Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Четиной Е.А.,
с участием представителей:
административного истца - Кайгородовой Анны Сергеевны,
административного ответчика Билалова Сайгида Лабазановича - Соколовой Натальи Владимировны, Захаровой Марины Юрьевны, Смыка Константина Александровича,
заинтересованного лица - избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" - Астратовой Станиславы Владимировны,
заинтересованного лица - Избирательной комиссии Свердловской области - Буртова Игоря Анатольевича,
прокурора Даниловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения "Свердловское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области Билалова Сайгида Лабазановича, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" по единому избирательному округу в составе Алапаевской территориальной группы кандидатов, включённого в зарегистрированный список кандидатов избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 года N 2946-ПЗС на 18 сентября 2016 года назначены очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (опубликовано 17 июня 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru).
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 05 августа 2016 года N 24/224 зарегистрирован прилагаемый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" в составе 76 человек. В составе Алапаевской территориальной группы кандидатов зарегистрирован Билалов Сайгид Лабазанович.
Постановлением этой же комиссии от 10 августа 2016 года N 26/256 зарегистрирован прилагаемый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, выдвинутый избирательным объединением "Свердловское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" в составе 58 человек.
08 сентября 2016 года избирательное объединение "Свердловское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В обоснование заявленного требования указало, что Билалов Сайгид Лабазанович, являясь депутатом Думы Муниципального образования город Алапаевск шестого созыва, в период проведения избирательной кампании, используя преимущества своего служебного или должностного положения, неоднократно выступал на территории избирательного округа с агитационными выступлениями на публичных мероприятиях, организованных органами местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении административного искового заявления, просила отменить регистрацию кандидата Билалова С.Л.
Административный ответчик - кандидат Билалов С.Л., представив письменные возражения, требования административного искового заявления не признал, утверждая об отсутствии предусмотренных оснований для отмены регистрации кандидата, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Заинтересованное лицо - избирательное объединение "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" в письменных возражениях, не усматривая оснований для отмены регистрации кандидата Билалова С.Л., также просило отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Заинтересованное лицо - Избирательная комиссия Свердловской области, согласившись с доводами административного истца, считая их обоснованными, поддержала требования административного искового заявления.
В судебное заседание не явился кандидат Билалов С.Л., направив своих представителей. О месте и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом. В силу положений части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела. При таких обстоятельствах суд определилрассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Даниловой А.В., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулирует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (такие дела рассматриваются по правилам главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из положений части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, может обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) регистрация кандидата, включённого в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д", "з" или "и" пункта 7 настоящей статьи.
На основании подпункта "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Аналогичные положения установлены в пункте 9 и в подпункте 3 пункта 7 статьи 98 Избирательного кодекса Свердловской области.
Как следует из содержания пункта 1 статьи 40 Федерального закона, запрет использовать при проведении избирательной кампании преимущества своего должностного или служебного положения, распространяется на кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, находящихся на государственной или муниципальной службе либо являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидатов, являющихся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.
Под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 Федерального закона, в том числе:
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчётов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Аналогичные положения содержатся в статье 56 Избирательного кодекса Свердловской области.
При этом, перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения не подлежит расширительному толкованию. При решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом неблагоприятных последствий для кандидата необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий (пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В силу подпункта 4 статьи 2 и пункта 2 статьи 48 Федерального закона предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). В частности, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Аналогичные нормы содержатся в статье 63 Избирательного кодекса Свердловской области.
Билалов С.Л. является депутатом Думы Муниципального образования город Алапаевск шестого созыва, избранным 04 марта 2012 года. В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Билалов С.Л. относится к категории лиц, замещающих выборную муниципальную должность. Следовательно, на него распространяются ограничения, связанные с его должностным положением, установленные статьёй 40 Федерального закона и аналогичной статьёй 56 Избирательного кодекса Свердловской области. Билалов С.Л. не вправе использовать преимущества своего должностного положения при проведении своей избирательной кампании. Установлен запрет на агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении любого публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами.
