Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Шурыгиной Л.Г.,
судей
Шабалдиной Н.В.,
Гылкэ Д.И.,
при секретаре судебного заседания Клевцове В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Чваниной Л.П. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в государственной регистрации права на недвижимое имущество
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя административного ответчика Токманцевой Е.К., представителя административного истца Давыдовского Е.А., судебная коллегия
установила:
Чванина Л.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, возложении обязанности зарегистрировать право собственности.
В обоснование своих требований указала, что 07 сентября 2015 года были поданы в Управление Росреестра по Свердловской области документы для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. Режик, ул. Хрустальная, 8а, кадастровый номер 66:06:1501003:108, а именно: свидетельство N 48 о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 27 октября 1992 года, содержащее сведения о собственнике объекта - Чванина Л. П., а также кадастровый паспорт земельного участка N 66/301/15-555248 от 24 августа 2015 года, также содержащий сведения о ней, как о собственнике земельного участка. Письмом от 24 декабря 2015 года Управлением Росреестра по Свердловской области ей направлено сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении указанного объекта, с указанием на непредставление на регистрацию документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в случае, если такая обязанность возложена на заявителя. Полагает данный отказ незаконным, поскольку представленное свидетельство о праве собственности на земельный участок является правоустанавливающим документом, составлено по утвержденной на момент выдачи форме, содержит все необходимые реквизиты. У нее не возникло обязанности по представлению дополнительных документов. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на Управлении Росреестра по Свердловской области лежала обязанность осуществить необходимое межведомственное информационное взаимодействие с соответствующими государственными органами в рамках реализации услуги "единое окно". В представленном в Управление кадастровом паспорте земельного участка, помимо сведений о правообладателе, указан вид права, номер и дата регистрации: собственность N 48 от 27 октября 1992 года, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 27 октября 1992 года, то есть, ранее уже были совершены действия, подтверждающие внесение соответствующих сведений.
Кировским районным судом г. Екатеринбурга 22 апреля 2016 года постановлено решение, которым требования Чваниной Л.П. удовлетворены; признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, выразившиеся в отказе 24 декабря 2015 года Чваниной Л.П. в регистрации права собственности на недвижимое имущество - земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. Режик, ул. Хрустальная, д. 8/а, кадастровый номер: 66:06:1501003:108; на административного ответчика возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Чваниной Л.П., а именно: осуществить государственную регистрацию прав Чваниной Л.П. на указанный земельный участок.
Не согласившись с решением суда, оспаривая его законность и обоснованность, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Свердловской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение. Настаивает на обоснованности принятого отказа, обращает внимание на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В рассматриваемом случае у государственного регистратора имелись правовые основания, предусмотренные п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для проверки наличия ранее возникшего права Чваниной Л.П. на земельный участок и регистратором были предприняты все необходимые для этого меры. Чванина Л.П. же, никаких мер для устранения сомнений государственного регистратора не предприняла, даже в период срока приостановления государственной регистрации по ее собственной инициативе. Между тем, имела в наличии дополнительные документы, что выяснилось в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Токманцева Е.К. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель административного истца Давыдовский Е.А. просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам письменного отзыва на нее.
Административный истец Чванина Л.П. в суд апелляционной инстанции не явилась.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанного лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона).
Территориальным органом, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области в соответствии с п. 1 Положения, утвержденного приказом Росреестра от 19 апреля 2010 года N П/156, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 07 сентября 2015 года административный истец Чванина Л.П. обратилась в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. Режик, ул. Хрустальная, 8а, кадастровый номер 66:06:1501003:108.
24 декабря 2015 года Чваниной Л. П. направлено сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которого следует, что отказ основан на абзаце 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно: в связи с непредставлением документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации.
Согласно выводам суда, отказ регистрирующего органа противоречит требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судебная коллегия не усматривает оснований для сомнений в выводах суда по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
Несмотря на то, что отказ административного ответчика в проведении государственной регистрации права мотивирован непредставлением документов, необходимых в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом для государственной регистрации, фактически суд пришел к выводу о том, что причиной такого отказа послужил факт отсутствия ответа на запрос регистрирующего органа от Главы Администрации Белоярского городского округа о принадлежности истцу спорного земельного участка.
