Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Колосовой М.Е.,
с участием представителя административного истца - Пашкина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Знак" об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:50:0801012:10 в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Знак" обратилось 16 июня 2016 года в Свердловский областной суд с названным административным исковым заявлением в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец указывает, что является арендатором названного земельного участка, в связи с чем, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности. По мнению административного истца, при проведении очередной государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года оценщиком были использованы недостоверные сведения (неправильно определены условия, влияющие на стоимость земельного участка, - неверное определение целевого назначения, разрешённого вида использования). ООО "Знак" просит изменить кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и установить кадастровую стоимость в размере 5796104 руб. 10 коп.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, просил изменить кадастровую стоимость земельного участка, настаивал на удовлетворении административного искового заявления.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях и дополнениях к письменным возражениям указало, что не усматривает выявления недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости. Ссылаясь также на произошедшее изменение вида разрешённого использования земельного участка после внесения оспариваемых сведений в государственный кадастр недвижимости, считает, что не имеется возможности для исправления сведений об объекте оценки, которые произошли после даты проведённой оценки.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об отношении к рассматриваемому административному исковому заявлению ничего не сообщило, возражений не направило.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях указал, что не наделён полномочиями при проведении государственной кадастровой оценке земель. Сообщил, что оспариваемые административным истцом сведения о кадастровой стоимости являются архивными с 29 апреля 2016 года, потому что на основании поступивших документов было принято решение об изменении вида разрешённого использования земельного участка, повлекшее расчёт (перерасчёт) кадастровой стоимости земельного участка и её установление в размере 5796104 руб. 10 коп.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - администрация городского округа Краснотурьинск в письменных возражениях просит отказать ООО "Знак" в удовлетворении административного искового заявления, рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - специализированное областное государственное унитарное предприятие "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области, выполнявшее работы по кадастровой оценке на основании государственного контракта, в письменных возражениях указало, что использовало сведения, которые были предоставлены заказчиком. Информацией о фактическом использовании земельного участка не располагало; оснований изменить вид разрешённого использования не имелось. Сообщило о готовности по гарантийным обязательствам предоставить результаты перерасчёта кадастровой стоимости при наличии к тому оснований. Просило отказать ООО "Знак" в удовлетворении административного искового заявления, рассмотреть дело без участия своего представителя.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело с участием представителя административного истца.
Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
С учётом разъяснений, изложенных в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости допускается предъявление требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
Одним из предусмотренных оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (пункт 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
К недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчёте кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
При этом, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. В резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
По общему правилу сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов (статьи 4 и 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В пункте 14 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что ранее внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (архивные сведения).
При этом, законодательство не предусматривает возможности ретроспективного пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В то же время, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый ст. 24 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" утверждены по состоянию на 01 января 2015 года результаты определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Этим же приказом утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для кадастровых кварталов, населённых пунктов, муниципальных районов, городских округов Свердловской области.
По информации филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области земельный участок с кадастровым номером 66:50:0801012:10, расположенный по адресу: Свердловская область, город Краснотурьинск, посёлок Рудничный, ул. Нагорная, д. 23, поставлен на учёт 08 декабря 2008 года.
Как видно из материалов дела, по договору аренды от 28 мая 2013 года N 26/2 земельный участок с кадастровым номером 66:50:0801012:10 предоставлен в аренду ООО "Знак" по 21 апреля 2062 года с разрешённым использованием "административные здания". При исчислении размера арендной платы используется утверждённая (установленная) кадастровая стоимость земельного участка. Это подтверждается нотариально заверенной копией названного правоустанавливающего документа.
На земельном участке расположены принадлежащие ООО "Знак" нежилые здания: "Красного уголка", конторы, зданий материального и холодного склада, механического цеха, гаража; осуществляется производственная деятельность (дробление и хранение щебня).
На основании представленных документов филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области принял решение от 21 марта 2013 года об учёте изменений названного земельного участка. Был изменён вид разрешённого использования: с "для размещения административно-производственного комплекса" на "административные здания"; была уточнена площадь земельного участка - 18910 кв.м.
В связи с этим, актом определения кадастровой стоимости, с использованием удельного показателя 176 руб. 16 коп за один квадратный метр, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов расположенных на территории Свердловской области", кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана в размере 3331185 руб. 60 коп.
В дальнейшем именно данные сведения и земельном участке и были представлены в распоряжение оценщика при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, вышеназванным приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:50:0801012:10 была утверждена в размере 43022820 руб. 99 коп. по состоянию на 01 января 2015 года.
Данные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости 24 октября 2015 года, и подлежали применению для целей исчисления размера арендной платы, начиная с 01 января 2016 года.
В представленном заключении уполномоченного органа местного самоуправления от 11 апреля 2016 года N 08-05/308 указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне КС-6 (коммунально-складская зона, не требующая организации санитарно-защитной зоны). Сделан вывод о возможности изменения вида разрешённого использования.
