Санкт-Петербургский городской суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Кулик А.К.
с участием прокурора Мищенко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Давыдова А.В. о защите избирательных прав,
установил:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 378, опубликованным в газете "Санкт-Петербургские ведомости" 20.06.2016 N 108 (5725), назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва на 18.09.2016 года.
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-3 в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и пунктом 1 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее-Закон Санкт-Петербурга) полномочия окружной избирательной комиссии N 16 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию N 3 (далее - ТИК N 3).
Решением ТИК N 3 от 09.08.2016 года N 8-1 Галкина Ольга Владимировна, выдвинутая избирательным объединением "Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА", зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 (л.д.111).
Зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидат, выдвинутый избирательным объединением Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", Давыдов Андрей Владимирович (л.д.110) обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения ТИК N 3 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Галкиной О.В.
В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что Галкина О.В. незаконно зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, поскольку данным лицом в ТИК 3 не были представлены документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты: указанные в пунктах 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона заявление о согласии баллотироваться, а также копии документов, подтверждающих соответствующие сведения, в нарушение норм, установленных пунктом 1 статьи 39 Закона Санкт-Петербурга не представлены подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о них и подписи таких лиц, финансовый отчет кандидата.
Административный истец в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования, пояснил, что считает оспариваемое решение незаконным, поскольку в подписных листах в поддержку Галкиной О.В. указаны сведения, не соответствующие действительности, а именно то, что местом ее работы является Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, вместе с тем, Галкина О.В. является депутатом указанного представительного органа, что относится к роду ее занятий.
Представитель административного ответчика ТИК N 3 Шепелев Ю.А. в суд явился, представил возражения на заявленные требования, ссылаясь на то, что все установленные законом документы для уведомления и регистрации кандидата были представлены Галкиной О.В. своевременно.
Галкина О.В. и ее представитель Бобков Б.Ю. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что все установленные законом документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, были своевременно представлены заинтересованным лицом, содержащаяся в подписных листах информация не противоречит установленным требованиям и не вводит избирателей в заблуждение. Завили, что требование истца об отмене решения ТИК N 3 о регистрации кандидатом в депутаты Галкиной О.В. основано на заведомо недостоверных утверждениях об отсутствии необходимых документов, направлено не на установление факта отсутствия каких-либо документов, необходимых для регистрации кандидата Галкиной О.В., а попыткой, недобросовестно пользуясь процессуальными правами, получить неограниченный доступ ко всем ее документам, при том, что членом рабочей группы по приему документов и проверке подписей избирателей в ТИК N 3 является член ТИК N 3 с правом решающего голоса Любаров Д.Б., предложенный в состав ТИК тем же структурным подразделением Партии "Яблоко", которым Давыдов А.В. выдвинут кандидатом.
Исследовав представленные доказательства, выслушав административного истца, заинтересованное лицо, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п.24-26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Аналогичные положения содержатся в подпункте "г" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2., 3,а при проведении выборов в том числе в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижении кандидата.
В статье 33 Федерального закона и статье 33 Закона Санкт-Петербура установлены условия выдвижения кандидатов, согласно которым соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, паспортные данные, ИНН, гражданство, сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо к иному общественному объединению, свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом (пункт 2 статьи 33 Федерального закона)
Вместе с заявлением представляются: заверенная копия паспорта, заверенные копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по сделкам, совершенным в течение последних трех лет, если сумма сделок превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года (подпункты 2.2, 3, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона)
Пунктом 1 статьи 39 Законом Санкт-Петербурга предусмотрено, что для регистрации кандидата, вдвинутого по одномандатному избирательному округу, предусмотрена предоставляются подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей избирателей); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Санкт-Петербургской избирательной комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей избирателей); список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей избирателей), нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц. сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 4 - 6 статьи 30, пунктами 1 - 3 статьи 33 настоящего Закона Санкт-Петербурга или об отсутствии таких изменений; первый финансовый отчет кандидата; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и(или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В силу пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона необходимым условием регистрации кандидата является поддержка его выдвижения, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом; на основании подпункта "д" названной нормы таким основанием является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В ходе рассмотрения настоящего дела из обозревавшихся судом документов, представленных Галкиной О.В. в ТИК N 3, установлено, что все документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Галкиной О.В., установленные Федеральным законом и Законом Санкт-Петербурга, представлены в ТИК N 3 в полном объеме и в установленные сроки. Указанные обстоятельства после обозрения судом оригиналов названных документов административным истцом не оспорены.
