Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Ю. П.,
судей
Бурматовой Г. Г.,
Коренева А. С.,
при секретаре Малярик А. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по исковому заявлению Ткаченко Л. И. , Ткаченко О. А., Ткаченко И. А. к Федеральному Государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения и включении в единый реестр учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений,
по апелляционной жалобе истцов на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 10.12.2015,
заслушав доклад судьи Бурматовой Г. Г., судебная коллегия
установила:
истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивировав их тем, что Т. А. А. проходил военную службу по контракту и был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта, исключен из списков личного состава части ( / / ), имея срок выслуги 20 лет. В период прохождения военной службы на основании ордера он был обеспечен служебной квартирой по адресу: ... , на состав семьи из четырех человек. После увольнения с военной службы Т. А. А. продолжал состоять в списке нуждающихся в получении жилого помещения. ( / / ) Т. А. А. умер. Истцы считают, что за ними должно быть признано право, как за членами семьи военнослужащего Т. А. А. , на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, просят обязать ответчика внести их в реестр учета нуждающихся на предоставление жилых помещений.
Истцы в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика исковые требования не признал, поскольку до увольнения Т. А. А. не был признан нуждающимся в жилого помещения и не был принят на учет, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Кроме этого, при увольнении выслуга лет Т. А. А. в календарном исчислении составляла менее 20 лет, что также не позволяло Т. А. А. претендовать на обеспечение жилым помещением в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебно заседание не явился.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 10.12.2015 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить принятое решение по делу как незаконное и необоснованное, удовлетворив заявленные исковые требования, поскольку они являются необеспеченными жильем по избранному месту жительства после увольнения военнослужащего. Служебное жилое помещение, предоставленное Т. А. А. , по мнению истцов, не может являться постоянным, поскольку его невозможно приватизировать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 06.09.2016 определением от 28.07.2016, извещения о дате и времени рассмотрения направлены лицам, участвующим в дела, путем почтового уведомления 28.07.2016 по всем адресам, имеющимся в материалах дела, кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, не сообщили о причинах неявки, в том числе уважительных и таких доказательств не представили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие, своих представителей в суд апелляционной инстанции также не направили, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения.
Судом установлено, что Т. А. А. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации с ( / / ) по ( / / ) и был уволен по N ( / / ) N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с N, исключен из списков личного состава части ( / / ). Выслуга в календарном исчислении составляет 16 лет 6 месяцев, в льготном исчислении 20 лет 6 дней.
Согласно свидетельству о заключении брака от ( / / ) Т. А. А. состоял в браке с Ткаченко Л.И. с ( / / ). По данным его личного дела в состав семьи Т. А. А. входили: супруга Ткаченко Л. И., дочь Оксана ( / / )., сын Илья ( / / )
Согласно свидетельству о смерти от ( / / ) Т. А. А. умер ( / / ).
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" от ( / / ) Ткаченко Л. И., вдове военнослужащего Т. А. А. , отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не представлены документы, подтверждающие ее право состоять на учете или указывающие на тот факт, что в период прохождения службы Т. А. А. был признан нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15 и 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что права и охраняемые законом интересы истцов нарушены не были, поскольку право на обеспечение жилым помещением принадлежит членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего в случае наличия до гибели (смерти) военнослужащего у него и членов его семьи статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учитывая, что до момента гибели военнослужащего Т. А. А. , он и члены его семьи не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (пункт 1.1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения Ткаченко Л. И. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с данным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 названного Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с данным Федеральным законом во внеочередном порядке (абзац четвертый пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения Ткаченко Л. И. с заявление о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения).
Из содержания положений пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения Ткаченко Л. И. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено законом не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Вместе с тем как установлено судом и следует из материалов дела, Т. А. А. был уволен с военной службы по истечении срока контракта, при этом срок выслуги в календарном исчислении составил менее 20 лет, в связи с чем после увольнения в 2002 году не мог претендовать на предоставление жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, поскольку законом установлена определенная категория граждан, уволенных с военной службы в зависимости от основания увольнения и срока выслуги военной службы подлежащих обеспечению жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, к которой умерший Т. А. А. отнесен не был. В связи с этим не имеет значения был ли признан нуждающимся Т. А. А. до увольнения с военной службы, при этом судебная коллегия учитывает, что судом и данный факт подвергнут сомнению, принимая во внимание, что судом обращено внимание на несоответствие личного номера военнослужащего с лицом, указанном в списке нуждающихся в предоставлении жилого помещения на 2000 год по войсковой части 73727.
Поскольку иных оснований заявленных требований, помимо права членов семьи умершего Т. А. А. на обеспечение жильем истцами заявлено не было, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Сам по себе факт проживания в жилом помещении специализированного жилищного фонда в отсутствие иных оснований не является основанием для признания нуждающимися в жилом помещении.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в принятом судом по делу решении.
Судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 10.12.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий:
Ю. П. Москаленко
Судьи:
Г. Г. Бурматова
А. С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.