29 апреля 2016 года филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области принял решение от 21 марта 2013 года об учёте изменений названного земельного участка. Установлен вид разрешённого использования "объекты коммунально-складского назначения, не требующие организации санитарно-защитной зоны". Актом определения кадастровой стоимости с использованием удельного показателя 306 руб. 51 коп за один квадратный метр кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана в размере 5796104 руб. 10 коп.
В досудебном порядке ООО "Знак" обратилось 01 июня 2016 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области, которая 08 июня 2016 года уведомила ООО "Знак" об отказе в принятии заявления к рассмотрению, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих недостоверность сведений использованных оценщиком.
Таким образом, обратившись в суд, административный истец оспаривает и просит об изменении в судебном порядке архивной кадастровой стоимости земельного участка, которая содержалась в государственном кадастре недвижимости с 24 октября 2015 года до 29 апреля 2016 года, и применялась начиная с 01 января 2016 года. Право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, у административного истца имеется, потому что обращение в Комиссию имело место 01 июня 2016 года, следовательно, архивная кадастровая стоимость может быть пересмотрена начиная с 01 января 2016 года.
Приходя к выводу об удовлетворении административного искового заявления, суд, помимо вышеизложенного, исходит также из следующего.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов в разрезе семнадцати видов разрешённого использования.
Виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пункту 1.2.7 названных Методических указаний виду разрешённого использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Вид разрешённого использования земельного участка "административные здания", который был передан оценщику, не является однозначно определённым, может быть отнесён к группе видов разрешённого использования, содержащейся как в пункте 1.2.7, так и к группе, указанной в пункте 1.2.9 названных Методических указаний. Содержание вида разрешённого использования земельного участка должно выясняться с учётом фактического использования такого объекта недвижимого имущества. Между тем, при проведении государственной кадастровой оценки оценщик фактическое использование земельного участка не выяснял, а произвольно отнёс его к "наиболее дорогой" седьмой группе - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Между тем, рассматриваемый земельный участок, на котором расположены перечисленные здания, по мнению суда, относится к девятому виду разрешённого использования - это земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Из анализа положений Методических указаний следует, что девятый вид разрешённого использования земельных участков не позволяет размещать на них офисные здания делового, административного и коммерческого назначения. В данном случае допускается размещение объектов, составляющих инфраструктуру предприятия и входящих в состав единых комплексов, включающих в себя в качестве неотъемлемых частей объекты различного назначения.
На основании совокупности собранных по делу доказательств суд приходит к выводу, что земельный участок (также как и здания на нём расположенные) имеют исключительно производственное предназначение. Доказательств обратного административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Следовательно, учитывая градостроительное зонирование, информацию уполномоченного органа местного самоуправления, происходившие дважды изменения вида разрешённого использования, несмотря на отсутствие какого-либо фактически доказанного и установленного изменения в использовании земельного участка, суд приходит к выводу, что оценщик действительно неправильно определилусловия, влияющие на стоимость земельного участка (местоположение, целевое назначение, разрешённое использование земельного участка).
Поскольку установлено основание для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то и результаты определения архивной в настоящее время кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:50:0801012:10 следует пересмотреть. Архивную кадастровую стоимость, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, следует изменить и установить в размере, предусмотренном для девятой группы видов разрешённого использования - исходя из удельного показателя в размере 306 руб. 51 коп. за один квадратный метр (18910 кв.м. * 306 руб. 51 коп. = 5796104 руб. 10 коп.).
Относительно судебных расходов по делу, суд приходит к следующему.
Из положений части 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
В силу пункта 4 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Материалы данного административного дела не содержат никаких сведений о понесённых административным истцом судебных расходах, за исключением государственной пошлины. О взыскании судебных расходов административный истец также не просит; таких требований не заявляет, а представитель административного истца в судебном заседании не возражал закончить рассмотрение административного дела по существу после исследования всех доказательств (статья 170 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Поэтому в такой ситуации суд, принимая решение, распределяет судебные расходы, к которым в данном случае относится только государственная пошлина.
При удовлетворении требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации). Учитывая такие разъяснения, суд полагает, что судебные расходы в данном случае подлежат взысканию с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Обратившись в суд, административный истец уплатил государственную пошлину в установленном размере, что подтверждается платёжным поручением от 09 июня 2016 года N 46, в связи с чем, эти судебные расходы подлежат взысканию с названного административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Знак" об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:50:0801012:10 в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, удовлетворить.
Архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:50:0801012:10 изменить. Установить на период с 01 января 2016 года до 29 апреля 2016 года архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:50:0801012:10 по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5796104 руб. 10 коп.
Датой подачи заявления о пересмотре архивной кадастровой стоимости земельного участка считать 01 июня 2016 года.
Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Знак" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд, в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 сентября 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.