Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Волковой Я.Ю.,
судей Ивановой Т.С.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Пермяковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедева М.П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению действий
по апелляционной жалобе ответчика на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 11 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя ответчика Антипиной О.В. (доверенность от " ... " N), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Лебедева М.П., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Лебедева М.П. обратился с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению действий по включению в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований указал, что в период службы по призыву, " ... " он награжден нагрудным знаком "За отличие в службе" II степени на основании приказа N командира воинской части N внутренних войск МВД СССР, " ... " награжден нагрудным знаком "За отличие в службе" I степени военнослужащих ВВ МВД СССР и сотрудников внутренних дел на основании приказа N начальника ВВ МВД СССР.
" ... " Лебедев М. П. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". В присвоении указанного звания отказано в связи с тем, что на момент обращения за ним данный знак не учитывается при присвоении звания "Ветеран труда".
Истец в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал. Ссылался на то, что на момент обращения истца Указ Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года N 458-УГ "Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (в ред. от 14 сентября 2015 года N 431-УГ) не учитывал знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР, Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная в ней служба, при присвоении звания "Ветеран труда".
Третье лицо УМВД РФ по Ярославской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 11 мая 2016 года исковые требования Лебедева М.П. удовлетворены частично.
Решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Железнодорожному району г. Екатеринбурга об отказе в присвоении Лебедеву М. П. звания "Ветеран труда" признано незаконным.
На Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Железнодорожному району г. Екатеринбурга возложена обязанность включить Лебедева М.П. в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С решением суда не согласился ответчик, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного рассмотрения дела, неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец возражал относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица УМВД России по Ярославской области в заседание судебной коллегии не явился.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика назначено на 01 сентября 2016 года определением от 22 июля 2016 года, извещение о дате и времени рассмотрения дела лицам, участвующим в деле, направлено письмом 22 июля 2016 года.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что третье лицо извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, для проверки доводов апелляционной жалобы их личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что истец был награжден указанными знаками отличия до внесения изменений в п. 6 Указа Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 N 458-УГ, поэтому истец имеет право на включение его список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку выводы суда первой инстанции о наличии у Лебедева М.П. права на включение его в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" ошибочны, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, Лебедев М.П. приказом командира войсковой части N от " ... " N награжден нагрудным знаком "За отличие в службе" II степени, приказом начальника внутренних войск МВД СССР от " ... " N награжден нагрудным знаком "За отличие в службе" I степени.
В соответствии с Приказом МВД Российской Федерации от 31 октября 2012 года N "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел" нагрудные знаки внутренних войск МВД России "За отличие в службе" I и II степеней являются ведомственными знаками отличия внутренних войск МВД России.
" ... " истец обратился к ответчику с заявлением о включении его список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением ответчика от " ... " Лебедеву М. П. отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда". Ответчик обосновал отказ тем, что при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР, Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная в ней служба, которые в соответствии с п. 6 вышеуказанного Положения, в редакции, действовавшей с 01 января 2016 года, не являлись основанием для установления звания "Ветеран труда".
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.
Такие акты, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации полномочий, установленных названной нормой, Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года N 458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
Согласно п. 1 названного Положения звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области:
1) лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
3) детям участников Великой Отечественной войны, являвшимся несовершеннолетними на момент гибели (смерти, пропажи без вести) такого участника или родившимся в течение трехсот дней со дня его смерти, и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Правовое содержание вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что оба нормативных правовых акта предусматривают одинаковые условия отнесения гражданина к ветерану труда.
Норма п. 5 Положения не определяет круг лиц, являющихся ветеранами труда, данный вопрос урегулирован п. 1, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда".
Вместе с тем, в соответствии с п. 6 указанного Положения установлено, что при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются награды, за исключением указанных в пункте 5 настоящего Положения, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, знак "Ударник коммунистического труда", юбилейная почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции", знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии.
Редакция шестого пункта Положения была введена в действие Указом Губернатора Свердловской области от 14 сентября 2015 года N 4631-УГ и вступила в законную силу с 01 января 2016 года.
Ранее действовавшая редакция п. 6 Положения предусматривала знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, как являющиеся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Поскольку материалами дела подтвержден и не оспорен факт обращения истца с заявлением о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" " ... ", то есть после вступления в законную силу вышеуказанной нормы закона, исключающей ведомственные знаки отличия в качестве основания для присвоения спорного звания, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для отказа в удовлетворении заявления истца.
Таким образом, в действиях ответчика не допущено нарушений прав истца при рассмотрении его заявления о присвоении ему звания "Ветеран труда", поскольку заявление истца было рассмотрено с учетом действующего в тот момент правового регулирования.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Лебедева М.П. не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 11 мая 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Лебедева М.П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению действий по включению в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" отказать.
Председательствующий Волкова Я.Ю.
Судьи Иванова Т.С.
Кокшаров Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.