Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Петровской О.В.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
при секретаре Лемешкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Брезгунова Ю.И. к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о выплате компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе истца Брезгунова Ю.И. на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 18.04.2016.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя ответчика Разумова Д.А., действующего на основании доверенности N от ( / / ), судебная коллегия
установила:
Брезгунов Ю.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования) о выплате компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение за ( / / ) год в денежном эквиваленте, равном стоимости путевки на момент выплаты компенсации.
В обоснование иска указал, что является инвалидом третьей группы и в соответствии с п.1.1 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", имеет право на ежегодное предоставление санаторно-курортной путевки по профилю заболевания, которая в ( / / ) году ему фондом социального страхования предоставлена не была. На последовавшее ( / / ) обращение истца о выплате компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение за ( / / ) год в денежном эквиваленте, равном стоимости путевки на момент выплаты компенсации, фонд социального страхования ответил отказом.
ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации иск не признало и, ссылаясь на необоснованность требований, указало на отсутствие оснований для выплаты Брезгунову Ю.И., исходя из выбранной им формы оказываемой социальной поддержки, компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение за ( / / ) год.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 18.04.2016 иск Брезгунова Ю.И. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Брезгунова Ю.И. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В суд апелляционной инстанции явился представитель ответчика ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, который указал на законность и обоснованность решения суда, вынесенного с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащего отмене по доводам апелляционной жалобы.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В материалах дела имеются сведения об его извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебного извещения ( N от ( / / )). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Брезгунов Ю.И. является инвалидом ... группы бессрочно и относится к кругу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего социальную услугу в натуральной форме по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
( / / ) Брезгунов Ю.И. обратился в фонд социального страхования с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки, с представлением медицинской справки формы 070/у-04 от ( / / ) по профилю заболевания - ...
Фондом социального страхования Брезгунов Ю.И., не имеющий право на первоочередное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, зачислен в список граждан, ожидающих получение санаторно-курортной путевки, под порядковым номером N (из N по ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации).
На последовавшее ( / / ) обращение истца о выплате компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение за ( / / ) год в денежном эквиваленте, равном стоимости путевки на момент выплаты компенсации, фонд социального страхования ответил отказом.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядка предоставления набора социальных услуг, установленного Правительством Российской Федерации в Приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004 N328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" обоснованно исходил из того, что Брезгунов Ю.И. своевременно обратившийся в фонд социального страхования с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в ( / / ) году в натуральной форме. Поскольку Брезгунов Ю.И. имел право на получение денежных средств (ежемесячная денежная выплата) взамен предоставления набора социальных услуг только в случае, отказа от получения набора социальных услуг на соответствующий год, при обращении с заявлением до 1 октября текущего года, на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, чего последним сделано не было, то оснований для выплаты ему компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение за текущий год не имеется.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Пунктом 3.9 Порядка закреплено, что территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
В соответствии с ч.3 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги) (ч. 4 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг (путевка на санаторно-курортное лечение) или ежемесячной денежной выплаты.
Анализ приведенных норм позволяет согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что гражданин приобретает право на получение денежных средств (ежемесячная денежная выплата) взамен предоставления набора социальных услуг только в случае, если он откажется от получения набора социальных услуг на соответствующий год, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр или иным способом.
При этом закон не ограничивает право гражданина на выбор формы оказываемой социальной поддержки и предоставляет возможность неоднократного ее изменения исходя из имеющихся у гражданина потребностей в конкретный период.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N1027-О-О, такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение и какие-либо конституционные права и свободы граждан не нарушает, поскольку изменения в нормативном содержании прав, гарантий и льгот, ранее установленных для тех или иных категорий граждан, не может рассматриваться как лишение их возможности пользоваться соответствующими социальными благами в натуральной форме либо получать взамен определенную денежную компенсацию.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.04.2014 N686-О, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Также не противоречит действующему законодательству предоставление путевок на санаторно-курортное лечение в последовательности, определяемой датой регистрации заявлений граждан.
Исходя из разъяснений, содержащихся в названном Определении Конституционного Суда, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Формулируя исковые требования, истец просил взыскать в его пользу денежную компенсацию взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение в виде стоимости санаторно-курортного лечения.
Вместе с тем, ни Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность взыскания такой денежной компенсации в том случае, когда путевка не была предоставлена в течение календарного года, поэтому выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для получения Брезгуновым Ю.И. компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не опровергают выводов суда первой инстанции, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 18.04.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Брезгунова Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: О. В. Петровская
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.