Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Николаенко А.С., рассмотрев 14 июля 2016 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2016 года в отношении
Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, ИНН 7830001853, ОГРН 1037843037935, зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 9, лит. А;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга " ... " О.С. от 18 января 2016 года Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 (трехсот тысяч) рублей.
Вина Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга установлена в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, а именно:
19 ноября 2015 г. в 15.30 в Невском районе Санкт-Петербурга на пересечении ул.Подвойского (N 40 ОП РЗ-1085 ул.Подвойского (от Дальневосточного пр. до ул. Лопатина) и ул. Нерчинской (N40 ОП РЗ-1182 проезд между кварталами 9А, 9Б, 9Б-1 (от улицы Коллонтай до Подвойского) у д.5/6 по улице Белышева произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором один из участников получил телесные повреждения. Одним из сопутствующих факторов происхождения дорожно-транспортного происшествия стало отсутствие дорожных знаков группы приоритета, которые устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги, а именно: на пересечении ул.Подвойского (N 40 ОП РЗ-1085 ул.Подвойского (от Дальневосточного пр. до ул.Лопатина) и ул.Нерчинской ( N 40 ОП РЗ-1182 проезд между кварталами 9А, 9Б и 9Б-1 (от ул.Коллонтай до ул.Подвойского) у д.5/6 по ул.Белышева отсутствовали дорожные знаки: 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N 1090 "Главная дорога"N, 2.2 ПДД РФ "Конец главной дороги", 2.4 ПДД РФ "Уступите дорогу". Перечисленные дорожные знаки предусмотрены Приложением N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации и устанавливаются по ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", в соответствии с согласованным проектом организации дорожного движения, действующим на момент выявления административного правонарушения, а также являются элементом обустройства автомобильных дорог. Отсутствие перечисленных знаков привело к наступлению неблагоприятных последствий, что учитывается при рассмотрении дела, как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 15.12.2015 года по 17.12.2015 года в соответствии с Распоряжением УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга от 08.12.2015 года N77 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица", установлено, что Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и осуществляет дорожную деятельность в пределах своих полномочий на автомобильных дорогах регионального значения Санкт-Петербурга в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 года N 836 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства дорожного хозяйства".
Согласно п.2.11 Положения задачами Комитета являются контроль и координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также подведомственных Комитету государственных унитарных предприятий и государственных учреждений в сфере развития и функционирования транспортного комплекса Санкт-Петербурга и организации дорожного движения в Санкт-Петербурге.
В соответствии с п.3.4 Положения Комитет обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге.
В полномочия Комитета согласно п.3.4.6 Положения входит устройство наземных пешеходных переходов, установка недостающих дорожных знаков, светофорных объектов, а также обеспечение содержания и ремонта следующих элементов обустройства автомобильных дорог: наземных пешеходных переходов, дорожных знаков, светофоров и других устройств для регулирования дорожного движения, в том числе, обеспечение ухода за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной разметки.
Статьей 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым является Клмитет.
Пересечение автомобильных дорог улицы Подвойского (N 40 ОП РЗ-1085 ул.Подвойского (от Дальневосточного пр. до ул.Лопатина) и ул.Нерчинской ( N 40 ОП РЗ-1182 проезд между квартлами 9А, 9Б и 9Б-1 (от ул.Коллонтай до ул.Подвойского) является пересечением автомобильных дорог регионального значения г.Санкт-Петербурга, которые утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 N 300 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионально значения в Санкт-Петербурге".
В этой связи, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга при осуществлении дорожной деятельности нарушены требования ст.12 ФЗ N196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения", требования п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД РФ, требования п.п.5.3.2, 5.3.3, 5.3.36 ГОСТ Р52289-2004 и п.4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", что затруднило участникам дорожного движения восприятие дорожной обстановки и способствовало совершению ДТП.
