Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковелина Д.Е.,
судей
Седых Е.Г.,
Кучеровой Р.В.,
при секретаре Весовой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Облкоммунэнерго", Администрации Кировградского городского округа о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
поступившее по апелляционным жалобам истца, ответчика акционерного общества "Облкоммунэнерго" на решение Кировградского городского суда Свердловской области от 24.03.2016.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя истца Николаевой Ж.В., представителя ответчика акционерного общества "Облкоммунэнерго" Галимова С.А., представителей ответчика администрации Кировградского городского округа Железновой Н.В., Шестаковой Е.А., судебная коллегия
установила:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обратилось в суд в интересах неопределенного круга потребителей с иском к акционерному обществу "Облкоммунэнерго" (ранее ПАО "Облкоммунэнерго"), Администрации Кировградского городского округа о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.
В обоснование исковых требований указало, что в период с 31.08.2015 по 25.09.2015 на основании распоряжения N от ( / / ) проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица ПАО "Облкоммунэнерго". В результате проведенной проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил в области организации зон санитарной охраны источников питьевой воды в поселках Левиха и Карпушиха. Качество питьевой воды из источников централизованного водоснабжения в поселках Левиха и Карпушиха не соответствует санитарным нормам. При проведении проверок в адрес АО "Облкоммунэнерго", осуществляющей холодное водоснабжение, из администрации Кировградского городского округа не поступали изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, план мероприятий по приведению качества питьевой воды с органами Роспотребнадзора не согласован, техническое задание на разработку инвестиционной программы не утверждено, забор питьевой воды осуществляется из источников, не разрешенных к использованию, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование данных источников водоснабжения в питьевых целях. Население городского округа не обеспечено питьевой водой безопасной в эпидемиологическом отношении, а также не обеспечены условия для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, качество питьевой воды в распределительной водопроводной сети на территории Кировградского городского округа в 2014-2015 годах не соответствовало требованиям санитарных правил по санитарно-химическим, микробиологическим, вирусологическим показателям. Выявленные нарушения ответчиками не устранены, ответчики продолжают свою деятельность с нарушением требований санитарного законодательства. С учетом изложенного истец просит суд обязать ответчика АО "Облкоммуэнерго" привести качество питьевой воды из выше перечисленных источников в соответствие с санитарными правилами и гигиеническими нормативами перед поступлением ее в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети на территории Кировградского городского округа. Получить разрешение на использование источников водоснабжения в питьевых целях. Привести зоны санитарной охраны питьевых источников в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Решением Кировградского городского суда Свердловской области от 24.03.2016 исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу "Облкоммунэнерго", Администрации Кировградского городского округа о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворены частично.
АО "Облкоммунэнерго" в срок до 01.02.2017 года обязано обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных источников санитарно-эпидемиологическим требованиям перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети на территории Кировградского городского округа: обеспечить соответствие качества питьевой воды из поверхностного источника централизованного водоснабжения (водоразборный кран колонки, водопроводный кран жилого дома, водоразборный кран резервуара пос. Карпушиха, ЗСО р. Шайтанка, в 1,7 км севернее пос. Карпушиха), в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды. Обеспечить соответствие качества питьевой воды из поверхностного источника централизованного водоснабжения (водоразборный кран второго подъема пос. Левиха, водопроводный кран колонки пос.Левиха, ЗСО р.Тагил, п. Левиха), в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды. Обеспечить соответствие качества питьевой воды из подземного источника централизованного водоснабжения (водоразборный кран скважины Ново-Ежовской, водоразборный кран 3-го подъема Ново-Ежовский, водоразборный кран жилого дома, водоразборный кран 2-го подъема) в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды. Обеспечить соответствие качества питьевой воды Нейво-Рудянского месторождения и воды из разводящей сети, в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды. Обеспечить соответствие качества питьевой воды из поверхностного источника централизованного водоснабжения (водопроводный кран колонки Шигирского водозабора, водоразборный кран жилого дома) в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды. Предоставить протоколы лабораторных испытаний, подтверждающие соответствие качества питьевой воды из вышеперечисленных источников СанПиН 2.1.1074-01 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". Получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения река Тагил (пос. Левиха Кировградского городского округа) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
АО "Облкоммунэнерго" в срок до 01.12.2017 года обязано получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения река Шайтанка (пос. Карпушиха Кировградского городского округа), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения (Ежовское подземное месторождение) Кировградского городского округа, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения (Нейво-Рудянское подземное месторождение) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения река Сибирка (идущая с Висимского заповедника на водоснабжение г. Кировграда) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
АО "Облкоммунэнерго" в срок до 01.12.2016 года обязано выполнить мероприятия по организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на территории первого пояса (строгого режима) зон санитарной охраны (ЗСО) в пос. Карпушиха и в пос. Левиха, пос. Нейво-Рудника: восстановить полностью ограждение 1 пояса ЗСО источника, спланировать для отвода поверхностного стока территорию зон санитарной охраны источника 1 пояса, за ее пределы. Оборудовать дорожки к сооружениям (месту водозабора) из твердого покрытия. В пос. Карпушиха и в пос. Левиха снести высокоствольные деревья на территории 1 пояса ЗСО. Здания (помещение хлораторной, помещение насосной станции) на территории первого пояса в пос. Карпушиха и в пос. Левиха оборудовать канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местную станцию очистных сооружений). АО "Облкоммунэнерго" в срок до 01.07.2016 года обязано разработать и согласовать с Управлением Роспотребнадзора план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. АО "Облкоммунэнерго" в срок до 01.02.2017 года обязано утвердить в установленном законом порядке проект зоны санитарной охраны в пос. Левиха.
