Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Петровской О.В., судей Ивановой Т.С., Кокшарова Е.В.
при секретаре Доевой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Китаевой О.А. к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Центррегионжилье") о признании решения незаконным, признании права, возложении обязанности
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 12.05.2016.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителя ответчика Суслова К.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Китаевой О.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Центррегионжилье", указав, что с ( / / ) проходила военную службу по контракту; приказом командира войсковой части ... от ( / / ) N-ПМ была уволена с военной службы по п.п. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона от ( / / ) N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), а также исключена из списков воинского состава с ( / / ). В период прохождения военной службы ей была предоставлена квартира, расположенная по адресу: ... После увольнения с военной службы она обратилась в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением ответчика от ( / / ) N ей отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. С таким решением ответчика истец не согласна, полагает, что в силу основания увольнения и выслуги лет приобрела право на получение жилого помещения по избранному месту жительства; кроме того, в период прохождения военной службы она обращалась к командованию войсковой части с соответствующим рапортом. Просила признать за ней и членами ее семьи право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации по избранному месту жительства после увольнения с военной службы; обязать ФГКУ "Центррегионжилье" принять ее и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 12.05.2015 в удовлетворении исковых требований Китаевой О.А. отказано.
С таким решением истец не согласилась, в апелляционной жалобе с учетом дополнений просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Китаевой О.А. не явилась, проживает в ЗАТО Сибирский Алтайского края, в материалах дела имеются доказательства ее заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие истца.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Китаевой О.А. проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации; приказом командира войсковой части ... от ( / / ) N-ПМ уволена с военной службы по п.п. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона от ( / / ) N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), а также исключена из списков воинского состава с ( / / ). Продолжительность военной службы истца в календарном исчислении на момент увольнения с военной службы составила ... , в льготном исчислении ...
Китаевой О.А. и члены ее семьи - сын ... , мать - ... с ( / / ) зарегистрированы в квартире по адресу: ...
( / / ) в адрес начальника ФГКУ "Центррегионжилье" истец направила заявление (входящий от ( / / )), в котором просила признать ее и членов ее семьи (сына - ... , мать - ... ) нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" от ( / / ) N истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 (утратила силу с 08.11.2010), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, исходил из того, что истцом не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка постановки на учет нуждающихся в получении жилого.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции на дату увольнения истца с военной службы) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 13 указанной статьи военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (п. 14 этой же статьи).
Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 был определен Инструкцией "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 15.02.2000 N 80.
В соответствии с п. 26 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учета жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагалась копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района (п. 27). Военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (п. 28).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в соответствии с которыми, предоставление органами местного самоуправления жилых помещений, на основании положений указанного выше закона осуществлялось после предварительного признания лица нуждающимся в обеспечении жильем.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации (п. 13).
На основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п. 14). Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (п. 17).
Из изложенного следует, что военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и желающий изменить место своего жительства, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с постановкой на учет в воинской части по последнему месту службы. На командование возлагается обязанность по обеспечению данной категории военнослужащих жилыми помещениями до их увольнения с военной службы, а в указанных выше Правилах урегулирован как порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в помещении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так и порядок предоставления им жилья.
Однако, наличия совокупности необходимых условий, свидетельствующих о соблюдении истцом определенной законом процедуры постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и намерения ее при увольнении быть обеспеченной жильем в избранном ином месте жительства, при рассмотрении данного спора не установлено.
Так, в обоснование заявленных требований Китаевой О.А. представила копию рапорта от ( / / ) на имя командира войсковой части ... , в котором содержится просьба разрешить поставить ее и членов ее семьи - сына ... , мать - ... в списки на отселение из гарнизона ЗАТО Сибирский для получения квартиры в города Нижний Новгород, Краснодар, Красноярск, Барнаул после увольнения, на котором имеются соответствующие резолюции о согласовании данного рапорта.
Вместе с тем, каких-либо достоверных доказательств того, что Китаевой О.А. на основании вышеуказанного рапорта в установленном законом порядке была признана нуждающейся в получении жилого помещения либо, что она состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства (то есть, что до увольнения с военной службы поданный ею ( / / ) рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца и членов ее семьи нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, и это решение жилищной комиссии, оформленное протоколом, было утверждено военным комиссаром), равно как и доказательств подачи рапорта при увольнении о подтверждении избранного постоянного места жительства, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Вопреки ошибочным доводам истца, представленные суду рапорт от ( / / ), в котором она просила поставить ее и членов ее семьи в списки на отселение из гарнизона ЗАТО Сибирский, а также лист беседы при увольнении с военной службы от ( / / ), в котором она также изъявила желание на отселение ее и членов ее семьи из гарнизона ЗАТО Сибирский, не могут служить доказательством, свидетельствующими о признании нуждающимися в получении жилого помещения, в связи с тем, что данные документы не являются относимыми доказательствами. Как было указано выше, для такого включения необходимо решение жилищной комиссии воинской части, которого в данном случае не имеется.
