Санкт-Петербургский городской суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Пензеник М.Ю.
с участием прокурора Травкиной О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского городского отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене Постановления Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23.08.2016 года N 174-1 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России"
установил:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 378, опубликованным в газете "Санкт-Петербургские ведомости" 20.06.2016 N 108 (5725), назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва на 18.09.2016 года.
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии (далее - СПбИК) от 11 августа 2016 года N 167-1 было отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России" на основании подпункта "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и подпункта "е" пункта 12 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга) в связи с выявлением при проверке более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки (л.д.10-13).
Указанное постановление отменено Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 августа 2016 года N 41/414-7, поскольку в ходе изучения подписных листов в ЦИК России в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона установлено, что 190 подписей избирателей СПбИК признаны недействительными на основании сведений, представленных Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УВМ ГУ МВД), однако в представленном документе не содержится точного указания на недостоверные данные в сведениях об избирателях. В связи с чем ЦИК России пришла к выводу, что недостоверными и (или) недействительными можно признать лишь 259 подписей избирателей (6,84 процента от общего количества подписей, отобранных для проверки), оставшихся 20563 подписей, которые могут быть признаны действительными, достаточно для регистрации списка кандидатов, и возложила на СПбИК обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва выдвинутого избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России" (л.д.14-16).
Постановлением СПбИК от 23 августа 2016 года N 174-1 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России" (л.д.17-21), При этом СПбИК исходила из соблюдения избирательным объединением требований ст. ст. 34, 35 Закона Санкт-Петербурга, представления избирательным объединением предусмотренных названным Законом документов, а также, определяя количество достоверных и действительных подписей, руководствовалась позицией и выводами ЦИК РФ, изложенной в постановлении от 22.08.2016 N 41/414-7.
Постановлением СПбИК от 28.06.2016 N 162-6 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, выдвинутый Санкт-Петербургским городским отделением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации". (л.д.33-34).
Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением об отмене Постановления СПбИК от 23.08.2016 года N 174-1 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России" (далее - Постановление N 174-1).
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что оспариваемое Постановление N 174-1 не мотивировано, в нем лишь указаны основания, по которым ЦИК России отменила ранее принятое Постановление СПбИК N 167-1, при повторном рассмотрении вопроса СПбИК необоснованно не руководствовалась материалами проверки УВМ ГУ МВД, в которых содержались сведения, являющиеся основанием для признания недействительными более чем 10 процентов отобранных для проверки подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России".
Кроме того, на дату принятия оспариваемого Постановления N 174-1, документы, необходимые для принятия такого решения, в СПбИК отсутствовали, поскольку находились в ЦИК России в связи с рассмотрением жалобы на ранее принятое Постановление СПбИК N 164-1.
Административный истец полагает, что оспариваемое Постановление принято с нарушением статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее-Закон Санкт-Петербурга) с нарушением принципа равенства кандидатов, прав административного истца, как избирательного объединения, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Представитель административного истца Терентьева К.А. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования.
Представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Зацепа О.О. в судебное заседание явился, не признал обоснованность заявленных требований, пояснил, что оспариваемое Постановление N 174-1принято в связи с тем, что в обязательном для исполнения Санкт-Петербургской избирательной комиссией Постановлении ЦИК России от 22.08.2016 года содержатся конкретные выводы о действительности ряда представленных избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России" подписей избирателей, в связи с чем СПбИК не нашла оснований для повторной проверки сведений об избирателях, указанных в подписных листах.
Представитель заинтересованного лица Избирательного объединения "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России" Савин Ю.А. в суд явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 10 статьи 20 Федерального закона решение ЦИК России является обязательным для исполнения нижестоящей избирательной комиссии, так же как и выводы, сделанные в таком решении.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора Травкиной О.Ю., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению, в том числе, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является, если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в подпункте "е" пункта 12 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктами 1,5 статьи 36 Закона Санкт-Петербурга необходимым условием регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, является поддержка выдвижения такого списка, подтверждаемая необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
В силу пункта 2 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга количество подписей избирателей, необходимое для регистрации списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа.
