Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Гусельниковой О.С., с участием прокурора Григорьевой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Балуева А.Л. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии МО "Баргузинский район" N " ... " от 17.07.2016г. "О регистрации кандидата на должность главы муниципального образования "Баргузинский район" Б.Д. Балуева",
по апелляционной жалобе Балуева А.Л. на решение Баргузинского районного суда РБ от 04 августа 2016г., которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., пояснения Балуева А.В., его представителей Янцановой В.В., Эрдынеева А.Э., председателя Территориальной избирательной комиссии МО "Баргузинский район" Моргачевой О.О., представителя заинтересованного лица Балуева Б.Д. - Лукьянчук А.В., заключение прокурора Григорьевой Н.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Совета депутатов МО "Баргузинский район" от 21 июня 2016г. N128 18 сентября 2016 года назначены выборы главы муниципального образования "Баргузинский район" по единому избирательному округу.
Решением Территориальной избирательной комиссии МО "Баргузинский район" (далее - ТИК МО "Баргузинский район") от 17 июля 2016 г. N " ... " Балуев Б.Д., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования "Баргузинский район".
Балуев А.Л., также решением ТИК МО "Тункинский район" N " ... " от 08 июля 2016 года зарегистрированный кандидатом на должность Главы муниципального образования "Баргузинский район", обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения ТИК МО "Тункинский район" о регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования "Баргузинский район" Балуева Б.Д., ссылаясь на то, что документ, подтверждающий нахождение Балуева Б.Д. на военной службе, был представлен в ТИК не самим кандидатом, а его представителем; финансовый отчет, представленный для регистрации кандидата, содержит недостоверные сведения.
В судебное заседание Балуев А.Л. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель административного истца Янцанова В.В., действующая на основании доверенности, в качестве дополнительного основания для отмены решения указала на недействительность 10 подписей в подписных листах, представленных кандидатом при регистрации в связи с тем, что не было указано полное наименование места жительства данных избирателей. Оставшихся подписей в подписных листах в поддержку Балуева Б.Д. недостаточно для его регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования.
Председатель ТИК МО "Баргузинский район" Моргачева О.О. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что кандидат Балуев Б.Д. представил в ТИК МО "Баргузинский район" все необходимые документы, в том числе справку с места работы (службы), которую представил лично, подписные листы, первый финансовый отчет, к которому была приложена пояснительная записка относительно движения средств избирательного фонда кандидата.
Заинтересованное лицо Балуев Б.Д. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Лукьянчук А.В. просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что его доверителем представлены в ТИК документы в соответствии с требованиями законодательства.
Давая заключение по делу, прокурор Михалева Т.С. указала об отсутствии существенных нарушений федерального законодательства при регистрации кандидата.
Тункинским районным судом Республики Бурятия постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Балуев А.Л. просит отменить решение и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указал, что Балуевым Б.Д. не был лично представлен документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). 17.07.2016г. на заседании ТИК его доверенным лицом Лукьянчук А.В. была представлена такая справка, однако кандидат обязан представлять документы лично. Представленный для регистрации Балуевым Б.Д. первый финансовый отчет содержит недостоверные сведения. Кроме того считает несостоятельным вывод суда о том, что в подписных листах в поддержку самовыдвижения Балуева Б.Д. содержатся необходимые сведения о месте жительства избирателей. Решением Территориальной избирательной комиссии нарушен принцип равенства кандидатов при выдвижении и регистрации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Балуев А.Л., его представители Янцанова В.В., адвокат Эрдынеев А.Э. поддержали доводы жалобы, против которых возражали председатель ТИК МО "Баргузинский район" Моргачева О.О., представитель Балуева Б.Д. - Лукьянчук А.В.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, указавшего об отсутствии основания для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Пунктом 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее также - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Решением ТИК МО "Баргузинский район" N2 от 24.06.2016г. установлено число зарегистрированных по избирательному округу МО "Баргузинский район" избирателей в количестве 18654 человека, а также количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на муниципальную должность главы муниципального образования "Баргузинский район", которое составляет минимально 94, а максимально возможное количество подписей, представляемых для регистрации, - 103.
В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 указанной статьи).
Подпунктом "в" п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона в качестве основания для отказа в регистрации кандидата названо недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Административным истцом указано на недостоверность 10 подписей избирателей в подписных листах, представленных в поддержку кандидата Балуева Б.Д., поскольку неверно указаны сведения о населенном пункте, являющемся местом жительства избирателей. Так, в качестве места жительства в подписных листах указано "гп пос. Усть-Баргузин" либо "гп п. Усть-Баргузин" вместо правильного "поселок Усть-Баргузин".
