Свердловский областной суд в составе
судьи Шумкова Е.С.
при секретаре Четиной Е.А.
с участием прокурора Дубовских Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новикова А.В. об отмене регистрации Зяблицева Е.Г. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10,
установил:
постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 года N 2946-ПЗС очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области назначены на 18 сентября 2016 года.
Решением Октябрьской районной территориальной избирательной комиссии г. Екатеринбурга с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 от 28 июля 2016 года N 7/18 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 зарегистрирован Зяблицев Е.Г., выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Свердловской области (л.д. 31-34).
Новиков А.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 (л.д.27-30), обратился в суд с административным иском об отмене регистрации Зяблицева Е.Г. кандидатом в депутаты, ссылаясь на неоднократное использование последним в ходе предвыборной кампании преимуществ своего должностного положения депутата Законодательного Собрания Свердловской области, а также на совершение им подкупа избирателей.
В обоснование указал, что 18 августа 2016 года Зяблицев Е.Г., как действующий депутат Законодательного Собрания Свердловской области и кандидат в депутаты выступил на публичном мероприятии, посвященном дню г. Екатеринбурга, проводимом по инициативе администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга на площади Обороны в г. Екатеринбурге. Выступление носило явно агитационный характер, поскольку Зяблицев Е.Г. высказался, что будет и дальше решать насущные проблемы жителей, связанные с обеспечением жильем, транспортом, местами в дошкольных учреждениях, пообещал улучшить жизнь детям, добиться бесплатного питания всем детям. Заявил, что его сотрудниками осуществляется бесплатная юридическая помощь по адресам: Коллективный, 4 и Куйбышева, 84/2. 02 сентября 2016 года Зяблицев Е.Г. выступил с агитацией на мероприятии, организованном общественной организацией "СЕМЬЯ", распространив информацию о себе в сочетании с положительными комментариями, способствовал созданию положительного образа избирателей к кандидату (л.д. 7-9, 92-95).
В судебном заседании представитель административного истца Изюров Н.Н. требование поддержал. Суду дополнительно пояснил, что на указанных в административном исковом заявлении публичных мероприятиях Зяблицев Е.Г. распространял только положительную информацию о себе, формируя у присутствующих людей свой положительный образ кандидата в депутаты.
Представители административного ответчика Черемных О.Н., Дружинина М.Ю., Бельянский А.В. требование не признали. Суду пояснили, что на представленных суду видеозаписях выступлений отсутствует агитация за кандидата Зяблицева Е.Г., имеется только лишь информирование граждан о депутатской деятельности. Подкупа избирателей Зяблицев Е.Г. не совершал.
Представитель заинтересованного лица Октябрьской районной избирательной территориальной комиссии г. Екатеринбурга с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 Лукьянов С.Н. полагал, что нет оснований для удовлетворения административного иска.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Дубовских Т.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения требования не имеется, суд приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Избирательные правоотношения на территории Свердловской области помимо федерального законодательства, урегулированы также Законом Свердловской области от 29 апреля 2003 года N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Свердловской области" (далее - Избирательный кодекс Свердловской области).
Согласно пункту 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
- неоднократного (два и более раза) использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт "в");
- установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией (подпункт "г").
Аналогичные основания для отмены регистрации кандидата предусмотрены подпунктами 3, 4 пункта 7 статьи 98 Избирательного кодекса Свердловской области.
Пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливает, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 вышеназванной статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в частности, понимается агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий.
В силу подпункта 4 статьи 2 и пункта 2 статьи 48 вышеназванного Федерального закона предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). В частности, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Требования, аналогичные вышеприведенным, предусмотрены статьями 56, 63 Избирательного кодекса Свердловской области.
Пункт 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ запрещает кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации осуществлять подкуп избирателей.
Под подкупом избирателей, названная норма Федерального закона понимает следующие действия, перечень которых является исчерпывающим:
- вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу);
- вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение;
- осуществление льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
- безвозмездное или на льготных условиях предоставление услуг, а также воздействие на избирателей, посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Зяблицев Е.Г. является действующим депутатом Законодательного Собрания Свердловской области (л.д. 50). Следовательно, в силу пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 04 декабря 2009 года N 1381, статьи 9 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года N 5-ОЗ "О статусе и депутатской деятельности депутатов Законодательного Собрания Свердловской области" он относится к лицам, замещающим государственную должность Свердловской области. Поэтому, при осуществлении избирательной кампании на него распространяется запрет на использование преимуществ своего должностного положения, установленный статьей 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьей 56 Избирательного кодекса Свердловской области. В частности он не вправе в период избирательной кампании выступать с агитационным выступлением при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий. Однако установление такого ограничения не должно препятствовать осуществлению его депутатской деятельности, что предусмотрено пунктом 6 статьи 40 вышеназванного Федерального закона.