Более того, как следует из материалов дела, после подачи ( / / ) рапорта истец в течение полутора лет не оспаривала в установленном порядке бездействие командира войсковой части, не принявшего решения по ее рапорту до момента увольнения. В этой связи на момент увольнения истец не была признана нуждающейся в получении жилого помещения, что исключает возникновение у него права на получение жилого помещения по договору социального найма, как ранее принятой учет в (период прохождения службы). Соответственно, поскольку на момент увольнения истец в установленном законом порядке по последнему перед увольнением месту военной службы не признавалась нуждающейся в получении жилого помещения, в том числе, по избранному месту жительства, и не состояла в соответствующих списках очередников, то, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление ответчиком жилого помещения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось.
Довод автора жалобы о том, что в силу п.п. "и" п. 7 Правил избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельными основаниями для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающимися в жилом помещении, не является основанием для отмены решения суда, так как признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в установленном законом порядке, который истцом в данном случае соблюден не был.
Действительно, согласно п.п. "и" п. 7 Правил избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Положение закона, предусматривающее представление военнослужащими при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов об освобождении жилого помещения, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилья от государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
В нарушение требований п. 27 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 15.02.2000 N 80, доказательств приложения истцом к рапорту от 30.10.2006 справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района не представлено. Таким образом, заявитель в связи с увольнением с военной службы и изменением места жительства поставила вопрос об обеспечении жилым помещением без сдачи ранее полученного жилья (то есть о предоставлении еще одного жилого помещения из государственного жилищного фонда), что не основано на законе. Представленные истцом в материалы дела письменные обязательства ее и членов ее семьи об освобождении занимаемого ими жилого помещения, расположенного по адресу: ... , правового значения не имеют, поскольку были оформлены только ( / / ), ( / / ) и ( / / ) соответственно.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы в указанной части, судебная коллегия также отмечает, что после увольнения с военной службы, а также исключена из списков воинского состава с ( / / ), Китаевой О.А. ( / / ) на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ( / / ) N была произведена государственная регистрация права собственности на квартиру по адресу: ... , которая изначально было предоставлена ей членам ее семьи на основании договора социального найма от ( / / ) N. Затем, на основании заключенного с администрацией ЗАТО Сибирский договора от ( / / ) N истец передала вышеуказанную квартиру в муниципальную собственность. ( / / ) между администрацией ЗАТО Сибирский и Китаевой О.А. заключен договор социального найма N на указанную квартиру, в качестве членов семьи нанимателя указаны сын ... , мать - ...
В совокупности указанные действия истца свидетельствуют о том, что она сознательно ухудшила свои жилищные условия с точки зрения положений жилищного законодательства, и, учитывая положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающую последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, поскольку с момента совершения указанных действий прошло менее пяти лет, у ответчика отсутствовали основания в принятии истца на соответствующий учет и предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета на момент рассмотрения заявления Китаевой О.А. от ( / / ).
В тоже время судом первой инстанции было учтено, что в настоящее время Китаевой О.А. и члены его семьи зарегистрированы по адресу: ... , общей площадью ... кв.м.; в качестве членов семьи нанимателя указаны сын ... , мать - ... При этом на каждого члена семьи истца приходилось по ... кв.м общей площади жилого помещения (43:3), что превышает учетную норму как в ЗАТО Сибирский, так и в населенных пунктах, избранных истцом в качестве своего места проживания.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации ранее предоставило истцу жилое помещение для постоянного проживания, то есть выполнило имевшуюся у него перед истцом обязанность по обеспечению его жильем. В связи с этим истец не вправе претендовать на повторное предоставление ей жилья указанным органом исполнительной власти.
Кроме того, на момент увольнения истца с военной службы обязанность по обеспечению жилым помещением истца имелась у органов местного самоуправления, ответчик же был создан в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455. Вместе с тем, действующее в настоящее время законодательство и законодательство, действовавшее на момент увольнения истца из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, не предусматривало и не предусматривает возможности повторного обеспечения военнослужащего жильем в льготном порядке, установленном законодательством о статусе военнослужащих. Соответственно, отклоняется и довод относительно того, что истец и члены ее семьи согласны передать занимаемое в настоящее время жилое помещение, поскольку такая возможность не предусмотрена действующим законодательством.
Принимая во внимание, что после увольнения Китаевой О.А. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: ... , в течение 7 лет ни в орган исполнительной власти, ни орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства не обращалась, не стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилым помещением и фактически обеспечена им, то оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены по существу правильного судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 12.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Китаевой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Петровская О.В.
Судьи
Иванова Т.С.
Кокшаров Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.