Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Петровской О.В.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
при секретаре Лемешкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Бахитовой Т.Ф. к администрации Режевского городского округа о перерасчете (индексации) пенсии,
по апелляционной жалобе истца Бахитовой Т.Ф. на решение Режевского городского суда Свердловской области от 01.04.2016.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Бахитовой Т.Ф., судебная коллегия
установила:
Бахитова Т.Ф. обратилась в суд с иском к администрации Режевского городского округа о перерасчете (индексации) пенсии за период с ( / / ) по ( / / ).
В обоснование иска указала, что ранее замещала должность ... уполномоченного органа местного самоуправления в сфере здравоохранения - Управления здравоохранения Режевского городского округа. С ( / / ) Бахитова Т.Ф., как муниципальный служащий, является получателем пенсии, размер которой исчислен из стажа муниципальной службы, равного ... лет ... мес. ... дн. Решением Режевской Думы от ( / / ) N Управление здравоохранения Режевского городского округа ликвидировано. В настоящее время должности, которую замещала Бахитова Т.Ф., не существует. Протоколом заседания комиссии по кадровым вопросам администрации Режевского городского округа от ( / / ) установлено соответствие имеющихся в настоящее время должностей муниципальной службы ранее существовавшим, в частности должность ... отраслевого органа администрации Режевского городского округа приравнена к должности ... Управления здравоохранения Режевского городского округа.
Решением Режевской Думы от ( / / ) N с ( / / ) установлены новые оклады месячного содержания государственных гражданских служащих, замещающих должности муниципальной службы в Режевском городском округе.
Вместе с тем, администрация Режевского городского округа неправомерно отказала Бахитовой Т.Ф. в перерасчете (индексации) пенсии, начиная с ( / / ), поскольку должностной оклад ... отраслевого органа администрации Режевского городского округа ниже, чем оклад начальника Управления здравоохранения Режевского городского округа, из размера которого истцу начислена пенсия.
Отказ органа местного самоуправления в индексации пенсии снижает уровень пенсионного обеспечения Бахитовой Т.Ф. и не соответствует положениям законодательства Российской Федерации.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что основанием для отказа Бахитовой Т.Ф. в перерасчете (индексации) пенсии послужили обстоятельства превышения ранее установленного размера должностного оклада, по замещаемой истцом должности ... уполномоченного органа местного самоуправления в сфере здравоохранения - Управления здравоохранения Режевского городского округа, размеру оклада по приравненной к ней в настоящее время должности ... отраслевого органа администрации Режевского городского округа. Приведение в соответствие отсутствующих в органе местного самоуправления должностей с ныне имеющимися, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Режевского городского округа, в том числе и Бахитовой Т.Ф.
Решением Режевского городского суда Свердловской области от 01.04.2016 иск Бахитовой Т.Ф. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Бахитовой Т.Ф. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу от ответчика поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась Бахитова Т.Ф., настаивавшая на доводах апелляционной жалобы.
Представитель администрации Режевского городского округа в суд апелляционной инстанции не явился.
В материалах дела имеются сведения об его извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебного извещения ( N от ( / / )), СМС сообщения от ( / / ). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции от представителя администрации Режевского городского округа поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно п.п. "ж", "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1 ст. 24), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Решением Режевской Думы четвертого созыва от ( / / ) N утверждено Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Режевского городского округа.
В соответствии с п. N указанного Положения пенсия по выслуге лет при наличии стажа муниципальной службы от 15 до 20 лет включительно установлена в размере ... % ежемесячного должностного оклада по соответствующей должности муниципальной службы.
При изменении должностного оклада по соответствующей должности централизованная бухгалтерия пересчитывает размер пенсии за выслугу лет исходя из нового должностного оклада. Выплата пенсии за выслуги лет в новом размере производится со дня изменения должностного оклада. В случае отсутствия соответствующей выборной муниципальной должности, должности муниципальной службы перерасчет производится исходя из увеличения размера должностного оклада по аналогичной должности в соответствующем органе местного самоуправления, в котором лицо, получающее пенсию за выслугу лет, замещало выборную муниципальную должность, должность муниципальной службы. Аналогичной должностью считается выборная муниципальная должность, должность муниципальной службы муниципального образования, соответствующая другой должности по денежному содержанию, функциональным и должностным обязанностям, аналогичную должность определяет комиссия (п. N указанного Положения).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бахитова Т.Ф. замещала должность муниципальной службы, а именно ... Управления здравоохранения Режевского городского округа.
