Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Колосовой М.Е.,
с участием представителей:
административного истца - Малышевой М.В.,
административного ответчика - Фёдорова М.М.
заинтересованного лица - кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 Павлова А.И. - Андриановой М.А.,
прокурора Дубовских Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 Гаффнера И.В. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 от 11 августа 2016 года N 13/40 "О регистрации Павлова А.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 года N 2946-ПЗС на 18 сентября 2016 года назначены очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (опубликовано 17 июня 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru).
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 от 10 августа 2016 года N 12/39 Гаффнер И.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3.
Решением этой же окружной комиссии от 11 августа 2016 года N 13/40 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 зарегистрирован Павлов А.И..
19 августа 2016 года Гаффнер И.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указал, что оспариваемое решение от 11 августа 2016 года N 13/40 принято с нарушением избирательного законодательства. Утверждает, что отсутствовало необходимое количество достоверных и действительных подписей избирателей, поданных в поддержку выдвижения кандидата Павлова А.И.; полагает, что дополнительно подлежат признанию недействительными и недостоверными еще 55 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом Павловым А.И. подписных листах, отобранных для проверки. Настаивает, что избирательная комиссия должна была выявить не 9,5 процентов, а 16,6 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении административного искового заявления, просила признать незаконным оспариваемое решение.
Административный ответчик - окружная избирательная комиссия по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 (далее - Комиссия), представив письменные возражения, требования административного искового заявления не признала, утверждая о законности принятого решения; о его соответствии требованиям избирательного законодательства.
Заинтересованное лицо - кандидат в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 Павлов А.И. в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Считает доводы административного истца необоснованными; оспариваемое решение полагает законным, не нарушающим прав административного истца.
В судебное заседание не явились кандидаты Гаффнер И.В. и Павлов А.И., направив своих представителей. О месте и времени судебного заседания были извещены заблаговременно (22 августа 2016 года) и надлежащим образом. В силу положений части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела. При таких обстоятельствах суд определилрассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Дубовских Т.В., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов рассматриваемого дела, 13 июля 2016 года Павлов А.И. уведомил Комиссию о самовыдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 (л.д. 60, 80-82).
02 августа 2016 года помимо иных, необходимых для регистрации документов, Павлов А.И. представил в Комиссию 4131 подпись избирателей на 1595 подписных листах, которые сброшюрованы в 11 папках (л.д. 92-94).
Решением Комиссии от 21 июня 2016 года N 2/8 было установлено, что обязательной проверке подлежит 770 подписей избирателей, что составляет 20,5 процентов от количества подписей, необходимого для регистрации кандидата по Белоярскому одномандатному округу N 3 по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области.
Посредством случайной выборки кандидатом Павловым А.И. для проверки отобраны подписные листы, содержащиеся в папках N 1 и N 10 (л.д. 95).
Рабочей группой Комиссии, с участием эксперта из числа специалистов органов внутренних дел, проведена проверка 770 подписей избирателей (папки N 1 и N 10), по результатам которой 09 августа 2016 года составлены итоговый протокол и ведомости проверки подписных листов (л.д. 121-140). Установлено, что из 770 проверенных подписей недостоверными и (или) недействительными по различным основаниям являются 73 подписи, что составляет 9,5 процентов от числа проверенных подписей.
В судебном заседании судом непосредственно, с участием представителей сторон и заинтересованного лица проверена правильность и обоснованность признания каждой из 73 подписей недостоверной и (или) недействительной. Ошибочного, либо необоснованного, признания и отнесения этих 73 подписей в число недостоверных и (или) недействительных в судебном заседании не установлено. В связи с этим, суд пришёл к выводу, что рабочая группа в результате использования ГАС "Выборы", на основании проверки (уточнения) сведений об избирателях, проведённой отделом по вопросам миграции отдела полиции N 7 (л.д. 107-118), письменного заключения эксперта по проверке подписных листов (л.д. 119, 120) обоснованно признала по различным основаниям недостоверными и (или) недействительными 73 подписи избирателей, что составляет 9,5 процентов.
Решением Комиссии от 11 августа 2016 года N 13/40 Павлов А.И. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 (л.д. 141-144).
Утверждая о незаконности такого решения, административный истец указывает, что в представленных подписях избирателей в действительности более чем 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, поэтому у Комиссии имелось основание отказа в регистрации кандидата Павлова А.И.
Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулирует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (такие дела рассматриваются по правилам главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из положений части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "г 1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) одним из оснований отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.
Аналогичные положения установлены в подпункте 4-1 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.
Как установлено, подпунктом "ж" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Аналогичные положения установлены в подпункте 7 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.
Из положений подпункта "з" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона следует, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. Этим же подпунктом предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объём или не соответствуют действительности.
Аналогичные положения установлены в подпункте 8 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.
На основании подпункта "н" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
Аналогичные положения установлены в подпункте 12 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.
