Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Кулик А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора Санкт-Петербурга о ликвидации Региональной общественной организации "Китайское землячество Санкт-Петербурга "Союз деловых партнеров",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Санкт-Петербурга обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о ликвидации Региональной общественной организации "Китайское землячество Санкт-Петербурга "Союз деловых партнеров" (далее - Организация), указывая на то, что в ходе проведенной органами прокуратуры проверки установлено, что за период с 2013 года и по настоящее время административный ответчик в нарушение требований пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" не предоставлял в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу отчетность о своей деятельности, что послужило основанием для объявления Организации предостережения; Организация фактически деятельность, предусмотренную Уставом, не осуществляет, не находится по месту регистрации юридического лица; положения пункта 3.1 Устава Организации содержат дискриминационные положения, нарушающие конституционные права граждан на свободу объединения, а именно, устанавливают, что членами Организации могут быть лица, относя себя к определенной этнической общности (китайцы).
Представители Прокурора Санкт-Петербурга Мищенко Е.А. и Куницкий М.П. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.
Представитель Организации на основании доверенности Б. и Председатель Правления Организации Л., в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что руководитель Организации не знал о содержании российского законодательства, регулирующего обязанности некоммерческих организаций, после получения административного искового заявления Организацией предприняты меры для устранения выявленных недостатков; Организация является действующей и находится по месту регистрации юридического лица, в Организацию принято около 100 человек, ликвидация Организации приведет к нарушению прав кредитора - М., которая по договору беспроцентного займа от "дата" передала Организации " ... " рублей на срок до "дата".
Представители заинтересованных лиц Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу К., Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Санкт-Петербургу В. в суд явились, поддержали заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу в суд не явился, о слушании дела извещен, ранее поддержал заявленные требования.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" также обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В силу пп. "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть первая статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.
При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в рамках предоставленных полномочий вынесено и направлено в адрес административного ответчика, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, письменное предупреждение от 09 марта 2016 года N 78/08-3270 о нарушении требований, установленных абзацем 4 и 8 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях". Данное нарушение выразилось в не информировании Организацией в 2013 и 2014 годах о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 N 72, в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212. Организации предложено устранить недостатки в течение 2 месяцев со дня получения представления (л.д.16-17). Как следует из предъявленного представителем Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу почтового конверта указанное предупреждение, направленное по указанному Организацией адресу ее места нахождения, возвратилось обратно в связи неполучением адресатом.
То обстоятельство, что Организация в нарушение требований Федерального закона не исполняла свою обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, и не исполнило вышеуказанное предостережение ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербург, не оспаривается представителями Организации.
Доводы ответчиков о том, что эти действия не были совершены по причине незнания законодательства Российской Федерации, не могут быть приняты судом, тем более, что указанные обязанности Организации зафиксированы и в пункте 2.4 ее Устава.
Как следует из представленных ответчиками в суд документов, после начала рассмотрения в суде настоящего дела, Организация направила в ГУ Министерства юстиции по Санкт-Петербургу 13.07.2016 года - отчет о деятельности Организации за 2015 год (л.д.126,155-156), 22.08.2016 года - отчет за 2013 и 2014 годы, и 05.08.2016 года - документы о внесении изменений в Устав Организации, которыми положения пункта 3.1 Устава изложены в новой редакции, исключающей указание на возможность участия в организации только лиц, относящих себя к определенной этнической общности (л.д.152).
Суд полагает, что указанные отчеты о деятельности не устраняют допущенные Организацией нарушения в ее деятельности, и свидетельствуют о нарушении Организацией действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Из представленных суду доказательств следует, что требования названного Федерального закона и Устава Организации, регулирующие деятельность органов управления и контроля Организации, Организацией не исполнялись.
Согласно пункту 6.2, главы 6.7, 6.8 Устава постоянно действующим руководящим органом Организации является Правление Организации, Правление избирается Общим Собранием из числа членов Организации сроком на два года, председатель Правления Организации избирается Собранием из числа членов Правления сроком на два года. На основании пунктов 3.4, 3.5, 3.6 Устава прием в члены Организации граждан осуществляется на основании письменного решения Правления, которое принимается на соответствующем заседании. В силу пункта 6.2, главы 6.6 Устава Организации высшим руководящим органом является собрание членов Организации, Организация раз в год не позднее трех месяцев после окончания года проводит годовое Собрание, любое другое Собрание считается внеочередным, внеочередное Собрание созывается по решению Правления Организации.
Вместе с тем во всех указанных отчетах содержится информация в графе "сведения о персональном составе руководящих органов некоммерческой организации" о пяти лицах, в том числе Председателе Правления, которые избраны на должность на основании протокола от 29.12.2012 года; в графе 4.2 отчета отсутствуют сведения о проведенных заседаниях исполнительного органа Организации - Правлении, при этом указано на проведение по два общих собраний членов Организации в год.