В удовлетворении исковых требований Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Администрации Кировградского городского округа отказано.
С Акционерного общества "Облкоммунэнерго" в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
В апелляционной жалобе истец просит решения суда изменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, неприменением закона, подлежащего применению и исковые требовании к Администрации Кировградского городского округа удовлетворить. Указывает на то, что судом необоснованно на орган местного самоуправления не возложена обязанность по совершению действий, направленных на улучшение качества воды и публикации сведений о качестве питьевой воды, прямо предусмотренная законом.
В апелляционной жалобе ответчик АО "Облкомунэнерго", оспаривая законность и обоснованность решения суда, просит его изменить с удовлетворением только части исковых требований в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела.
Указывает в обоснование жалобы, что в отсутствие каких-либо нарушений со стороны ответчиков по предоставлению питьевой воды судом на них возложены определенные обязанности. По их мнению, судом также разрешен вопрос по водоразбору не находящемуся в пользовании ответчика объекта, то есть суд фактически в отсутствие у ответчика прав проводить какие-либо действия на непринадлежащих ему объектах, в том числе и за счет собственных средств возложил обязанность по совершению этих действий.
Представитель истца Николаева Ж.В., действующая на основании доверенности, апелляционную жалобу поддержала, с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласилась.
Представитель ответчика АО "Облкоммунэнерго" Галимов С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивал, против доводов апелляционной жалобы истца возражал.
Представители ответчика Администрации Кировградского городского округа Шестакова Е.А., Железнова Н.В. против доводов апелляционной жалобы истца возражали.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела и содержания решения видно, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда им соответствуют. Представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Судом установлено, что в Кировградском городском округе деятельность по водоснабжению населения питьевой водой с 2010 года по настоящее время осуществляет АО "Облкоммунэнерго" (ранее ПАО "Облкоммунэнерго").
Согласно Уставу основной деятельностью предприятия является ресурсоснабжение (сбор, очистка, и распределение воды, работы по эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения и водоотведения городских и других поселений) обеспечение коммунальными услугами населения и объектов нежилого назначения населенных пунктов Кировградского городского округа.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижней Салде, г. Кировграде и Невьянском районе за период с 31.08.2015 по 25.09.2015, выявлены нарушения, выразившиеся в нарушении законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Постановлениями заместителя главного государственного врача по г. Нижнему Тагилу, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, г. Нижней Салде, г. Кировграде и Невьянскому району Территориального отдела Управления Роспортребнадзора по Свердловской области от 22.12.2014, 26.10.2015 АО "Облкоммунэнерго" привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за выявленные в ходе указанной проверки нарушения.
Ответчики не отрицали, что источники питьевой воды не соответствуют санитарным нормам и правилам, а также факт неоднократного привлечения к административной ответственности.
При этом ими не выполнены требования указанных выше норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования к ответчику АО "Облкоммунэнерго", суд исходил из того, что названным ответчиком допускается бездействие в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, названный ответчик не отрицал предоставление некачественной услуги по предоставлению питьевой воды, за что неоднократно привлекался к административной ответственности, в его адрес выносились соответствующие предписания об устранении нарушений.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Действительно, из деятельности ответчика АО "Облкоммунэнерго" возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит доводы жалобы ответчика основанными на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется,
Довод жалобы истца о незаконности решения суда в части отказа в возложении на Администрацию городского округа обязанности по обеспечению населения качественной питьевой водой, отклоняется коллегией как основанный на неправильном толковании истцом норм материального права.
Как указывалось выше, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает субъектом несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, граждан. Следовательно, ответчик АО "Облкоммунэнерго" в данный перечень попадает.
Доводы представителя истца о том, что Администрация городского округа обязана обеспечить качество подаваемой воды, поэтому суд необоснованно отказал в удовлетворении требований к названному ответчику, не свидетельствует о неправильности выводов суда, поскольку непосредственное осуществление АО "Облкоммунэнерго" деятельности по водоснабжению и водоотведению не освобождает Администрацию Кироградского городского округа от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления ОА "Облкоммунэнерго" своей деятельности, в том числе обязанностей по финансированию необходимых для этого мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
Обязанность Администрации городского округа по информированию населения о качестве питьевой воды в порядке, предусмотренном п. п. 10, 11 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" корреспондирует обязанности со стороны истца своевременного направления (п. 5 ст. 23 названного Федерального закона - в срок до 01 февраля очередного года) в адрес Администрации городского округа уведомления о несоответствии качества питьевой воды. Однако, материалы дела не содержат доказательств своевременных направлений истцом названных уведомлений в адрес Администрации Кировградского городского округа за 2012-2014 г.г. и их получения названным ответчиком.
При этом судом установлено, что сведения о несоответствии качества питьевой воды, подаваемой населению Кировградского городского округа, санитарно-эпидемиологическим требованиям в 2015 году опубликованы Администрацией названного городского округа.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционных жалоб сторон. Доводы апелляционной жалобы приводились сторонами в ходе производства по делу в суде первой инстанции, тщательно исследованы судом, оценены и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировградского городского суда Свердловской области от 24.03.2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Д.Е Ковелин
Судьи: Е.Г. Седых
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.