( / / ) Бахитова Т.Ф. уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию).
На момент увольнения стаж муниципальной службы Бахитовой Т.Ф. составлял ... лет ... месяцев ... дня.
На основании решения комиссии по кадровым вопросам администрации Режевского городского округа от ( / / ) Бахитовой Т.Ф. установлена пенсия за выслугу лет в размере ... % ежемесячного должностного оклада ( ... руб.) по соответствующей должности муниципальной службы, которая с учетом уральского коэффициента составила ... руб. ... коп.
Решениями Режевской думы от ( / / ) N, N уполномоченный орган местного самоуправления в сфере здравоохранения - Управление здравоохранения Режевского городского округа ликвидирован с ( / / ).
С ( / / ) произошла реорганизация других уполномоченных органов местного самоуправления путем присоединения их к администрации Режевского городского округа, в структуре которой появились отраслевые, функциональные и территориальные органы.
Протоколом заседания комиссии по кадровым вопросам администрации Режевского городского округа от ( / / ) установлено соответствие имеющихся должностей муниципальной службы ранее существовавшим, в частности должность ... отраслевого органа администрации Режевского городского округа приравнена к должности ... Управления здравоохранения Режевского городского округа.
Решением Режевской Думы от ( / / ) N с ( / / ) в ... раза увеличены оклады месячного содержания государственных гражданских служащих, замещающих должности муниципальной службы в Режевском городском округе, в том числе начальника отраслевого (функционального, территориального) органа администрации, размер которого установлен в пределах от ... руб. до ... руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь актами, принятыми органом местного самоуправления, регулирующими дополнительное пенсионное обеспечение муниципальных служащих, осуществляемое за счет средств местного бюджета, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для перерасчета (индексации) назначенной Бахитовой Т.Ф. пенсии за период с ( / / ) по ( / / ), поскольку должностной оклад ... отраслевого органа администрации Режевского городского округа ниже, чем оклад ... Управления здравоохранения Режевского городского округа, из размера которого истцу начислена пенсия.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Приведение в соответствие отсутствующих в органе местного самоуправления должностей с ныне имеющимися, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Режевского городского округа, в том числе и Бахитовой Т.Ф.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с установлением с ( / / ) новых окладов месячного содержания государственных гражданских служащих, на основании решения Режевской Думы от ( / / ) N, размер индексации пенсии за выслугу лет должен был определяться ответчиком, исходя из ранее установленного Бахитовой Т.Ф. размера денежного содержания, основаны на неверной трактовке актов, принятых органом местного значения, регулирующих дополнительное пенсионное обеспечение муниципальных служащих, в частности п. N Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Режевского городского округа, утвержденного Решением Режевской Думы четвертого созыва от ( / / ) N.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда и ссылки апеллянта на несоответствие функциональных обязанностей ... отраслевого органа администрации Режевского городского округа и ... Управления здравоохранения Режевского городского округа, поскольку Бахитовой Т.Ф. при рассмотрении дела, не приведено каких-либо убедительных доводов о соответствии замещаемой ею должности, с иной должностью имеющейся в настоящее время в структуре Режевского городского округа.
В целом возражения истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина и организации, оспаривающих решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что администрацией Режевского городского округа Бахитовой Т.Ф. отказано в перерасчете (индексации) пенсии, начиная с ( / / ).
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов этих органов, являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение привело к возникновению, изменению, прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
К таким спорам относятся, в частности, и споры о пенсионном обеспечении муниципальных служащих, осуществляемом за счет средств местного бюджета.
Допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права в части определения вида судопроизводства не привело к вынесению неправосудного судебного акта по существу, прав и законных интересов участников гражданского дела не умалило.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Режевского городского суда Свердловской области от 01.04.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Бахитовой Т.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Петровская
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.