписей, что составило 1195.
Согласно итогового протокола проверки подписных листов от 08.08.2016г. 147 подписей из отобранных 1195 подписей признаны недействительными.(л.д.157-158 ).
Согласно протокола заседания ТИК N 7 от 11 августа 2016 года N 12 из числа недействительных были исключены 13 подписей и число недействительных подписей, собранных в поддержку Дмитриева Л.М. составило 134 подписи, что составляет 11, 21 % от общего количества подписей, отобранных для проверки (л.д. 209-215 ). В ходе судебного разбирательства установлено, что 6 подписей избирателей имеют неоговоренные исправления, 1 подпись избирателя подлежит исключению, в связи со смертью, 1 подпись избирателя признана недостоверной на основании заключения эксперта от 5.08.2016 N 7/И\162-16 (л.д.209 )
Территориальной избирательной комиссией N7, исходя из представленной 5.08.2016г. Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информации о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата Дмитриева Л.М. с приложением на 96 страницах проверенных подписей признаны 21 подпись избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующими действительности (л.д.15).
Между тем, административный истец полагает, что представленные Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу информация не может быть признана официальным документом, так как не имеет надлежащего оформления и удостоверения.
Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку основания ставить под сомнение представленную информацию не имеется.
Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу является органом, осуществляющем регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и места жительства, именно этот орган обладает полнотой информации и сведениями, необходимыми при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, в связи с чем располагает необходимой информацией для осуществления проверки представленных сведений.
В соответствии с п.п. "в" пункта 6.4 статьи 38 Закона N 76-ФЗ подпись избирателя признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. Материалами, представленными в ходе судебного разбирательства подтверждается, что документ из Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5.08.206 N 15/10-984 поступил 08.08.2016г. в ТИК N 7 на официальном бланке за подписью врио начальника Пуцко О.Н. с приложением на 96 листах, имеющих нумерацию, порядковые номера и графы таблиц. На каждой странице имеется дата и подпись проверяющего(л.д.1 и ( Приложение N1 ).
Предметом Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года является организация взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума и органов ФМС России в целях обеспечения гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности при их проведении.
Согласно п.4.1.1.4 данного Соглашения ФМС России и ее территориальные органы по запросам избирательных комиссий осуществляют проверку сведений о наличии гражданства Российской Федерации у кандидатов, месте их жительства, а также документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации.
Статья 40 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016г. N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга регулирует порядок проведения избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями.
Согласно требованиям п.п.6, 8 названной статьи избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и ( или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности, содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, избирательные комиссии используют ГАС " Выборы", включая государственную систему регистрации ( учета) избирателей.
По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и ( или) недействительной.
В силу п.п. "в", "з" п.12 ст.40 Закона Санкт-Петербурга недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию.
Требования указанного Закона ТИК N 7 не нарушены. Процедура проверки осуществлена в соответствии с перечисленными выше нормами.
Из итогового протокола проверки подписных листов от 8.08. 2016г. следует, что в результате проверки подписных листов 147 подписей из выбранных 1195 подписей, признаны недействительными.(л.д. 158 ).
В последствии рабочей группой ТИК N 7 тринадцать подписей были исключены из числа недостоверных и количество недостоверных и недействительных подписей признано 134 подписи избирателей. (л.д.161-173
В ходе судебного разбирательства были проверены доводы административного истца и еще 3 подписи исключены из числа недостоверных, однако оставшиеся 131 подпись избирателей, признанных недействительными составила 10,96%, что не позволяет кандидату в депутаты быть зарегистрированным.
При этом суд полагает, что представляется законным и обоснованным единообразный подход к методам проверки и требованиям, предъявляемым к составлению документов.
В этой связи, довод административного истца, который не оспаривая значительную часть подписей избирателей, проверенных УФМС ГУ МВД, оспаривает 21 подпись избирателя, вычленяя их из общего числа проверенных подписей и полагая незаконным представленные сведения по ним регистрирующим органом. Подобный подход представляется необоснованным.
В ходе судебного разбирательства проверены доводы Дмитриева Л.М. относительно сведений изложенных в итоговом протоколе. При этом судом установлена техническая ошибка, такая как исключение числа недействительных подписей избирателей из общего количества собранных подписей (5189-147= 5042), в то время как это количество должно было быть исключено из числа выбранных для проверки подписей (1195-147=1048). Между тем, суд полагает, что техническая ошибка ни коем образом не изменяет результат, не влияет на окончательный вывод ТИК N7 и не свидетельствует о нарушении закона при проведении проверки подписных листов.
На основании изложенного, суд не усматривает законных оснований для отмены решения ТИК N7 об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Дмитриева Л.М., поскольку с объективностью установлено общее число недостоверных ( недействительных) подписей составляет 131 из 1195 проверенных или 10,96%, что превышает количество подписей, необходимых для регистрации Дмитриева Л.М.
Руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Дмитриева Льва Михайловича к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии N 7 об оспаривании законности и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 7 от 11 августа 2016 года N 12-2 "Об отказе регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Дмитриева Льва Михайловича" и обязании зарегистрировать оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней.
СУДЬЯ Т.А.ГУНЬКО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.