Санкт-Петербургский городской суд в составе
Судьи ГУНЬКО Т.А.
С участием прокурора МИЩЕНКО Е.А.,
При секретаре БОРЕНКОВОЙ К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кузина Сергея Владимировича к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии N 10 об оспаривании законности и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 10 от 11 августа 2016 года N 64 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Кузина С.В. " и обязании зарегистрировать,
УСТАНОВИЛ:
Решением Территориальной избирательной комиссии N 10 от 11 августа 2016 года N 64 отказано Кузину С.В. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 (л.д. 23 ).
Полагая данное решение незаконным, Кузин С.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, об отмене решения и обязании ТИК N 10 его зарегистрировать в качестве кандидата (л.д. 1-5 ).
В судебное заседании Кузин С.В. не явился, его интересы представила по доверенности Бабенко Е.С., которая поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители Территориальной избирательной комиссии N 10 по доверенности Огородников Л.Н. и Карасев Д.Ю., полагали требования необоснованными и просили в удовлетворении отказать.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив собранные доказательства в совокупности, заслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 378 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва на 18.09.2016. Постановление опубликовано в газете "Санкт-Петербургские ведомости" от 20.06.2016 N 108(5725).
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-2 в соответствии с п. 5 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 81-6) утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва.
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-3 в соответствии с п.1 ст. 25 Закона N 67-ФЗ, п. 1 ст. 17 Закона N 81-6 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербургел.д. ( 139).
Постановлением Санкт - Петербургской избирательной комиссии от 21.04.2016 N 141-27 сформирована Территориальная избирательная комиссия N 10 (далее ТИК N 10).
Решением ТИК N 10 от 11 августа 2016г. N 64 отказано Кузину С.В. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N11, по тем основаниям, что количество представленных для проверки подписей избирателей превышает 10% недействительных от общего количества подписей, отобранных для проверки (л.д. 23 ).
Полагая решение неправильным Кузин С.В ... обратился в Санкт-Петербургский городской суд с требованием об отмене решения и обязании его зарегистрировать.
В обоснование своих требований Кузин С.В. указал, что 2 августа 2016 года им представлены в ТИК N 10 документы необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в том числе подписные листы с 4548 подписями избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
Необходимое количество подписей для регистрации определено решением ТИК в 4370 подписей, максимально возможное для представления 4807 подписей. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке составило 1093 из 4370 подписей. Рабочей группой ТИК N 10 признаны недостоверными ( недействительными) 353 подписи избирателей, что составляет 32, 3%,т.е. более 10%., что служит основанием для отказа в регистрации.
Между тем, Кузин С.В. полагает, что в нарушение требований Федерального законодательства, п.п."в" пункта 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"( далее Закон N 67-ФЗ) 40 подписей (л.д. 25) признаны недействительными в отсутствие официальных сведений органа, осуществляющего регистрацию граждан, либо заключения эксперта;
196 подписей признаны недействительными, ввиду того, что подписные листы заверены сборщиком подписей, не внесенных в список сборщиков;
102 подписи избирателей, признанные недействительными в связи с неполными или неверными данные о месте жительства сборщиков подписей, указанных в нотариально удостоверенном списке, однако по мнению Кузина С.В. это является незаконным, т.к. субъект РФ г.Санкт-Петербург превысил свои полномочия, предусмотрев в Законе требования о представлении нотариально удостоверенных сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей.
Таким образом, Кузин С.В. полагает, что имеются основания для отмены решения об отказе его регистрации и обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии N 10 от 11.08.2016 N 64 (л.д. 23) Кузину С.В. отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N11 по основаниям представленных недостоверных и недействительных 353 подписей или 32,3% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( далее Закон N67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушениями требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным законом, иным законом.
Пунктом п.п. 6.3, 6.4 ст.38 Закона N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица, другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Недействительными признаются: подписи лиц, не обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; подписи избирателей, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ, либо на основании заключения эксперта; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписном листе; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума не собственноручно на основании заключения эксперта; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами осуществляющими сбор подписей избирателей, подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, на основании заключения эксперта.
В силу п.п."г" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67 ФЗ основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 10 и более процентов недостоверных и ( или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В соответствии с п.5 ст.36, п.2 ст.37 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, составляющем 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Решением Территориальной избирательной комиссии N 10 от 22.06.2016 установлено, что в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу должны быть отобраны подписи избирателей в количестве 4 370.
Кузиным С.В. представлено 4548 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
В соответствии с п.7 ст.40 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" из указанного числа отобрано 25 % подписей, что составило 1093.
Согласно ведомости проверки подписных листов N1 от 09.08.2016г. и итогового протокола проверки подписных листов от 09.08..2016г. 353 подписи из отобранных 1093 признаны недействительными, что составило 32,3% (л.д. 117 ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что территориальной избирательной комиссией N10, исходя из представленной 5.08.2016г.за N 15/10-981 Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информации о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата Кузина С.В. с приложением проверенных подписей признаны недействительными 40 подписей избирателей. (л.д.83-98 ).
Кроме того, ТИК N 10 недостоверными признаны 102 подписи избирателей в связи с неполными или неверными данными о месте жительства сборщиков подписей, указанных в нотариально удостоверенном списке сборщиков.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ТИК N 10 исключила 64 подписи избирателей, заверенные сборщиком подписей Дворецкой И.Н., ввиду того, что в нотариально заверенных сведениях данного сборщика не указан номер квартиры Дворецкой И.Н., в то время как в подписных листах данный сборщик указал номер квартиры.
