Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Петровской О.В.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
при секретаре Лемешкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Макаридина А.Л, к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о признании решения об отказе в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты,
по апелляционной жалобе ответчика Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22.04.2016.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Макаридина А.Л., представителя истца Моисеевой О.Л., являющейся одновременно представителем третьего лица Макаридиной С.Л., действующей на основании доверенности от ( / / ), представителя ответчика Чесноковой Н.В., действующей на основании доверенности N от ( / / ), судебная коллегия
установила:
Макаридин А.Л. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области) о признании решения об отказе в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты с ( / / ).
В обоснование иска указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе на протяжении более 20 лет. ( / / ) Макаридин А.Л., являющийся собственником жилого помещения и обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров обратился в ГУФСИН России по Свердловской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением документов. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ( / / ) истцу отказано в постановке на учет на основании п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" в связи с не предоставлением им выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за период с 31.01.1998 по 2015 о наличии (либо отсутствии) в собственности Макаридина А.Л. и членов его семьи жилых помещений. С решением комиссии истец не согласен, как не основанном на нормах действующего законодательства.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал на отсутствие оснований для признания решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ( / / ) незаконным, постановки Макаридина А.Л. на учет для получения социальной выплаты, в силу не предоставления истцом документов, перечисленных в п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N369.
Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22.04.2016 иск Макаридина А.Л. удовлетворен.
Судом постановлено:
признать решение комиссии ГУФСИН России по Свердловской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты от ( / / ) в части отказа в постановке Макаридина А.Л. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным;
возложить на ГУФСИН России по Свердловской области обязанность поставить Макаридина А.Л. и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ( / / );
взыскать с ГУФСИН России по Свердловской области в пользу Макаридина А.Л. расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.
Не согласившись с решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Макаридину А.Л, в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу от истца поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явились представитель ответчика, настаивавший на доводах апелляционной жалобы, истец, представитель истца и третьего лица, указавшие на законность и обоснованность решения суда, вынесенного с правильным применением норм материального права, не подлежащего отмене по доводам апелляционной жалобы.
Третье лицо Макаридина С.Л. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась.
В материалах дела имеются сведения об её извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебного извещения ( N от ( / / )). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.12.2012 N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила от 24.04.2013 N 369).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (п. 2 Правил от 24.04.2013 N 369, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 N 283-ФЗ).
Согласно п. 5 Правил от 24.04.2013 N 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Во исполнение требований Правил от 24.04.2013 N 369 ФСИН России издан приказ от 16.10.2014 N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
В соответствии с п. 3 приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550 в ГУФСИН России по Свердловской области создана соответствующая комиссия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ( / / ) Макаридин А.Л. обратился в комиссию ГУФСИН России по Свердловской области с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеющий выслугу более 10 лет, являющийся собственником жилого помещения и обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м., указав состав семьи 5 человек: Макаридин А.Л. (истец), Макаридина (добрачная фамилия - Ш.) С.Л. (супруга), их совместные несовершеннолетние дети - М. А.А., ( / / ) г.рождения, М. М.А., ( / / ) г.рождения, М. Е.А., ( / / ) г.рождения.
При обращении в комиссию истцом представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ( / / ), из которых следует, что у Макаридина А.Л. и его дочери М. А.А. имеется в долевой собственности недвижимое имущество - ... в ... , тогда как у его супруги Макаридиной С.Л., детей М. Е.А., М. М.А. какие-либо объекты недвижимости в собственности или в пользовании по договору социального найма отсутствуют.
Комиссией ГУФСИН России по Свердловской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ( / / ) Макаридину А.Л. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил от 24.04.2013 N 369, не позволяющих проверить достоверность предоставляемых сведений в целях реализации требований ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 N 283-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, пришел к правильному выводу о том, что Макаридин А.Л. имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которая ему ранее не предоставлялась, поскольку представленные истцом документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, обеспеченность которых общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 кв. м.
При этом, суд дал надлежащую оценку телеграмме ФСИН России от ( / / ) N, методическим рекомендациям от ( / / ), которыми дано разъяснение о необходимости при направлении пакета документов для предоставления единовременной социальной выплаты обращения особого внимания на выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие информацию по имеющимся и имевшимся объектам недвижимости граждан, начиная с 31.01.1998, поскольку данные указания не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в силу нарушения ими принципа верховенства закона, в частности Правил от 24.04.2013 N 369, не предусматривающих, в том числе и с учетом положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 N 283-ФЗ необходимость предоставления сотрудником соответствующих документов за период времени, превышающий 5 лет, предшествующих его обращению в комиссию.
Иная оценка означала бы ограничение прав сотрудников уголовно-исполнительной системы на улучшение жилищных условий.
Содержащиеся в телеграмме рекомендации основаны на неправильном толковании п. 5 Правил от 24.04.2013 N 369, предусматривающего представление выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов, что истцом и было сделано.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что у суда имелись основания для разрешения заявленных требований в порядке административного судопроизводства, судебной коллегией признаются несостоятельными.
В силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина и организации, оспаривающих решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что решением комиссии ГУФСИН России по Свердловской области Макаридину А.Л необоснованно отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов этих органов, являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение привело к возникновению, изменению, прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
К таким спорам относятся, в частности, и споры о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства, связанные с решением вопроса о необоснованности отказа комиссии ГУФСИН России по Свердловской области в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подлежат установлению совместно с требованием о праве сотрудника на соответствующую выплату.
Иных доводов, опровергающих выводы суда при разрешении спора по существу, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию ответчика в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Вместе с тем, при распределении между сторонами судебных расходов в соответствии с требованиями ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания с ГУФСИН России по Свердловской области в пользу Макаридина А.Л. расходов по оплате государственной пошлины, в силу положений п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22.04.2016 в части взыскания с Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области в пользу Макаридина А.Л. расходов по оплате государственной пошлины в размере ... руб. отменить.
В остальной части решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 22.04.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий: О. В. Петровская
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.