Решением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2016 г. вышеуказанное постановление врио государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга " ... " О.С. от 18 января 2016 года оставлено без изменения, жалоба представителя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Защитник Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Каргин И.Н. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит принятые по делу решения отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указал, что судом в качестве доказательства наличия в действиях Комитета состава административного правонарушения принят акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги на пересечении ул.Подвойского и ул. Нерчинской, однако данный акт свидетельствует лишь об отсутствии знаков приоритета в момент произошедшего 19.11.2015 г. ДТП, а вопрос причинно-следственной связи между действиями Комитета и наступившими последствиями, выразившимися в ДТП, а так же вопрос о наличии вины Комитета в наступлении этих последствий должным образом судом не исследован. При этом, при составлении данного акта ни Комитет, ни подведомственные ему организации при осмотре места ДТП и при составлении данного акта участия не принимали. Судом также не исследована законность проведения проверки в отношении Комитета, составленному в результате проверки акту проверки надлежащая оценка не дана. Из решения суда усматривается, что 09.11.2015 г. на пересечении ул. Подвойского и ул. Нерчинской не по заказу Комитета, а по заказу Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга на основании государственного контракта на выполнение работ по установке, перестановке и демонтажу дорожных знаков, установке искусственных дорожных неровностей, демаркировке произведены работы по демонтажу и перестановке дорожных знаков. При этом, согласно пунктам 11.3 и 11.4 государственного контракта, подрядчик несет ответственность за безопасность движения автотранспорта и пешеходов на каждом объекте от момента начала производства работ до момента подписания Акта приемки законченных работ и освобождения объекта от своего имущества, а также подрядчик принимает на себя обязанность за свой счет возмещать материальный ущерб, моральный вред, выплачивать административные штрафы и т.д. по обязательствам перед третьими лицами, возникающим вследствие выполнения (в том числе с надлежащим качеством) или невыполнения им работ на объектах в соответствии с контрактом. На момент ДТП работы по указанному контракту еще выполнялись подрядчиком, и результат работ по контракту в целом не был принят Дирекцией. В самом решении также указано, что дорожные знаки на указанном участке были демонтированы подрядной организацией в соответствии с государственным контрактом. Таким образом, Дирекцией как заказчиком на выполнение работ по государственному контракту, предпринимались все необходимые действия для обеспечения безопасности дорожного движения при производстве работ путем установления ответственности подрядчика до момента приемки выполненных работ. Информирование об изменении схемы организации дорожного движения было осуществлено путем размещения такой информации на сайте. Довод суда о несостоятельности позиции Комитета об отсутствии полномочий на осуществление дорожной деятельности является ошибочным, так как такие доводы Комитетом не приводились. Позиция Комитета по данному вопросу сводилась к отсутствию у Комитета полномочий по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга, исходя из Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 836 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства" (далее - Положение), так как в постановлении и в материалах, представленных в суд ОГИБДД УМВД России по Невскому району г.СПб, говорится о наличии у Комитета таких полномочий. Вывод суда о недоказанности факта вины " ... " К.Ю. в нарушении Правил дорожного движения и в совершении административного правонарушения как причины ДТП является не полностью объективным, так как производство по делу об административном правонарушении в отношении указанной гражданки прекращено на основании решения Невского районного суда города Санкт-Петербурга от 16.02.2016 по делу N 12-134/16 в связи с нарушением при рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальных норм и с связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, тогда как вопрос о наличии в действиях " ... " К.Ю. состава административного правонарушения судом не исследован. Таким образом, Комитет не является субъектом данного правонарушения.
Законный представитель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Харлашкин С.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитника Комитета Каргина И.Н. о времени и месте судебного заседания уведомлен.
В ходе рассмотрения жалобы защитник Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Каргин И.Н. изложенные в ней доводы поддержал, представил дополнения, из которых следует, что полномочиями по содержанию дорог общего пользования регионального значения Комитет не обладает. Так, согласно Положению о Комитете, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 836 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства" (далее - Положение), к задачам Комитета отнесена организация дорожного движения на дорогах, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, совершенствование схем движения транспорта, направленное на повышение безопасности дорожного движения, увеличение пропускной способности дорог, улучшение экологической обстановки в Санкт-Петербурге за счет проведения работ по реконструкции, модернизации и улучшению состояния объектов, обеспечивающих организацию дорожного движения в Санкт-Петербурге, в том числе технических средств организации дорожного движения. В рамках указанных задач Комитет наделен полномочиями по устройству наземных пешеходных переходов, установке недостающих дорожных знаков, светофорных объектов, а также по обеспечению содержания и ремонта следующих элементов обустройства автомобильных дорог: наземных пешеходных переходов, дорожных знаков, светофоров и других устройств для регулирования дорожного движения, в том числе обеспечению ухода за разметкой, нанесения вновь и восстановление изношенной разметки, а также полномочиями по обеспечению организации дорожного движения на основании проектов и схем организации дорожного движения, утверждаемых в порядке, установленном Комитетом. При этом Комитетом специально учреждено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция по организации дорожного движения", которая согласно Уставу, осуществляет проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание и эксплуатацию объектов организации дорожного движения, входящих в состав информационно-телекоммуникационной (интеллектуальной) транспортной системы Санкт-Петербурга и иных элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих организацию дорожного движения. Комитет как главный распорядитель бюджетных средств на основании распоряжения Комитета от 22.12.2014 N 366-р "О назначении Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" назначил Дирекцию получателем бюджетных средств по ведомственной структуре расходов бюджета Санкт-Петербурга по соответствующим целевым статьям, включая статью на содержание и установку технических средств организации дорожного движения. Также указанным распоряжением Комитета установлено, что Дирекция в 2015 году осуществляет деятельность в сфере реализации государственного заказа в пределах бюджетных ассигнований Комитета, предусмотренных соответствующим Законом о бюджете Санкт-Петербурга, в том числе по объектам содержания и установки технических средств организации дорожного движения. В рамках реализации указанного распоряжения Дирекцией был размещен государственный заказ и заключен государственный контракт N 0372200213515000140 с обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоДорСнаб" (далее Подрядчик) на выполнение работ по установке, переустановке и демонтажу дорожных знаков, установке искусственных дорожных неровностей, демаркировке и нанесению дорожной разметки. В рамках заключенного государственного контракта Подрядчик принял на себя обязательства по несению ответственности за безопасность движения автотранспорта и пешеходов на каждом Объекте с момента начала производства работ до момента подписания Акта приемки законченных работ и освобождения Объекта от своего имущества. Акт приемки выполненных работ по объекту: установка дорожных знаков по адресу: ул. Нерчинская, согласно ТЗ N 15/220 был подписан Дирекцией и Подрядной организацией 27.11.2015. В обоснование доводов представлены копия распоряжения N 366-р от 22.12.2014 года "О назначении государственного казенного учреждения "Дирекция по организации дорожного движения" получателем бюджетных средств" и копия устава Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция по организации дорожного движения", утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 05.12.2011 года N 3239-р3.