Из системного толкования пунктов 1, 6 1, 6 3, 6 4, подпункта "г 1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона следует, что регистрация кандидата осуществляется при наличии необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
В свою очередь, при отсутствии необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, возникает предусмотренное Федеральным законом и подлежащее применению основание для отказа в регистрации такому кандидату.
Применительно к рассматриваемому делу, это означает, что выявление 77 и более недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (от 770 подписей), являлось для Комиссии основанием для отказа в регистрации в соответствии с подпунктом "г 1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
В то же время, по результатам проверки Комиссия признала недостоверными и (или) недействительными 73 подписи избирателей.
Суд приходит к выводу, что, помимо 73 подписей избирателей, которые Комиссия признала по различным основаниям недостоверными и (или) недействительными, недействительной на основании подпункта "ж" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона следует также признать подпись избирателя Д., которая находится в строке 1 подписного листа 78 в папке N 10. Очевидно и не вызывает сомнений, что в адресе места жительства избирателя (наименование улицы) имеется не оговоренное исправление.
Также недействительной на основании подпункта "н" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона является подпись избирателя Г. расположенная в строке 3 подписного листа 65 в папке N 10. Дата внесения подписи избирателя указана "24.07.2016", а подписной лист удостоверен лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, "21.07.2016". Следовательно, подпись избирателя Г. внесена в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
Помимо этого, в подписном листе 59 папки N 1 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указанные в подписном листе не соответствуют действительности (подпункт "з" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона), потому что дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, указана "04.12.1254". Между тем, такая дата рождения однозначно не может соответствовать действительности, поэтому в названном подписном листе следует признать недействительными подписи избирателей в строке 2 (избиратель Ш.) и в строке 3 (избиратель У.). Подпись в строке 1 (избиратель Р.) была признана недействительной Комиссией по причине неверного указания адреса избирателя (л.д. 110 и 128).
В подписном листе 84 в папке N 1 в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. С исправлениями указан адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (наименование улицы). Поэтому, все три подписи избирателей ( Ч., К., Я.) в названном подписном листе являются недействительными на основании подпункта "з" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона.
Как установлено пунктом 4 статьи 51 Избирательного кодекса Свердловской области документы для регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти Свердловской области представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. Предоставление документов для регистрации кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, назначенных на 18 сентября 2016 года, заканчивалось 03 августа 2016 года в 18 часов.
К числу документов, которые представляются для регистрации кандидата, относятся подписные листы, сброшюрованные, пронумерованные и заверенные кандидатом.
Из содержания пункта 13 статьи 37 Федерального закона следует, что каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату её внесения. В пункте 5 этой же статьи установлено, что на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Таким образом, период сбора подписей избирателей начинается со дня оплаты изготовления подписных листов и фактически может продолжаться до момента представления подписных листов, сброшюрованных, пронумерованных и заверенных кандидатом, в соответствующую избирательную комиссию для регистрации одновременно с иными предусмотренными документами.
В данном случае, Комиссия окончила приём документов (в том числе, подписных листов) 02 августа 2016 года в 18 часов 55 минут (л.д. 93).
После этого, не допускается и не предусмотрено внесение каких-либо дополнений и (или) изменений в подписные листы. Следовательно, Павлов А.И. не имел права, возможности и не мог, удостоверяя подписной лист, внести свою подпись через шесть дней - 08 августа 2016 года, между тем, в подписном листе 119 в папке N 10, однозначно и очевидно указано "8.08.2016". Изложенное означает, что сведения о кандидате в подписном листе 119 в папке N 10 не соответствуют действительности и поэтому, на основании подпункта "з" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона все три подписи избирателей ( М., Р., Н.) в этом подписном листе также являются недействительными.
Таким образом, на основании подпунктов "ж", "з", "н" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона в подписных листах, представленных Павловым А.И., недействительными дополнительно являются ещё 10 подписей избирателей.
Следовательно, суд приходит к выводу и считает, что число недостоверных и (или) недействительных подписей, от общего количества подписей, отобранных для проверки, составляло в данном случае не 73, а 83 подписи (10,8 процентов). В свою очередь, это означает, что имелось предусмотренное Федеральным законом и подлежавшее применению Комиссией основание для отказа в регистрации кандидату, а судом при рассмотрении дела установлено наличие нарушений законодательства о выборах при принятии Комиссией оспариваемого решения. Это, в силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для удовлетворения административного искового заявления и признания оспариваемого решения Комиссии незаконным.
Суд не имеет возможности отказать в удовлетворении заявленных требований, потому что оспариваемое решение Комиссии, не отвечая требованиям Федерального закона, не является законным и не может быть признано таковым. Показания свидетелей, подтвердивших в судебном заседании факты того, что подписи и даты проставления подписей в подписных листах были проставлены собственноручно избирателями, также не могут быть приняты во внимание. Недействительными суд признаёт иные подписи, и по иным основаниям; показания свидетелей в данном случае не могут быть признаны относимыми и допустимыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 Гаффнера И.В. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 от 11 августа 2016 года N 13/40 "О регистрации Павлова А.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 от 11 августа 2016 года N 13/40 "О регистрации Павлова А.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3".
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.