Санкт-Петербургский городской суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Кулик А.К.
с участием прокурора Травкиной О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Грязневич Натальи Владимировны и Грэйс Натальи Евгеньевны о защите избирательных прав,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 18 сентября 2016 г.
Постановлением Центральной избирательной комиссии от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа город Санкт-Петербург - Северный одномандатный избирательный округ N 213 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созва (возложены на Территориальную избирательную комиссию N 14 (далее - ТИК N 14).
Решением ТИК N 14 от 29.07.2016 года Марченко Евгений Евгеньевич зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Грязневич Н.В., зарегистрированная решением ТИК N 14 от 29.07.2016 года кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Марченко Е.Е.
В обоснование своих требований административный истец сослалась на то, что 21.08.2016 года на территории МО "Сосновское" Санкт-Петербурга у подъездов жилых домов были обнаружены плакаты, содержащие информацию о распространении депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Марченко Е.Е. билетов на цирковое представление "Цирк воды, огня и света" 04.09.2016 года, 21.08.2016 года на территории МО "Шувалово-Озерки" - плакаты, содержащие аналогичную информацию в отношении билетов на мюзикл "Мама-кот" 22.08.2016 года, а 31.08.2016 года - билетов на концерт "Мир и Победа" 11.09.2016 года. По указанным в плакатах адресам производилась раздача билетов представителями Марченко Е.Е., которая сопровождалась распространением печатных агитационных материалов кандидата и призывами голосовать за кандидата Марченко Е.Е. на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Административный истец полагает, что распространение кандидатом Марченко Е.Е. билетов на указанные культурно-массовые мероприятия является подкупом избирателей по смыслу части 2 статьи 69 Федерального закона от 22.02.2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ), что в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 99 названного Федерального закона и подпункта "г" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) является основанием для отмены регистрации кандидата.
Грэйс Н.Е., зарегистрированная решением ТИК N 14 от 29.07.2016 года кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, также обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Марченко Е.Е.
В обоснование своих требований административный истец сослался на те же обстоятельства, которые были указаны Грязневич Н.В., а также на то, что на территории одномандатного избирательного округа N 213 Марченко Е.Е. были организованы бесплатные экскурсии для избирателей, которые также оцениваются административным истцом как подкуп избирателей. Кроме того, по приблизительным подсчетам административного истца стоимость распространенных билетов на вышеуказанные культурно-массовые мероприятия, агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда Марченко Е.Е. в нарушение положений пункта 5 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 10 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ, организации услуг по проведению бесплатных экскурсий для избирателей, превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Административный истец также ссылается на то, что депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Марченко Е.Е. в нарушение положений пункта 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 1 статьи 53 Федерального закона N 20-ФЗ использовал преимущества своего должностного или служебного положения, предусмотренные пунктами "а", "б", "д", "е" пункта 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ. Как указывает административный истец, раздача билетов на концерт проводилась сотрудниками муниципальных образований ежедневно, в том числе в служебное время, при этом они призывали голосовать за кандидата Марченко, раздача билетов и запись на бесплатные экскурсии осуществлялась в помещениях внутригородских муниципальных образований - муниципальных округ Парнас, Сосновское, Светлановское; агитационные материалы Марченко Е.Е. были обнародованы до начала разрешенного периода агитации в печатных изданиях - в газете "Слово и Дело Евгения Марченко", и распространяются до настоящего времени.
Определением суда административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство.
Административный истец Грэйс Н.Е. и ее представитель Песецкая Д.И., административный истец Грязневич Н.В. и ее представитель Чаплыгин А.А. в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика Марченко Е.Е. - Мохоров Д.А. в суд явился, представил возражения на административные исковые заявления, из которого следует, что Марченко Е.Е. и его доверенные лица не имеют отношения к изготовлению приглашений, выдаче билетов на указанные административными истцами мероприятия, приглашению избирателей на бесплатные экскурсии, распространению газеты "Слово и дело депутата Марченко" в период избирательной кампании, указанные действия были осуществлены без ведома Марченко Е.Е.
Представитель ТИК N 14 Федорова Е.А. в судебное заседание явилась, пояснила, что оставляет решение на усмотрение суда.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон заслушав заключение прокурора Травкиной О.Ю., полагавшей административные иски не подлежащими удовлетворению, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Случаи, по которым регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного но тому же избирательному округу указаны в пункте 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
К указанным основаниям относятся случаи установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией (подпункт "г").