Такой запрет распространяется не только на мероприятия, организуемые муниципальными органами того муниципального образования, в котором занимает выборную муниципальную должность кандидат, но и на мероприятия, проводимые в иных муниципальных образованиях, поскольку закон не предусматривает исключения из этого правила.
Как видно из материалов дела, и не оспаривается сторонами, кандидат Билалов С.Л. участвовал в проведении следующих публичных мероприятий, и выступал перед собравшимися жителями с поздравительной речью:
30 июля 2016 года в праздновании дня села Деево;
30 июля 2016 года в праздновании дня села Кировское;
30 июля 2016 года в праздновании дня посёлка Заря;
06 августа 2016 года в праздновании дня посёлка Западный;
06 августа 2016 года в праздновании дня посёлка Махнёво;
13 августа 2016 года в праздновании дня посёлка Асбестовский.
Эти публичные мероприятия были организованы муниципальными органами; доказательств, опровергающих данное обстоятельство, не имеется. Перечисленные населённые пункты входят в состав Алапаевского избирательного округа (схема утверждена Постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 22 марта 2016 года N 2770-ПЗС).
Поздравляя собравшихся на публичных мероприятиях граждан, Билалов С.Л. желал им всем "справедливой зарплаты, справедливой пенсии и пособий, справедливой жизни", что следует из исследованных в судебном заседании видеозаписей его выступлений на этих мероприятиях и их текстовых расшифровок.
Вышеприведённые высказывания Билалова С.Л. с пожеланием справедливости в различных сферах жизни всем присутствовавшим на публичных мероприятиях жителям этих населённых пунктов, совмещённые с поздравлением, по мнению суда, однозначно являются деятельностью, способствующей созданию положительного отношения присутствующих на публичных мероприятиях жителей к поздравляющему, то есть к Билалову С.Г., как приверженцу принципов социальной справедливости.
Все выступления Билалова С.Л. на этих публичных мероприятиях не ограничивались только лишь поздравительной речью. Несмотря на то, что мероприятия никоим образом не были связаны с предстоящими выборами депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, на каждом из них Билалов С.Л. по собственной инициативе лично сообщал собравшимся жителям о том, что он является кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области. Такое сообщение имело место либо непосредственно сразу после поздравительного выступления (посёлок Западный, посёлок Асбестовский, посёлок Махнёво, село Кировское, село Деево), либо предшествовало поздравлению (посёлок Заря).
Проанализировав изложенное, суд находит, что все вышеуказанные поздравительные выступления Билалова С.Л. на публичных мероприятиях, организованных муниципальными органами, носили характер агитационных выступлений, поскольку на них Билалов С.Л. акцентировал свой статус кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области. Выступая Билалов С.Л. обращался к потенциальным избирателям того избирательного округа, по которому он зарегистрирован кандидатом в депутаты по единому избирательному округу в составе Алапаевской территориальной группы кандидатов. Выступления Билалова С.Л. явно носили характер деятельности, способствующей созданию у потенциальных избирателей положительного отношения к нему, именно как к кандидату в депутаты, и были направлены на формирование такого отношения к нему избирателей. А такая деятельность в силу подпункта "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона расценивается как предвыборная агитация.
Об осуществлении Билаловым С.Л. деятельности, направленной на формирование положительного отношения к нему, как к кандидату в депутаты, по мнению суда, также свидетельствует и то, что обозначив свой статус кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, он сообщил жителям посёлка Западный о привезённом непосредственно им живом подарке в виде выступления его воспитанников-спортсменов. В посёлке Асбестовский, также после оглашения своего статуса кандидата в депутаты, он пообещал приехать в следующий раз с большими подарками. В селе Кировское сообщил о том, чем будет заниматься в Законодательном Собрании Свердловской области, в том случае если ему доверят свои голоса избиратели - поднимать производство. В селе Деево рассказал, чем, по его мнению, должен заниматься депутат.
