Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-257/2016 по административному исковому заявлению Жидко В.Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, с участием заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской, администрации городского округа Первоуральск,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4, 66:58:0113011:37 в размере их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
от Жидко В.Ф.: представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: представитель не явился;
от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: представитель не явился;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области: представитель не явился;
от администрации городского округа Первоуральск: представитель не явился,
установил:
Жидко В.Ф. (далее - административный истец) обратился с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4, 66:58:0113011:37 в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года.
Административный истец полагал, что результаты государственной кадастровой оценки указанных выше земельных участков завышены, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование административного искового заявления административный истец сослался на отчет об оценке от 12 апреля 2016 года N 231/004/16, составленный ООО "Сенат-Оценка" и подтвержденный положительным экспертным заключением от 19 апреля 2016 года N 848 Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческое партнерство "Международная Палата оценщиков", согласно которому по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4, 66:58:0113011:37 определена в размерах 4865700 руб. и 11063675 руб., соответственно.
Лица, участвующие в деле: административный истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, администрация городского округа Первоуральск представителей в настоящее судебное заседание не направили; о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, и заблаговременно, с заключением эксперта имели возможность ознакомиться.
В силу части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел в порядке упрощенного производства административное дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе, заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером 66:58:0116002:4, площадью 2 100 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под магазин для торговой деятельности, находящийся по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Комсомольская, 15 б;
- с кадастровым номером 66:58:0113011:37, площадью 4 775 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под торговый центр, находящийся по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, проспект Ильича, д.16.
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области сформирован по состоянию на 01 января 2015 года и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области".
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4 и 66:58:0113011:37 определена в размерах 6539904 руб. и 27692469 руб. 25 коп. соответственно по состоянию на 01 января 2015 года.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4, 66:58:0113011:37 напрямую затрагивают права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе оспорить эти результаты.
В соответствии с частью 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4, 66:58:0113011:37 административным истцом представлен отчет об оценке от 12 апреля 2016 года N 231/004/16, составленный ООО "Сенат-Оценка", согласно которому по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:4 определена оценщиком в размере 4865700 руб. и для земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113011:37 в размере 11063675 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности, по ходатайству административного истца определением суда от 14 июня 2016 года была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4 и 66:58:0113011:37 по состоянию на 01 января 2015 года, проведение которой поручено эксперту А. сотруднику общества с ограниченной ответственностью "Профи Апрайс".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 27 июля 2016 года по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:4 составила 5245800 руб. и для земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113011:37 - 11927950 руб.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспорили.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьи 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному эксперту; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в экспертном заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд считает, что приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Свердловской области на дату оценки по спорному сегменту и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении земельных участков, их количественных и качественных характеристиках; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; в заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; расчеты произведены в рамках используемого сравнительного подхода и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на 01 января 2015 года.
Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной.
Правильность заключения экспертизы, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Во всяком случае, данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 ст. 62, части 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4 и 66:58:0113011:37, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4 и 66:58:0113011:37 и установлении кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:4 в размере рыночной стоимости 5245800 руб. и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113011:37 в размере рыночной стоимости 11927950 руб..
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в суд 10 мая 2016 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости (10 мая 2016 года) подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, следовательно, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем, все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Жидко В.Ф. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:4, 66:58:0113011:37 в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:4 в размере рыночной стоимости 5245800 руб. по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113011:37 в размере рыночной стоимости 11927950 руб. по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 10 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2016 года.
Председательствующий судья С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.