В силу пункта 2 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:
подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;
совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;
позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;
относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.
Представителем административного ответчика Марченко Е.Е. опровергается факт изготовления Марченко Е.Е. и его доверенными лицами, либо иными лицами по их поручению, или с их ведома, приглашений на бесплатные культурно-массовые мероприятия, распространения соответствующих билетов, организации для избирателей бесплатных культурно-массовых мероприятий и экскурсий.
В ходе рассмотрения дела в подтверждение доводов административных истцов о распространении на территории избирательного округа N 213 плакатов с приглашением получить бесплатные билеты, распространения этих билетов сотрудниками государственных учреждений и муниципальными служащими, и организации бесплатных экскурсий, сопровождающихся призывами агитаторов голосовать за кандидата Марченко Е.Е., допрошены в качестве свидетелей К. Д., Б., Л., У.
Вместе с тем из их показаний, также как и из представленных административными истцами видеозаписей, аудиозаписей и фотоматериалов не представляется возможным с достоверностью установить, что вышеуказанные действия осуществлены уполномоченными на это Марченко Е.Е. лицами. Административными истцами не указаны суду какие-либо конкретные лица, которые совершили эти действия.
То обстоятельство, что выдача билетов на концерт 11.09.2016 года и запись на бесплатные экскурсии осуществлялась, в том числе, в Доме молодежи "Форпост", что следует из представленного плаката и показаний свидетелей К. и Д. о получении ими билетов 31.08.2016 года и 01.09.2016 года, не свидетельствует о том, что эти действия имели место в помещении, в котором, согласно газете "Слово и дело Евгения Марченко" N 29 за август 2016 года во вторник осуществляет прием граждан депутат Марченко Е.Е. При этом следует учитывать, что согласно пояснениям свидетелей непосредственно при выдаче билетов какие-либо агитационные материалы кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Марченко Е.Е. не выдавались, и не осуществлялся призыв голосовать за него.
Как следует из пояснений свидетелей Б. и Л. о событиях 24.08.2016 года и 25.08.2016 года, У. о событиях 02.09.2016 года, выдача билетов на культурно-массовые мероприятия, запись на экскурсии осуществлялась по указанному в плакатах адресу: ул. Есенина дом 30, но не в приемной депутата Марченко Е.Е., а в помещении МО МО "Парнас".
Пояснения свидетелей Б. и Л. о том, что о выдаче билетов по программе депутата Марченко Е.Е. их проинформировал гражданин, представившийся Главой внутригородского муниципального образования муниципальный округ "Парнас", при этом рассказав о преимуществах избрания Марченко Е.Е. депутатом, не подтверждают то обстоятельство, что указанное лицо действовало по поручению или с ведома Марченко Е.Е. или уполномоченных им в избирательном процессе лиц. Ходатайство о допросе указанного лица в качестве свидетеля административными истцами не заявлено.
То обстоятельство, что расходы на изготовление представленных плакатов, приглашений, приобретение билетов и организацию бесплатных экскурсий не были оплачены из избирательного фонда кандидата Марченко Е.Е. следует из предъявленной справки Учета расходования денежных средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Марченко Е.Е.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности, применяемой судом к лицам, виновным в совершении определенных нарушений законодательства о выборах, отмена регистрации применяется в целях наказания виновных лиц, которое состоит в принудительном отказе этим лицам в реализации пассивного избирательного права, суд полагает, что при отсутствии достоверных доказательств факта подкупа избирателей кандидатом Марченко Е.Е. или уполномоченными ими лицами, административное исковое заявление об отмене его регистрации по этому основанию не может быть удовлетворено.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ отмена регистрации кандидата может быть осуществлена судом в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов
Вместе с тем, принимая во внимание, что судом не установлен факт расходования Марченко Е.Е. денежных средств на распространение бесплатных билетов, организацию культурно-массовых мероприятий и бесплатных экскурсий для избирателей, оснований полагать, что расходы административного ответчика на выборах превысили 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного пунктом 9 статьи 71 Федерального закона N 20-ФЗ, не имеется.