Доказывая наличие оснований для удовлетворения заявленного требования, административный истец представил две видеозаписи выступлений перед гражданами (л.д. 12, 96)
Из показаний допрошенной в судебном заседании свидетеля Б. следует, что представленные суду видеозаписи осуществляла она, на них зафиксированы выступления административного ответчика Зяблицева Е.Г., состоявшиеся 18 августа 2016 года на площади Обороны в г. Екатеринбурге (видеозапись на л.д. 12) и 02 сентября 2016 года по адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 21 (видеозапись на л.д.96). Показания этого свидетеля в указанной части никакими доказательствами не опровергнуты.
Представители административного ответчика, пояснив, что по качеству видеозаписей не возможно идентифицировать выступающее лицо, признали, что зафиксированная на них речь, сказана голосом административного ответчика.
Проанализировав вышеприведенные показания свидетеля в совокупности с указанными объяснениями представителей административного ответчика, суд находит доказанным, что на представленных видеозаписях зафиксированы именно выступления административного ответчика Зяблицева Е.Г., имевшие место 18 августа 2016 года на площади Обороны в г. Екатеринбурге и 02 сентября 2016 года по адресу г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 21.
Исследовав названные видеозаписи, суд приходит к выводу, что зафиксированные на них выступления Зяблицева Е.Г. были осуществлены им на публичных мероприятиях, поскольку они (выступления) были произведены в присутствии множества граждан.
Объяснения представителей административного истца и административного ответчика, показания свидетеля Б., содержание исследованных судом вышеназванных видеозаписей, в своей совокупности позволяют суду прийти к выводу, что выступления Зяблицева Е.Г. были осуществлены в качестве действующего депутата Законодательного Собрания Свердловской области. В своих речах он рассказывал: о существующих проблемах, разрешения которых он добивается; о наличии областного закона о бесплатной юридической помощи детям до 16 лет; о наличии права на обращение за бесплатной юридической помощью; о сохранении им надбавок к зарплате учителей; о его предложении предоставить всем детям бесплатное питание; о его попытках повышения размера пособия на детей; о подготовке им законопроекта об ограничении мер социальной поддержки депутатам; о сокращении числа депутатов, работающих на постоянной основе и получающих за это заработную плату; о проекте закона о присвоении звания "Ветеран труда Свердловской области"; поздравлял собравшихся с началом учебного года (л.д. 12, 71, 96, 106-107).
Однако суду не представлено доказательств того, что указанные мероприятия каким-либо образом были связаны с предстоящими 18 сентября 2016 года выборами депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. Нет в деле и доказательств того, что участие Зяблицева Е.Г. в них было обусловлено предстоящими выборами, как отсутствуют и доказательства того, что его участие в них каким-либо образом связывалось с результатами голосования на выборах присутствовавших на мероприятии граждан. В своих речах Зяблицев Е.Г. никоим образом не упоминал о предстоящих выборах, не оглашал свой статус кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, не говорил о своем участии в выборах, не высказывал своих намерений вновь избираться депутатом какого-либо представительного органа, в том числе и депутатом Законодательного Собрания Свердловской области. Доказательств распространения на этих мероприятиях каких-либо агитационных материалов не имеется. Исследованные судом видеозаписи речей Зяблицева Е.Г. не содержат призывов голосовать на предстоящих выборах за него либо против других кандидатов, список кандидатов.
При таких обстоятельствах нет никаких оснований считать, что речи Зяблицева Е.Г. носили цель побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), как нет и оснований полагать, что эти речи побуждали избирателей к такому голосованию на выборах. Следовательно, в силу подпункта 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ эти выступления Зяблицева Е.Г. нельзя расценить предвыборной агитацией, они не являются агитационными выступлениями.
