Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Колосовой М.Е.,
с участием представителя административного истца, являющегося одновременно представителем заинтересованного лица Сидорова Валерия Анатольевича - Кучерюк Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Калугина Вадима Николаевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313 в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Калугин В.Н. обратился 25 февраля 2016 года в Свердловский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313; с утверждённой кадастровой стоимостью в размере 439045055 руб. 44 коп. административный истец не согласен. Утверждая о нарушении своих прав, как налогоплательщика, просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года в размере 163263000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца, представляя также одновременно заинтересованное лицо на стороне административного истца - Сидорова Валерия Анатольевича, заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, и просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, которая определена в результате назначенной и проведённой по делу экспертизы.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в направленных письменных возражениях указало, что нарушений при установлении оспариваемой кадастровой стоимости допущено не было. Сомневаясь в достоверности представленного административным истцом отчёта, считает, что оснований к удовлетворению административного искового заявления не имеется; просило рассмотреть дело без участия своего представителя (л.д. 108).
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письменных возражениях указало, что не оспаривает заявленные требования по существу; оставляет их разрешение на усмотрение суда; просит рассмотреть дело без участия своего представителя (л.д. 111).
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях высказал мнение о том, что не может являться заинтересованным лицом по рассматриваемому делу. Подтвердил дату определения оспариваемой кадастровой стоимости; её размер; принадлежность земельного участка Калугину Вадиму Николаевичу с 10 августа 2015 года (л.д. 116).
Заинтересованное лицо (на стороне административного истца) - Сидоров Валерий Анатольевич (бывший собственник земельного участка в период с 09 октября 2013 года) в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов представителю административного истца.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованного лица - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей сторон и названного заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав в судебном заседании представителя административного истца, представляющего одновременно заинтересованное лицо, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два варианта установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение также установлено в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов административного дела, 10 сентября 2010 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 110312828 кв.м. с кадастровым номером 66:01:0000000:313, расположенном по адресу: Свердловская область, Алапаевский район. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования.
На основании договора купли-продажи от 15 марта 2013 года названный земельный участок принадлежал с 09 октября 2013 года на праве собственности Сидорову Валерию Анатольевичу, что подтверждается нотариально заверенной копией правоудостоверяющего документа - свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 128).
По договору купли-продажи от 29 июля 2015 года Сидоров В.А. продал земельный участок Калугину В.Н. (л.д. 127). Запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана 10 августа 2015 года, подтверждением чего является нотариально заверенная копия правоудостоверяющего документа - свидетельства о государственной регистрации права.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1460 была утверждена по состоянию на 01 января 2011 года кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов Свердловской области (за исключением земель, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества). Названным Приказом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313 утверждена в размере 439045055 руб. 44 коп., что подтверждается кадастровой справкой (л.д. 8).
Полагая, что утверждённая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313 не соответствует рыночной стоимости, Калугин В.Н. ссылался на отчёт об определении рыночной стоимости от 07 октября 2015 года N 15-10-/05, который подготовлен ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки". На этот отчёт получено положительное экспертное заключение общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 22 декабря 2015 года N 6814/2015.
Как видно из названого отчёта вероятная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года составляла 163263000 руб.
Калугин В.Н. обратился 28 декабря 2015 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Решением от 27 января 2016 года N 88 заявление Калугина В.Н. было отклонено в связи с несоответствием вышеобозначенного отчёта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки.
В судебном заседании 14 апреля 2016 года представитель административного истца, представляя одновременно заинтересованное лицо Сидорова В.А., заявила и поддержала ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Определением Свердловского областного суда от 14 апреля 2016 года по данному делу назначена и была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года. По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела 25 июля 2016 года представлено заключение эксперта от 15 июля 2016 года.
В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313 по состоянию на 01 января 2011 года составляла 189738064 руб.
У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы, поскольку заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, оно мотивировано, его выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313 по состоянию на 01 января 2011 года составляла 189738064 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Калугина Вадима Николаевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313 в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:313 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года в размере 189738064 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 28 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 24 августа 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.