Из представленных материалов также следует, что с целью проверки сведений о кандидате, а также достоверности и действительности представленных ею подписей избирателей в поддержку ее выдвижения, ТИК N 3 направлены запросы в отношении Галкиной О.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Управление ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в Санкт-Петербургский институт управления и экономики, Главное Управление Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу, Управление по вопросам миграции МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, откуда в июле 2016 года получены соответствующие сведения.
Решением ТИК N 3 от 23.06.2016 N 3-12 установлено, что для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 необходимо предоставление не менее 4730 и не более 5203 подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей ТИК N 3 из представленных Галкиной О.В. 5062 подписей отобрано путем случайной выборки 1183 подписи избирателей.
Согласно полученной на запрос ТИК N 3 информации из Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 05.08.2016 года при проверке достоверности информации, содержащейся в подписных листах в поддержку Галкиной О.В., выявлены избиратели, чьи адреса и паспортные данные не соответствуют сведениям об избирателях в подписных листах.
Также в ТИК N 3 поступило заключение специалиста 7 отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 02.08.2016 года, согласно которому выявлены рукописные цифровые записи в графе "дата внесения подписи", выполненные одним лицом.
По результатам проверки подписей избирателей были составлены ведомости проверки, на основании который 06.08.2016 года составлен итоговой протокол проверки подписных листов, из которого следует, что в результате проверки подписных листов 83 подписи признаны недостоверными и (или) недействительными, что составляет 7 процентов от числа отобранных подписей.
При таких обстоятельствах предусмотренных Федеральным законом и Законом Санкт-Петербурга оснований для отказа в регистрации кандидата Галкиной О.В. у ТИК N 3 не имелось.
Оценивая высказанные в судебном заседании доводы административного истца о том, что все подписи избирателей подлежали признанию недействительными на том основании, что форма подписного листа не соответствует установленным требованиям в связи с указанием в нем на то, что Галкина О.В. работает в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, суд приходит к следующему.
На основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 5 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона.
Как следует из приложения 5 к Федеральному закону, в подписном листе должны быть указаны сведения о кандидате в графе "работающего", к которым, согласно подстрочной строки к этой графе, относится место работы, занимаемая должность или род занятий.
Из представленных Галкиной О.В. подписных листов следует, что в графе "работающего" указано "в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
В подтверждение достоверности указанных сведений Галкиной О.В. была представлена в ТИК N 3 копия ее трудовой книжки, заверенная Управлением государственной службы и кадров Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в которой имеется запись о принятии ее на должность депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, и справка этого же подразделения от 23.06.2016 года о том, что Галкина О.В. работает по основанному месту работы в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга и замещает государственную должность Санкт-Петербурга депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга с 14.12.2011 года по настоящее время.
Таким образом, сведения о кандидате внесены в подписные листы в соответствии с официально выданным документом, подтверждающим эти сведения, форма подписанного листа соответствует требованиям Федерального закона.
Доводы административного истца о том, что кандидат неправомерно указал слова "в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга" до слов "депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", тем самым отразив недостоверную информацию о своем месте работы, в то время, как замещение государственной должности Санкт-Петербурга - депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга является родом занятий, чем ввел в заблуждение избирателей, не могут быть приняты судом.
Как следует из приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга "О реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга" депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга замещает государственную должность Санкт-Петербурга, ему устанавливается размер должностного оклада по государственной должности Санкт-Петербурга.
Пунктом 2 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга установлено, что депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга работают на постоянной основе. В силу пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга депутат Законодательного Собрания не может в течение всего срока своих полномочий замещать иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
Таким образом, очевидно, что депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не может занимать или замещать в этом государственном органе иной должности, кроме указанной государственной должности Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, указанная Галкиной О.В. информация в подписном листе не противоречит установленной форме подписного листа, не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нем, никоим образом не влечет нарушения прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, и не свидетельствует о нарушении принципа равенства кандидатов.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Давыдову Андрею Владимировичу в удовлетворении административного искового заявления к Территориальной избирательной комиссии N 3 с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 о признании незаконным и отмене решения от 09.08.2016 N 8-1 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 16 Галкиной Ольги Владимировны" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда - Е.А. Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.