Таким образом, в нарушение положений Устава, Организацией не принимались решения о переизбрании руководящих органов в период 2014-2016 годов, за период с 2013 Правление Организации не осуществляло своей деятельности, не проводило никаких заседаний, соответственно, не назначало проведение внеочередных Общих собраний, и не принимало решений о приеме в Организацию новых членов.
При таких обстоятельствах следует признать, что прием в члены Организации за этот период 100 человек, как это следует из пояснений Председателя Правления Организации в суде, был осуществлен с нарушением положений Устава Организации. Тем более, что, как следует из пояснений Л., прием новых членов в Организацию влек за собой необходимость заключения ими не предусмотренного Уставом договора.
Доказательств того, что Организацией проводились Общие собрания членов суду не представлено, не смотря на разъяснение административным ответчикам предусмотренной частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Вместе с тем суд критически относится к информации о проведении таких собраний, поскольку в связи с неосуществлением своей деятельности Правление не принимало решений об их проведении, с 2012 года члены Правления и Председатель Правления Организации не переизбирались.
Также следует учитывать, что, как следует из пояснений Л., в период с 2013 года члены Организации вносили в нее членские и разовые взносы, на основании договора от 30.11.2015 года Организацией был получен беспроцентный заем на сумму " ... " рублей. Однако, указанные сведения не отражались в налоговых декларациях за соответствующие периоды, что подтверждается пояснениями представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербург и не опровергается представителями Организации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, у которых не возникает обязанность по уплате налога, обязаны представлять налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода, которые включают в себя соответствующий отчет в случае получения средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" такие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", к которым относятся сведения о месте нахождения юридического лица, т.е. по смыслу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, месте нахождения его постоянно действующего исполнительного органа
Как следует из акта проверки соблюдения действующего законодательства от 16.03.2016 года, составленного прокуратурой Московского района Санкт-Петербурга по указанному в регистрационных документах адресу: "адрес" Организация не находится, какие-либо информационные материалы о ее местонахождении отсутствуют (л.д.11).
Из объяснений прокурору Московского района Санкт-Петербурга от Председателя Правления Организации Л. от 21.03.2016 следует, что фактического адреса местонахождения Организации не имеется (л.д.34-35)
Доводы Л. в суде о том, что указанные объяснения не соответствуют действительности и были им подписаны ввиду недостаточного владения русским языком, не могут быть приняты судом, поскольку, в объяснениях содержится собственноручная запись Л. о том, что объяснения записаны с его слов верно и им прочитаны.
В обоснование своей позиции в суде о том, что все эти годы Организация находится по вышеуказанному адресу, административными ответчиками представлен договор аренды от 11.10.2013 года нежилого помещения общей площадью " ... " кв.м. по адресу: "адрес" заключенный между Л., с одной стороны, и Организацией в лице Л., с другой стороны (л.д.112-114), согласно которому срок начала аренды - 11.10.2013 года, окончания аренды - 01.09.2014 года с автоматической пролонгацией при отсутствии возражений сторон. Вместе с тем, согласно пункту 4.1 договора имущество передается по акту приема-передачи, а в силу пункта 9.2.1 договора приложением к нему является акт приема-передачи от 01.02.2016 года.
Таким образом, очевидно, что до 01.02.2016 года указанное помещение Организации не передавалось. То обстоятельство, что и позднее указанного срока Организация не находится по названному адресу подтверждается актом проверки прокуратуры от 16.03.2016 года, оснований не доверять которому у суда не имеется, вышеуказанными объяснениями Л., а также тем фактом, что направляемая в этот адрес для Организации почтовая корреспонденция, Организацией не получается.
То обстоятельство, что никаких сведений о нахождении Организации по этому адресу на здании и помещении не имеется, административными ответчиками в суде не оспаривалось. Доводы Л. о том, что встретиться с ним по этому адресу можно по предварительному запросу по его мобильному телефону, который согласно его пояснениям, нигде в свободном доступе не размещен, подтверждает тот факт, что Организация, которая согласно пояснениям Л. в суде продолжает осуществлять свою деятельность, направленную на помощь китайским предпринимателям на территории Санкт-Петербурга, демонстрирует устойчивое пренебрежение законам Российской Федерации, не обеспечивает публичности своей деятельности, препятствует должному общественному контролю за ее деятельностью, чем грубо нарушаются права граждан, в том числе право на достоверную информацию о деятельности Организации.
Таким образом, суд полагает установленным, что деятельность Организации осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями требований нормативных правовых актов, что является основанием для ликвидации общественного объединения в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Санкт-Петербурга о ликвидации общественной организации - удовлетворить.
Ликвидировать Региональную общественную организацию "Китайское землячество Санкт-Петербурга "Союз деловых партнеров", основной государственной регистрационный номер N ... и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.