Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Кормильцевой И.И., Шумкова Е.С.,
при секретаре Парамоновой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах несовершеннолетних Ч.Р.М., Ч.И.Н. об оспаривании действий Нижнетагильского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
по апелляционному представлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах несовершеннолетних Ч.Р.М., Ч.И.Н.
на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 17 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И., объяснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Свердловской области Токманцевой Е.К. (по доверенности от 23 ноября 2015 года N), возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
решением Пригородного районного суда Свердловской области от 02 июля 2015 года удовлетворен иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах несовершеннолетних Ч.Р.М.., Ч.И.Н. к Ч.А.В., за Ч.Р.М., Ч.И.Н. признано право собственности по 1/3 доли за каждым в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество - часть жилого дома в виде двухкомнатной квартиры ...
28 января 2016 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области (далее прокурор) направил в Нижнетагильский отдел Управления Росреестра ... документы об исполнении указанного решения суда, вступившего в законную силу 07 августа 2015 года. В совершении регистрационных действий было отказано в связи с отсутствием предусмотренного законом заявления.
Административный истец прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, полагая данный отказ незаконным, обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что исполнение решения суда является этапом судопроизводства, и, поскольку законный представитель уклоняется от регистрации права собственности на жилье в отношении несовершеннолетних детей, прокурор в силу предоставленных полномочий может обратиться с таким заявлением в отдел Управления Росреестра.
Административный ответчик Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области в отзыве на административный иск указал на необоснованность требований. В отзыве указано, что по обращению прокурора от 28 января 2016 года в интересах несовершеннолетних Ч.Р.М., Ч.И.Н. была проведена проверка, в ЕГРП в графу "Особые отметки" листа о праве собственности Ч.А.В. была внесена запись о том, что в отношении данного права заявлено право требования в судебном порядке. Иным образом исполнить указанное решение суда на основании обращения прокурора не представлялось возможным, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого способа представления документов на государственную регистрацию права. 02 февраля 2016 года начальником Нижнетагилского отдела Управления Росреестра по Свердловской области был направлен письменный ответ прокурору со ссылками на нормы законодательства, который носит информационный характер и не является решением об отказе в государственной регистрации права собственности. В отзыве административного ответчика со ссылками на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) также указан порядок государственной регистрации прав, кто может обратиться с заявлением, когда государственная регистрация осуществляется без соответствующего заявления, основания для отказа в государственной регистрации прав. Решение об отказе в государственной регистрации не выносилось, поскольку не была соблюдена процедура предоставления документов на государственную регистрацию, возможность государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных решений без соответствующего заявления либо по заявлению прокурора законом не предусмотрена, кроме того, не представлена информация об уплате государственной пошлины.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 17 марта 2016 года в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области было отказано.
На решение суда административным истцом подано апелляционное представление, в котором приведены доводы административного искового заявления, а также указано, что отказ Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области по внесению в ЕГРП записи о заявленном в судебном порядке праве требований и невозможности регистрации права общей долевой собственности на жилое помещение на основании судебного решения по заявлению прокурора, привел к нарушению жилищных прав несовершеннолетних, законный представитель которых не исполняет взятые на себя обязательства.
В судебное заседание судебной коллегии не явились административный истец прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, заинтересованное лицо Ч.А.В., о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в том числе путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из обстоятельств дела следует, что прокурором для регистрации прав несовершеннолетних Ч.Р.М., Ч.И.Н. на недвижимое имущество было представлено в Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области вышеуказанное решение суда от 02 июля 2015 года. 02 февраля 2016 года на обращение прокурора был направлен оспариваемый ответ.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о регистрации Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Законом о регистрации предусмотрены случаи, когда государственная регистрация осуществляется без соответствующего заявления. Так, если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя. Однако, государственная регистрация права по обращению прокурора в непредусмотренной законом форме и в отсутствие уплаченной государственной пошлины законом не предусмотрена.
Учитывая вышеприведенные положения Закона о регистрации, судебная коллегия считает, что обращение прокурора было рассмотрено административным ответчиком в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поэтому не может рассматриваться как решение об отказе в государственной регистрации, предусмотренное статьей 20 Закона о регистрации, а представленное в отдел Управления Росреестра по Свердловской области судебное решение послужило лишь основанием для проставления сигнальной отметки в записи ЕГРП.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания ответа административного ответчика незаконным, отказал в удовлетворении требований.
Суд первой инстанции верно указал, что административным истцом в нарушение положений части 11, пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказано нарушение прав, свобод и законных интересов.
Апелляционное представление прокурора правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не содержит, повторяет доводы административного искового заявления, которые являлись предметом судебного рассмотрения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку нарушений применения норм процессуального и материального права, которые повлекли или могли повлечь принятие неверного судебного решения, не установлено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 17 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах несовершеннолетних Ч.Р.М., Ч.И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е.Соболева
Судьи И.И. ( / / )10
Е.С.Шумков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.