Между тем, суд исследуя данный вопрос установил, что сведения необходимых данных о сборщике Дворецкой И.Н. указанных в нотариально заверенном списке и имеющихся в подписных листах( фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, подпись сборщика, место жительства) не имеют расхождений, за исключением технической ошибки нотариуса, который не указал номер квартиры.(л.д.81). Учитывая данные обстоятельства, суд полагает, что техническая ошибка - отсутствие номера квартиры не может служить основанием, для признания собранных и удостоверенных Дворецкой И.Н. 64 подписей недействительными, в связи с чем эти подписи подлежат исключению из списка недействительных.
38 подписей избирателей заверены сборщиком Клейн О.Н., однако заверенная нотариусом подпись данного сборщика отсутствует, что является существенным нарушением, не позволяющим определить достоверность подписи сборшика (л.д. 80).
Довод административного истца о том, что региональный законодатель вышел за пределы своей компетенции установив требование по представлению самостоятельного ( отдельного) документа - нотариально удостоверенных сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, и их подписей и признала недействительными подписи из-за недействительности сведений сборщика, суд полагает ошибочными, основанными на вольном толковании закона.
Согласно п.16 статьи 37 Закона N 67-ФЗ при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машинописном виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум.
С указанной нормой федерального законодательства согласуется норма Закона Санкт-Петербурга. Согласно п.п. "в" п.1 ст.39 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию в том числе, список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц. При этом сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, включают в себя перечень сведений, предусмотренный пунктом 4 статьи 38 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а именно: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа.
Из представленных суду документов усматривается, что в нарушение данных норм закона Кузиным С.В. представлен список сборщиков подписей, который не имеет требуемых Законом реквизитов.(л.д. 74-79). В последствие были представлены сведения о сборщиках подписей, имеющих нотариальное заверение, однако эти сведения расходились со списком, что привело к признанию подписей недействительными, собранными сборщиками, имеющими несоответствия в оформлении.
Таким образом, суд не усматривает в этой части нарушений закона со стороны ТИК N10.
Далее, административный истец полагает, что представленная Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу информация не может быть признана официальным документом, так как не имеет надлежащего оформления и удостоверения, в связи с чем 40 подписей не могут быть признаны недействительными.
Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку основания ставить под сомнение представленную информацию не имеется.
Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу является органом, осуществляющем регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и места жительства, именно этот орган обладает полнотой информации и сведениями, необходимыми при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, в связи с чем располагает необходимой информацией для осуществления проверки представленных сведений.
В соответствии с п.п. "в" пункта 6.4 статьи 38 Закона N 76-ФЗ подпись избирателя признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. Материалами, представленными в ходе судебного разбирательства, подтверждается, что документ из Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5.08.2016 N 1/10-972 поступил в ТИК N 10 на официальном бланке за подписью врио начальника Пуцко О.Н. с приложением на 15 листах, имеющих нумерацию, порядковые номера и графы таблиц. На каждой странице имеется дата и подпись проверяющего(л.д. 83.
Предметом Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года является организация взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума и органов ФМС России в целях обеспечения гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности при их проведении.
Согласно п.4.1.1.4 данного Соглашения ФМС России и ее территориальные органы по запросам избирательных комиссий осуществляют проверку сведений о наличии гражданства Российской Федерации у кандидатов, месте их жительства, а также документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации.
В силу п.4.1.1.5 Соглашения в рамках работы по регистрации ( учету) избирателей, участников референдума территориальные органы ФМС России представляют органам местного самоуправления сведения об избирателях, участниках референдума в порядке, установленном статьей 16 Федерального Закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Положения о Государственной системе регистрации ( учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. УФС России и ее территориальные органы по запросам ЦИК России и органов местного самоуправления в течение тридцати и десяти дней с момента получения запроса соответственно осуществляют проверки сведений о месте жительства избирателей, участников референдума и о документе, удостоверяющем личность избирателя, участника референдума.
Статья 40 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016г. N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга регулирует порядок проведения избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями.
Согласно требованиям п.п.6, 8 названной статьи избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и ( или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности, содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, избирательные комиссии используют ГАС " Выборы", включая государственную систему регистрации ( учета) избирателей.
По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и ( или) недействительной.
В силу п.п. "в", "з" п.12 ст.40 Закона Санкт-Петербурга недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию.
Требования указанного Закона ТИК N 10 не нарушены. Процедура проверки осуществлена в соответствии с перечисленными выше нормами.
Из представленных Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области материалов проверки усматриваются осуществление проверки подписей избирателей, указано сколько и какие подписи признаны не соответствующими действительности( номер строки, номер подписного листа, номер папки). В основе нарушений усматривается недостоверность паспортных данных, указанных избирателями, несоответствие адреса регистрации и места жительства.
Таким образом, суд полагает, что Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является компетентным органом, представившим информацию.
При этом следует отметить, что для проверки были направлены сведения, содержащиеся в подписных листах из которых Кузин С.В. оспаривает лишь 40 подписей избирателей, признанных недостоверными УФМС ГУ МВД, в то время как остальные подписи, проверку по которым проводил этот же орган, административный истец не оспаривает по основаниям того, что орган не компетентный.
На основании изложенного, суд полагает, что при условии проверенных в ходе судебного заседания подписей избирателей, недействительность которых составляет 289 подписи избирателей из 1093 подписи, или 26,44 %, что превышает количество подписей, необходимых для регистрации Кузина С.В., отсутствуют основания для отмены решения ТИК N10 и регистрации Кузина С.В. кандидатом в депутаты.
На основании изложенного, суд полагает доводы, изложенные Кузиным С.В. в административном исковом заявлении и его представителем в ходе судебного разбирательства основанными на ошибочном толковании закона и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Кузина С.В. к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии N 10 об оспаривании законности и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 10 от 11 августа 2016 года N 64 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Кузина С.В.." и обязании зарегистрировать -оставить без удовлетворения.,
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней.
СУДЬЯ Т.А.ГУНЬКО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.