Судом установлено, что административным истцом вместе с заявлением на государственную регистрацию были представлены: - свидетельство N 48 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 27 октября 1992 года, выданное Чваниной Л. П. в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. Режик, ул. Хрустальная, 8а, на основании решения от 15 сентября 1992 года Режиковского сельсовета; - кадастровый паспорт земельного участка от 24 августа 2015 года N 66/301/15-555248, площадью 1200 кв. м. расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. Режик. ул. Хрустальная, 8а, кадастровый номер 66:66:1501003:108, правообладатель Чванпна Л.П.
В связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в подлинности представленного свидетельства о праве собственности на землю 18 сентября 2015 года Главе Администрации Белоярского городского округа Юдину П.Н. направлен запрос для получения информации о том, предоставлялся ли вышеуказанный земельный участок Чваниной Л.П.
18 сентября 2015 года государственная регистрация прав Чваниной Л.П. на земельный участок была приостановлена до получения сведений по запросу, а также получения сведений из Белоярского отдела Управления Росреестра по Свердловской области.
17 октября 2015 года государственная регистрация вновь была приостановлена в связи с неполучением сведений от Главы Администрации Белоярского городского округа.
14 ноября 2015 года государственная регистрация приостановлена до 13 декабря 2015 года на основании заявления Чваниной Л, П. для доработки документов.
Из текста сообщения об отказе в государственной регистрации прав Чваниной Л.П. на недвижимое имущество от 24 декабря 2015 года усматривается, что у государственного регистратора при проведении правой экспертизы возникли сомнения в подлинности представленного свидетельства о праве собственности, соответственно, сомнения в правах Чваниной Л.П. на объект недвижимости. Регистратором был направлен запрос в Администрацию Белоярского городского округа для получения соответствующих сведений, которые на момент вынесения отказа в государственной регистрации права собственности в Управление не поступили. Из сведений Белоярского отдела Управления Росреестра по Свердловской области было установлено, что в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, правоудостоверяющие (правоустанавливающие) документы на земельный участок по адресу: Свердловская область. Белоярский район, п. Режик, ул. Хрустальная, 8а, отсутствуют.
Таким образом, государственная регистрация приостанавливалась государственным регистратором по причине наличия у него сомнений в правах Чваниной Л.П. в отношении земельного участка, в этой связи им самостоятельно были направлены запросы Главе Администрации Белоярского округа и в Белоярский отдел Управления Росреестра по Свердловской области для получения сведений о наличии соответствующего права Чваниной Л.П. Из уведомлений о приостановлении государственной регистрации не следует, что государственная регистрация приостанавливалась в связи с непредставлением документов, необходимых для ее проведения, на административного истца обязанность по представлению дополнительных документов не возлагалась.
Вместе с тем, несмотря на то, что государственная регистрация по решению административного ответчика трижды приостанавливалась по причине не поступления от Администрации Белоярского округа ответа на вышеуказанный запрос, соответствующий ответ - архивная справка была самостоятельно получена административным истцом и по ходатайству представителя административного истца судом апелляционной инстанции была приобщена к материалам административного дела в качестве нового доказательства. Из указанной справки от 05 мая 2016 года N 06-02-65 следует, что в документах архивного фонда "Режиковская сельская Управа Администрации Белоярского городского округа" в постановлениях главы администрации Режиковского сельсовета за 1992 год значится постановление N 6/1 от 15 сентября 1992 года, в соответствии с которым глава администрации Режиковского сельсовета постановил:произвести перерегистрацию ранее предоставленных земельных участков и выдать свидетельства на право собственности землей следующим гражданам: (в га) ... 48 Чваниной Лире Петровне 0,12.
Кроме того, принадлежность земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. Режик, ул. Хрустальная, 8а, административному истцу подтверждается и иными, представленными в материалы дела доказательствами: копией свидетельства о праве на наследство от 03 декабря 1983 года (л.д. 62); копией договора купли-продажи от 11 августа 1980 года (л.д. 63-64); копией справки председателя Режиковского сельского Совета (л.д. 65); копией распоряжения начальника Режиковской сельской Управы от 27 июня 2007 года (л.д. 66).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" непредставление документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам является основанием для приостановления государственной регистрации. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном п. 5 настоящей статьи. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе (п. 1).
При этом согласно п. 2.1 ст. 19 указанного Федерального закона в случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
Однако, Управлением Росреестра по Свердловской области не представлено доказательств надлежащего выполнения вышеприведенных положений ст. 19 Федерального закона.
Поскольку оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области требованиям закона не соответствует и нарушает права Чваниной Л.П., то суд обосновано удовлетворил требования административного истца.
В целом апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г. Шурыгина
Судьи
Н.В. Шабалдина
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.