Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
при секретаре Лемешкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Кетовой НЮ, Лукиной МГ к муниципальному казенному учреждению "Управление городским хозяйством", Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на получение ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе истцов Кетовой НЮ, Лукиной МГ на решение Ревдинского городского суда ... от ( / / ).
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истцов Кетовой НЮ, Лукиной МГ, судебная коллегия
установила:
Кетовой НЮ, Лукиной МГ обратились в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление городским хозяйством" (далее - МКУ "Управление городским хозяйством"), Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на получение ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
В обоснование иска указали, что являются вдовами инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, умерших от заболеваний, полученных при выполнении работ в зоне облучения. С ( / / ) МКУ "Управление городским хозяйством" необоснованно прекратило выплату истцам ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%. Полагали, что на них распространяется льгота по оплате коммунальных услуг, предусмотренная п.3 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как на членов семей граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона.
Ответчики иск не признали и, ссылаясь на необоснованность требований, указали, что нормами действующего законодательства определен конкретный круг лиц, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%., к которому члены семей умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не относятся.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 11.05.2016 иск Кетовой НЮ, Лукиной МГ оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцами подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Кетовой НЮ, Лукиной МГ в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явились истцы, настаивавшие на доводах апелляционной жалобы.
Представители ответчиков МКУ "Управление городским хозяйством", Министерства социальной политики Свердловской области, третьего лица ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ревде в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебных извещений ( N от ( / / )). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения истцов, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кетовой НЮ, Лукиной МГ является вдовами инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, умерших от заболеваний, полученных при выполнении работ в зоне облучения.
При жизни супруги истцов пользовались мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе являлись получателями денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 14 указанного Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части 1 настоящей статьи, не распространяются на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, поэтому у Кетовой НЮ, Лукиной МГ, в связи со смертью супругов не возникло право на получение денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями п.1, 2 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к лицам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
В силу п.4 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N179-ФЗ) вышеуказанным категориям граждан гарантировалась: оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых), и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.
Положения п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ, аналогичны положениям п. 4 ч.1 этой же статьи до его изменения названным Федеральным законом - гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона, а также членам их семей гарантировалась оплата занимаемой жилой площади (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством) в размере 50% платы.
Что касается предоставления льготы в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%, то как в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N179-ФЗ, так и в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ она предусмотрена только для граждан, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1, и на членов их семей не распространяется.
Аналогичное по своему содержанию толкование норм действующего законодательства изложено в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N491-О-О, 24.01.2008 N5-О-О, 24.10.2013 N1584-О и в п. 28 "Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жилищного земельного законодательства, иных Федеральных законов", утвержденных Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2005.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что в силу положений ч.4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 на семьи умерших инвалидов распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части 1 настоящей статьи, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истцов в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Не свидетельствуют о наличии процессуальных оснований для отмены правильного по существу решения суда и обстоятельства разрешения заявленных требований в порядке административного судопроизводства.
В силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина и организации, оспаривающих решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов этих органов, являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение привело к возникновению, изменению, прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
К таким спорам относятся, в частности, и споры о предоставлении мер социальной поддержки семьям инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, умерших от заболеваний, полученных ими при выполнении работ в зоне облучения.
Обстоятельства, связанные с решением вопроса об обоснованности прекращения выплаты истцам ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%., подлежат установлению совместно с отсутствием у них права на получение соответствующей меры социальной поддержки.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 11.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Кетовой НЮ, Лукиной МГ - без удовлетворения.
Председательствующий: Я.Ю. Волкова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.