Судом первой инстанции данные обстоятельства обоснованно не были приняты во внимание в качестве основания для признания подписей недостоверными.
Как установлено п.6.4. ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подп. "б"); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подп. "г").
Требования к порядку сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов установлены ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, в соответствии с п.6 которого в подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.
Пунктом 11 ст.37 названного Закона установлено, что избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Пункт 5 ст.2 названного Федерального закона включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, где гражданин Российской Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как установлено пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Пунктом 4 ст.3 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2433-III "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" дано понятие населенного пункта, как части территории Республики Бурятия, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной черты населенного пункта и служащая постоянным или преимущественным местом проживания людей, имеющая официально установленные статус и наименование.
Законом Республики Бурятия от 31.12.2004 N 985-III "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия" статусом муниципального района наделен "Баргузинский район", в границах которого в соответствии с п.2 ст.5 указанного закона на территории поселка Усть-Баргузин образовано муниципальное образование "Поселок Усть-Баргузин", наделенное статусом городского поселения, включающее поселки Курбулик, Монахово, Святой Нос, Ушканьи острова, Чивыркуй, села Гусиха, Катунь, Максимиха.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к заключению, что написание в подписных листах полного наименования населенного пункта - "Усть-Баргузин" с сокращенным наименованием статуса поселка как городского поселения изложенным нормам материального права не противоречит.
Кроме того, сведения о проживании избирателей, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку Балуева Б.Д., в иных населенных пунктах, входящих в муниципальное образование "поселок Усть-Баргузин", в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, указанные обстоятельства нельзя расценить как представление сведений об избирателях не в полном объеме или отсутствие в адресе их места жительства наименования населенного пункта, и не могут свидетельствовать о нарушении закрепленного в ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов.
Вместе с тем, заслуживает внимания довод о том, что гражданин С.., имеющий временную регистрацию по месту пребывания на территории района, с учетом положений п.4 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ активным избирательным правом не обладает.
Однако с учетом выявленных избирательной комиссией двух недостоверных подписей и подписи С. в поддержку выдвижения Балуева Б.Д. было представлено достаточное количество подписей избирателей (100 подписей при минимальном количестве - 94 подписи).
Обоснованно не были приняты во внимание судом первой инстанции и доводы административного истца о том, что справка о службе Балуева Б.Д. в Вооруженных силах РФ с верными данными о кандидате была представлена не лично кандидатом нарушением установленных сроков.
Как установлено пунктом 2.2. ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично (п.5).
Между тем из материалов дела следует и установлено судом, что 13.07.2016 г. уточненные сведения, в том числе и справка с места службы, были представлены в избирательную комиссию лично кандидатом Балуевым Б.Д., что подтверждается журналом регистрации входящей и исходящей документации. При этом доказательства, опровергающие указанные сведения, в ходе рассмотрения дела стороной истца не представлены.
Нельзя признать обоснованными и доводы административного истца относительно недостоверной информации в первом финансовом отчете кандидата.
Требование о необходимости представления первого финансового отчета установлено пунктом 5 ч.1 ст.25.2 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003г. N417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия".
11.07.2016г. первый финансовый отчет с приложениями (пояснительная записка, учет поступления и расходования средств избирательного фонда, банковская выписка от 08.07.2016 г.) был Балуевым Б.Д. в избирательную комиссию представлен.
Согласно п.15 ст.44 указанного закона порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.
Между тем, ТИК МО "Баргузинский район" нормативный акт, устанавливающий порядок и формы отчетности о порядке поступления и расходования средств избирательного фонда, не принят.
Несоответствие представленных документов рекомендациям, изложенным в постановлении Избиркома РБ N215/2631-5 от 16.06.2016г., не свидетельствует о нарушении норм избирательного законодательства при регистрации кандидата при отсутствии нормативно установленных требований.
Анализируя содержание представленных вместе с первым финансовым отчетом документов, судебная коллегия приходит к выводу, что какая-либо недостоверная информация в них не содержится, в совокупности они подтверждают источники поступления средств в избирательный фонд и порядок их расходования на цели избирательной компании.
Таким образом, установленные законом основания для признания регистрации Балуева Б.Д. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования "Баргузинский район" незаконной отсутствуют.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, повторяющие правовую позицию Балуева А.В., изложенную в суде первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ином толковании норм материального права.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что установленных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 04 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.