Согласно пункту 1 Постановления СПбИК от 16 июня 2016 N 149-5 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов", с учетом численности избирателей в Санкт-Петербурге, количество подписей, необходимое для поддержки выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва составляет 18931. При этом количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в СПбИК, может превышать указанное необходимое для регистрации списка кандидатов количество подписей избирателей, но не более чем на 1893 подписи.
Постановлением СПбИК от 28 июня 2016 N 152-4 на основании пункта 7 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга определено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва проверке подлежат 20 процентов необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, что составляет 3787 подписей избирателей.
02 августа 2016 года избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России" представлены в СПбИК документы для регистрации списка кандидатов, в том числе подписные листы, содержащие 20822 подписи избирателей (л.д.103-104,107-109), из этих подписей методом случайной выборки для проверки отобрано 3787 подписей избирателей, содержащихся в папках 1,3,9,15,19,31 (л.д.106).
СПбИК была проведена проверка отобранных подписей методом визуальной проверки, а также с привлечением специалистов-почерковедов Экспертно-криминалистического Центра ГУВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Управления по вопросам миграции ГУВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
05.08.2016 года в СПбИК поступили заключения специалистов Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 7/И/141-16, N 7/И/142-16, N 7/И/143-16, N 7/И/144-16, N 7/И/145-16 от 03.08.2016 года и N 7/И/158-16 от 05.08.2016 года, согласно которым в ряде строк в подписных листах рукописные цифровые записи в графе "дата внесения подписи" выполнены одним лицом; рукописные тексты в графах "Фамилия, имя, отчество", "Год рождения", "Адрес места жительства", "Серия и номер паспорта" выполнены одним лицом, но не избирателем или лицом, осуществляющих сбор подписей; рукописные цифровые записи в графе "дата внесения подписи" и подпись в графе "подпись" отсутствуют (л.д.112-123).
08.08.2016 года в СПбИК поступили результаты проверки сведений, содержащихся в подписных листах из УВМ ГУ МВД (л.д.111).
По результатам проведенной проверки с учетом заключений специалистов Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 7/И/141-16, N 7/И/142-16, N 7/И/143-16 от 03.08.2016 года и результатов проверки сведений, содержащихся в подписных листах УВМ ГУ МВД, на основании ведомостей проверки подписных листов, содержащихся в папках N 1, N 3, N 9, и итогового протокола от 08.08.2016 года (л.д.105), недействительными признаны 450 проверяемых подписей избирателей, что составляет 11,8 процентов от количества подписей, отобранных для проверки:
- 56 подписей, в которых дата внесения подписи выполнена не избирателем (код нарушения 11);
- 16 подписей лица, не обладающего активным избирательным правом (код нарушения 41);
- 4 подписи при отсутствии подписи избирателя в подписном листе (код нарушения 42);
- 33 подписи избирателей, в которых указан неполный или неверный адрес места жительства избирателя, или содержатся неоговоренные исправления (код нарушения 46);
- 341 подпись избирателей, в отношении которых нет или неполные, неверные данные документа избирателя, имеются неоговоренные исправления (код нарушения 47).
Названные обстоятельства послужили основанием для первоначального отказа в регистрации списка кандидатов Постановлением СПбИК от 11.08.2016 N 167-1.
Отменяя указанное Постановление, Центральная избирательная комиссия указала, что 190 подписей избирателей СПбИК признаны недействительными на основании сведений, представленных УВМ ГУ МВД, однако в представленном документе не содержится точного указания на недостоверные данные в сведениях об избирателях, в связи с чем ЦИК России пришла к выводу, что недостоверными и (или) недействительными можно признать лишь 259 подписей избирателей.
В судебном заседании представитель СПбИК не смог пояснить суду, какие именно 190 подписей избирателей из 390 подписей, признанных СПбИК недействительными на основании сведений, представленных УВМ ГУ МВД, указаны ЦИК России в Постановлении от 22.08.2016 N 41/414-7.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей устанавливается законом. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
Форма, по которой избирательная комиссия направляет в Территориальный орган ФМС России запрос на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), и порядок ее заполнения установлены приложением к протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии ЦИК Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 27.12.2010 года.