Высказывание им надежды на получение возможности решать обозначенные им проблемы и в дальнейшем, по мнению суда, не может указывать на агитационный характер выступления, так как его речи, как уже и указано выше, не связывались с возможным избранием его депутатом Законодательного Собрания Свердловской области на предстоящих выбораха также и с участием в предстоящих выборах. Принимать меры к разрешению проблем он может и, не находясь в статусе вновь избранного депутата.
По своей сути выступления носят характер информирования граждан о деятельности Зяблицева Е.Г. в качестве действующего депутата Законодательного Собрания Свердловской области и ее результатах. Такое информирование в силу пункта 1 статьи 25 Закона Свердловской области Свердловской области от 20 февраля 2006 года N 5-ОЗ "О статусе и депутатской деятельности депутатов Законодательного Собрания Свердловской области" является обязанностью Зяблицева Е.Г., как депутата Законодательного Собрания Свердловской области. Осуществление этой деятельности не запрещено в ходе избирательной кампании (пункт 6 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2003 года N 15-П при толковании положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ сформулирована правовая позиция в соответствии с которой, само по себе позитивное или негативное мнение о ком-либо из кандидатов не является предвыборной агитацией, если только не будет доказана специальная цель, а именно направленность на поддержку либо на противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку.
В данном случае Зяблицев Е.Г. в выступлениях излагал, в том числе и информацию о его положительной деятельности в качестве действующего депутата Законодательного Собрания Свердловской области. Однако, как уже указал суд, в ходе судебного разбирательства не было доказано наличие специальной цели (побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) в его выступлениях. Поэтому, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, и вопреки доводам представителя административного истца, несмотря на сообщение Зяблицевым Е.Г. положительной информации о его деятельности в качестве депутата, сам факт доведения этой информации не свидетельствует об агитационном характере выступлений.
Поскольку вышеуказанные выступления не являются агитационными, то в силу пункта 1 и подпункта "ж" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункта 1 и подпункта 7 пункта 5 статьи 56 Избирательного кодекса Свердловской области они не расцениваются как использование Зяблицевым Е.Г. преимуществ своего должностного положения при проведении своей избирательной компании.
Судом не установлено иных фактов использования Зяблицевым Е.Г. в ходе предвыборной кампании преимуществ своего должностного или служебного положения.
В выступлениях административный истец назвал адреса, по которым можно обратиться за бесплатной юридической помощью (Куйбышева 84/2, Коллективный 4) (л.д. 12, 71, 96, 106-107). По данным адресам в г.Екатеринбурге в соответствии с Законом Свердловской области от 05 октября 2012 года N 79-ОЗ "О бесплатной юридической помощи в Свердловской области" осуществляется предоставление бесплатной юридической помощи Государственным казенным учреждением Свердловской области Государственное юридическое бюро по Свердловской области (л.д.72).
Вместе с тем из его выступлений не следует, что по этим адресам бесплатная юридическая помощь оказывается его сотрудниками. Не содержат его выступления и обещаний оказать такую юридическую помощь его сотрудниками, как не содержит оно и обещаний о предоставлении этой помощи сотрудниками указанного Государственного казенного учреждения Свердловской области вопреки требованиям вышеназванного Закона Свердловской области, а также на каких-либо льготных условиях.
Исследованные судом доказательства не дают суду оснований считать, что Зяблицев Е.Г. вручал избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности. Нет доказательств осуществления им: вознаграждения избирателей, выполнявших агитационную работу в зависимости от итогов голосования или дачи им обещаний произвести такое вознаграждение; льготной распродажи или бесплатного распространения товаров; безвозмездного или на льготных условиях оказания услуг, а равно как и обещаний передачи избирателям денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей, оказания услуг иначе чем на основании действующего законодательства. Следовательно, нет оснований считать, что им совершены какие-либо действия, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пунктом 3 статьи 70 Избирательного кодекса Свердловской области могут быть расценены как подкуп избирателей.
Таким образом, судом не установлено неоднократного использования Зяблицевым Е.Г. преимуществ своего должностного положения при осуществлении предвыборной кампании, не установлено и фактов совершения им подкупа избирателей. Следовательно, отсутствуют основания, предусмотренные подпунктами "в", "г" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпунктами 3, 4 пункта 7 статьи 98 Избирательного кодекса Свердловской области для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Новикова А.В. об отмене регистрации Зяблицева Е.Г. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10.
Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня его принятия в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья (подпись).
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.