Исследовав материалы дела, выслушав показания инспектора по ИАЗ ДПС ГИБДД " ... " О.С., старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области " ... " Н.Б., полагаю, что постановление врио государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга " ... " О.С. от 18 января 2016 года и решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2016 г. подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Вина Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга установлена в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог на пересечении ул. Подвойского (от Дальневосточного пр. до ул. Лопатина) и ул. Нерчинская (N40 ОП РЗ-1182 проезд между кварталами 9А. 9Б, 9Б-1 (от улицы Коллонтай до Подвойского) у д.5/6 по улице Белышева в Санкт-Петербурге, что выразилось в отсутствии 19.11.2015 г. дорожных знаков 2.1 ПДД РФ "Главная дорога", 2.2 ПДД РФ "Конец главной дороги", 2.4 ПДД РФ "Уступите дорогу".
Факт отсутствия 19.11.2015 г. на указанном участке дороги дорожных знаков подтверждается протоколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия (л.д.196), фототаблицей (л.д.190-192), показаниями участников ДТП " ... " К.Ю. и " ... " Е.О., актом выявленных недостатков от 13.11.2015 г. (л.д.210).
При этом, как следует из государственного контракта N 0372200213515000140 и показаний инспектора по ИАЗ ДПС ГИБДД " ... " О.С., на указанном участке дорог исполнитель (подрядчик) ООО " ЭДС" выполнял работы по установке, перестановке и демонтажу дорожных знаков, которые были демонтированы подрядчиком 09 ноября 2015 г. (л.д.56-67, 151).
Вместе с тем, заказчиком по государственному контракту являлось Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга".
Как следует из Устава Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербург", таковое учреждено Комитетом 05.12.2011 г.
Согласно п.2.3.4 данного Устава Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция по организации дорожного движения" осуществляет проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание и эксплуатацию объектов организации дорожного движения, входящих в состав информационно-телекоммуникационной (интеллектуальной) транспортной системы Санкт-Петербурга и иных элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих организацию дорожного движения.
В соответствии с п.4.27 Положения о Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 г., Комитет с целью осуществления возложенных на него задач, осуществляет в установленном порядке от имени Санкт-Петербурга функции и полномочия учредителя подведомственных Комитету государственных бюджетных учреждений и государственных казенных учреждений.
Таким образом, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция по организации дорожного движения" было учреждено Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в соответствии с предоставленными последнему полномочиями и обладало правом на заключение государственного контракта.
Кроме того, как следует из материалов дела и не опровергается показаниями инспектора по ИАЗ ДПС ГИБДД " ... " О.С., акт выявленных недостатков, выразившихся в утрате знаков 2.1 и 2.4 на пересечении ул.Подвойского и ул.Нерчинской, от 13.11.2015 г., составленный старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Невскому району " ... " Н.Б., также был направлен в адрес ГКУ "ДОДД" (л.д.210, 249, 250).
При этом, согласно показаниям свидетеля " ... " О.С., в соответствии с решением Комитета новый проект организации дорожного движения на указанном участке дорог, в связи с введением которого были демонтированы дорожные знаки, должен был действовать лишь со 02.12.2015 г.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, в материалах настоящего дела не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об осведомленности Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга о наличии недостатков, выразившихся в утрате знаков 2.1 и 2.4 на пересечении ул.Подвойского и ул.Нерчинской на 19.11.2015 г., и возможности устранения таковых.
При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.1.5 КоАП РФ о толковании неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в пользу этого лица, факт совершения Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, не доказан, в связи с чем, постановление врио государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга и решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга подлежат отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Исходя из вышеизложенного и, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление врио государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга " ... " О.С. от 18 января 2016 года и решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Широкова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.