Согласно справке Учета расходования денежных средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Марченко Е.Е. указанный предельный размер расходования средств избирательного фонда административным ответчиком не превышен.
Доказательств, опровергающих доводы Марченко Е.Е. о том, что им не были изготовлены и распространены иные агитационные материалы, кроме тех, о которых было им заявлено в ТИК N 14, в том числе, представленные административными истцами материалы, не содержащие установленных пунктом 2 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ сведений, суду не представлено.
Административный ответчик Марченко Е.Е. является депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва и в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 15.06.2005 года N 302-34 "О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга" занимает государственную должность Санкт-Петербурга.
На основании пункта 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 1 статьи 53 Федерального закона N 20-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 статьи статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Перечень действий, которые подпадают под понятие использование преимуществ должностного или служебного положения установлены в пункте 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 53 Федерального закона N 20-ФЗ.
Административный истец Грэйс Н.Е. полагает, что Марченко Е.Е. использовал преимущества своего служебного или должностного положения, предусмотренные подпунктами "а", "б", "д", "е" пункта 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума (пп. "а"); использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях (пп. "б"); сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок (пп."д"); доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (пп. "е")
Вместе с тем, доказательств того, что Марченко Е.Е. привлек конкретных муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей его выдвижению, суду не представлено. Так же как и доказательств того, что для этих целей по его поручению, или с его ведома, использовались помещения, занимаемые органами местного самоуправления. То обстоятельство, что лицо, представившееся Главой Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования муниципальный округ Парнас, согласно пояснениям свидетелей Б. и Л. разъясняло им преимущества избрания Марченко Е.Е. депутатом, не свидетельствует о том, что эти действия были осуществлены по поручению или с ведома Марченко Е.Е., и об использовании Марченко Е.Е. преимуществ своего служебного или должностного положения.
Доказательств того, что иным кандидатам и избирательным объединениям не был гарантирован доступ к муниципальным средствам массовой информации в целях предвыборной агитации, в том числе к газете "Слово и дело Евгения Марченко", издателем и заказчиком которой является Муниципальный Совет внутригородского Муниципального образования муниципальный округ Парнас, суду не представлено.
Ссылки административного истца Грэйс Н.Е. на газету "Слово и дело Евгения Марченко" N 28 от 15.07.2016, N 29 от 03.09.2016, в которых, по мнению истца, содержатся признаки незаконной предвыборной агитации кандидата в депутаты Государственной Думы Марченко Е.Е., не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 настоящей статьи, которым запрещено изготавливать печатные агитационные материалы без предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда, с нарушением требований, установленных пунктом 2 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно этой норме все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, изготовившей данные материалы, наименование организации (ФИО лица), заказавшего их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
В силу пункта 3 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ экземпляры агитационных материалов до начала распространения должны быть представлены в избирательную комиссию.
Как следует из предъявленных суду административным ответчиком Марченко Е.Е. экземпляров печатных агитационных материалов, представленных Марченко Е.Е. в ТИК N 14 и аналогичных материалов ТИК N 14, данное требование Марченко Е.Е.соблюдено. При этом газета "Слово и дело Евгения Марченко" в качестве такого материала не заявлена, а Информационный бюллетень N 1 от 03.09.2016, на который также ссылается административный истец, является печатным агитационным материалом кандидата.
Доказательств распространения Марченко Е.Е. указанных выпусков газеты "Слово и дело Евгения Марченко" как до начала периода разрешенного размещенного агитационных материалов в печатных изданиях, так и в дальнейшем суду не представлено.
При этом следует учитывать, что распространение агитационных печатных материалов с нарушением вышеуказанных требований является основанием для запрета распространения агитационных материалов, пунктом 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ такие обстоятельства в качестве оснований для отмены регистрации кандидата не предусмотрены.
При таких обстоятельствах, поскольку судом не получено бесспорных доказательств в подтверждение факта нарушения кандидатом Марченко Е.Е. норм избирательного законодательства, оснований для принятия решения об отмене его регистрации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Грязневич Наталье Владимировне, Грэйс Наталье Евгеньевне в удовлетворении административных исковых заявлений об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 213 "Город Санкт-Петербург-Северный одномандатный избирательный округ" Марченко Евгения Евгеньевича - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда - Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.