Выступая в посёлке Махнёво, Билалов С.Л. пригласил на сцену Косолапова В.А., которого, как следует из его выступления, сам привёз на проводимое мероприятие. Косолапов В.А. выступил в поддержку кандидата в депутаты Билалова С.Л.; предложил помочь избраться "нашему кандидату в депутаты", жестом руки показав на находящегося рядом Билалова С.Л.; призвал присутствующих сделать правильный выбор и распространил информацию о Билалове С.Л. и его деятельности с позитивным комментарием: "прекрасное воспитание детей, умелое воспитание молодежи и прекрасное создание будущего".
Такое выступление Косолапова В.А. по смыслу подпунктов "а", "г", "д" пункта 2 статьи 48 Федерального закона следует расценивать, как предвыборную агитацию (призыв голосовать за кандидата; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о кандидате в сочетании с позитивным комментарием; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей).
При этом, как следует из исследованной видеозаписи, Билалов С.Л. не просто привёз и пригласил выступить в этом селе Косолапова В.А., но и одобрительно кивал на сказанные Косолаповым В.А. в его поддержку слова, не прерывая их и не возражая им. Совокупность этих обстоятельств, по мнению суда, указывает, что такое агитационное выступление было осуществлено с согласия Билалова С.Л. Поскольку доступ для такого агитационного выступления Косолапов В.А. получил через Билалова С.Л., то и ответственность за эту агитацию на публичном мероприятии, организованном муниципальным органом, должен нести административный ответчик.
Все указанные агитационные выступления кандидата в депутаты Билалова С.Л. имели место в период его избирательной кампании (подпункт 20 статьи 2 Федерального закона), поскольку состоялись в период с 30 июля 2016 года по 13 августа 2016 года, то есть уже после его выдвижения кандидатом в депутаты избирательным объединением в составе списка и заверения Избирательной комиссией Свердловской области списка кандидатов в депутаты этого избирательного объединения постановлением от 22 июля 2016 года N 20/175.
Оценив в совокупности всё изложенное, суд находит, что Билалов С.Л., замещая выборную муниципальную должность, в период своей избирательной кампании по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области шесть раз на территории избирательного округа выступил с агитацией на шести различных публичных мероприятиях, организованных муниципальными органами. Тем самым Билалов С.Л. нарушил запрет, установленный пунктом 1, подпунктом "ж" пункта 5 статьи 40 Федерального закона - неоднократно использовал при проведении своей избирательной кампании преимущества своего служебного положения.
Такое неоднократное использование при проведении избирательной кампании преимущества своего служебного положения в силу вышеназванных положений Федерального закона и аналогичных норм Избирательного кодекса Свердловской области является основанием для удовлетворения заявленного требования и для отмены регистрации кандидата Билалова С.Л., выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" по единому избирательному округу в составе Алапаевской территориальной группы кандидатов, включённого в зарегистрированный список кандидатов избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области".
С возражениями и утверждениями о том, что слова Билалова С.Л. о его регистрации кандидатом в депутаты не были связаны с агитацией, а были вызваны исключительно объяснением его явки на праздники без подарков, суд согласиться не может и считает их неубедительными. В ходе выступлении от Билалова С.Л. подарков никто не требовал. Свою речь он мог ограничить только лишь поздравительной частью. Однако, как уже указал выше суд, он намеренно (осознанно) оглашал свой статус кандидата в депутаты, чтобы в совокупности с его поздравлением и пожеланиями способствовать созданию положительного отношения к нему, именно как к кандидату в депутаты со стороны избирателей Алапаевского избирательного округа. Поэтому к доводам о том, что выступления Билалова С.Л. не носили характера агитационного выступления, суд относится критически, поскольку они опровергаются исследованными судом допустимыми и относимыми доказательствами, оценка которым дана выше.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление избирательного объединения "Свердловское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области Билалова Сайгида Лабазановича, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" по единому избирательному округу в составе Алапаевской территориальной группы кандидатов, включённого в зарегистрированный список кандидатов избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области Билалова Сайгида Лабазановича, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области" по единому избирательному округу в составе Алапаевской территориальной группы кандидатов, включённого в зарегистрированный список кандидатов избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Свердловской области".
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.