Указанным требованиям представленные суду на обозрение материалы проверки УВМ ГУ МВД сведений, содержащихся в подписных листах, от 08.08.2016 года, не соответствуют.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата, может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Принимая во внимание, что ЦИК Российской Федерации указала СПбИК на отсутствие в материалах УВМ ГУ МВД соответствующих сведений, а СПбИК самостоятельно эти сведения не получила, суд, проводят повторную проверку подписных листов, истребовал соответствующие сведения из УВМ ГУ МВД в отношении избирателей, относительно которых 08.08.2016 года УВМ ГУ МВД было сообщено о недостоверности сведений, указанных в подписных листах.
Как следует из представленных суду 06.09.2016 года УВМ ГУ МВД материалов проверки, выполненных по форме, установленной приложением к Протоколу N 1 Соглашения о взаимодействии ЦИК Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 27.12.2010 года, в отношении 389 ранее указанных подписей избирателей, сведения, содержащиеся в подписных листах, не соответствуют действительности, что является основанием для признания таких подписей недействительными на основании пп. "б", "в", "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, кроме подписи на 7 на листе 1 в папке 1, которую избиратель проставила до выдачи ей нового паспорта, и подписи 6 на листе 12 в папке 3, в отношении которой в представленных материалах отсутствуют сведения, отличные от указанных в подписном листе.
Указанные в ответе УВМ ГУ МВД сведения участвующими в деле лицами не оспорены.
Таким образом, с учетом признанных административным ответчиком недействительными 60 подписей избирателей по основаниям, предусмотренным пп. "г", "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, недействительность которых участвующими в деле лицами также не оспаривается, недействительными в папках 1,3,9 являются 447 подписей избирателей, что более 10 процентов подписей избирателей, отобранных для проверки, и соответственно, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов по подпункту "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона и по подпункту "ж" пункта 12 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга.
При этом следует учитывать, что в СПбИК были представлены заключения специалистов-почерковедов относительно достоверности подписей избирателей, содержащихся в папках 15,19,32, согласно которым 146 подписей избирателей должны быть признаны недействительными по основаниям, установленным пп. "е", "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, однако указанные выводы специалистов, которые не оспариваются участвующими в деле лицами, не были приняты СПбИК во внимание в связи с прекращением после проверки папок 1,3,9 дальнейшей проверки подписей избирателей на основании пункта 15 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга, согласно которому если количество недостоверных и(или) недействительных подписей избирателей, выявленных при проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей избирателей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, списка кандидатов не производится.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что выводы, содержащиеся в Постановлении ЦИК России от 22.08.2016 N 41/414-7 являлись для СПбИК обязательным основанием для принятия решения о регистрации списка кандидатов, в связи с чем Постановление N 174-1 не подлежит отмене, не могут быть признаны обоснованными.
В силу части 10 статьи 20 Федерального закона решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
В соответствии с компетенцией, определенной в пп. "к" п.9 статьи 21 Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
В пункте 6 статьи 45 Федерального закона установлено, что решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Как следует из Постановления от 22.08.2016 года N 41/414-7, ЦИК России не приняла решение по существу, а обязала Санкт-Петербургскую избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической парии "Коммунистическая партия Коммунисты России", и именно это указание является для СПбИК обязательным.
Кроме того следует учитывать, что положениями пункта 7 статьи 38 Федерального закона предусматривается, что повторная проверка подписных листов может быть осуществлена судом. Следовательно, как усматривается из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 10.02.2016 N 216-О, суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание, что участвующими в деле лицами не оспорены сведения, представленные суду из УВМ ГУ МВД, а также основания, по которым СПбИК признал недействительными иные подписи избирателей, суд полагает, что оспариваемое Постановление N 174-1 принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 Федерального закона, в связи с чем не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Санкт-Петербургского городского отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23.08.2016 года N 174-1 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Санкт-Петербургское городское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда - Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.