Свердловский областной суд в составе
судьи Шумкова Е.С.
при секретаре Четиной Е.А.
с участием прокурора Даниловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крыловой Н.В. об отмене регистрации Власова В.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Асбестовскому одномандатному избирательному округу N 2,
установил:
постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 года N 2946-ПЗС очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области назначены на 18 сентября 2016 года.
Решением Сухоложской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Асбестовскому одномандатному избирательному округу N 2 (далее - Сухоложская избирательная комиссия) от 10 августа 2016 года N 9/27 Власов В.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Асбестовскому одномандатному избирательному округу N 2 (т.1, л.д.241-244).
Крылова Н.В., зарегистрированная кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области также по Асбестовскому одномандатному избирательному округу N 2 (т.1, л.д. 233-236), обратилась в суд с требованием об отмене регистрации Власова В.А. кандидатом в депутаты, ссылаясь на неоднократное использование им преимуществ своего должностного положения первого заместителя председателя Правительства Свердловской области; несоблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 1 или пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ); неоднократное несоблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 названного Федерального закона.
В обоснование указала, что Власов В.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты, в нарушение пункта 2 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, в период предвыборной кампании продолжает осуществлять деятельность в качестве первого заместителя председателя Правительства Свердловской области. Пользуясь своим должностным положением, получает доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях проведения предвыборной агитации.
Так, 30 августа 2016 года в "Областной газете" было опубликовано интервью с ним, которое по своему характеру является предвыборной агитацией, способствующей созданию его положительного образа, как кандидата в депутаты. 07 сентября 2016 года в этой же газете опубликован фотоснимок Власова В.А. В выпуске газеты "Асбестовский рабочий" от 08 сентября 2016 года на второй странице размещена фотография с Власовым В.А. и его краткое интервью с планами.
Используя свое должностное положение, он участвует в публичных мероприятиях. 01 сентября 2016 года он был на празднике 1 сентября в школе N 30 г. Асбеста, где выступил с речью. Его участие в этом мероприятии и выступление создают о нем положительное мнение. Кроме того, на этом мероприятии директором школы была распространена информация о Власове В.А., не связанная с его профессиональной деятельностью или исполнением своих служебных обязанностей, о том, что он является выпускником этой школы. Тем самым осуществлена деятельность, подпадающая под признаки агитационной в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
28 августа 2016 года Власов В.А. участвовал в праздновании Дня поселка Белокаменный, где был представлен, как должностное лицо, которое внесло значительный вклад в развитие здравоохранения и образования на территории этого поселка, и как лицо, которое будет представлять интересы этой территории в будущем законодательном органе. То есть вновь осуществлена агитационная деятельность.
Граждане, присутствовавшие на встрече с Власовым В.А. в г. Сухой Лог, указывали о их принудительном участии в ней, а одной жительнице обещали сделать площадку во дворе, чтобы она отказалась от выступления.
06 сентября 2016 года Власов В.А. участвовал в выездном заседании Правительства Свердловской области в г. Асбесте. Информация об этом размещена в сети "Интернет", а 10 сентября 2016 года информация об этом заседании и участии в нем Власова В.А. была освещена на "Областном телевидении" (т.1, л.д.3-10, 95-96).
В судебном заседании административный истец Крылова Н.В. требование поддержала. Суду пояснила, что все приведенные ею факты свидетельствуют о нарушении Власовым В.А. избирательного законодательства, указывают на неоднократное использование им преимуществ своего должностного положения при проведении своей избирательной кампании.
Представители административного ответчика Цаценко Ю.В. и Босенко Е.В. административный иск не признали. Суду пояснили, что Власов В.А. занимает государственную должность Свердловской области, а закон не требует его освобождения от должности на период предвыборной кампании. Преимуществ своего должностного положения в период предвыборной кампании он не использовал, указываемых административным истцом нарушений избирательного законодательства не допускал.
Представитель Сухоложской избирательной комиссии Абрамова Л.А. полагала, что оснований для удовлетворения требования не имеется, так как все материалы и обстоятельства, на которые ссылается Крылова Н.В., не носят агитационного характера.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Даниловой А.В., полагавшей, что в иске следует отказать, суд приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Избирательные правоотношения на территории Свердловской области помимо федерального законодательства, урегулированы также Законом Свердловской области от 29 апреля 2003 года N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Свердловской области" (далее - Избирательный кодекс Свердловской области).
Основания для отмены судом регистрации кандидата по иску другого кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, предусмотрены пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. В частности, регистрация кандидата может быть отменена в случаях:
- неоднократного (два и более раза) использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт "в");
- установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующим по их поручению иным лицом или организацией (подпункт "г")
- несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 названного Федерального закона (подпункт "д");
- неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона (подпункт "е").
Аналогичные основания для отмены регистрации кандидата предусмотрены подпунктами 3, 4, 5, 6 пункта 7 статьи 98 Избирательного кодекса Свердловской области.
Пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливает, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в соответствии с пунктом 5 вышеназванной статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям, для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Судом установлено, что Власов В.А. занимает должность первого заместителя председателя Правительства Свердловской области. Данная должность в силу статьи 5 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" относится к государственным должностям Свердловской области.
Пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункт 2 статьи 56 Избирательного кодекса Свердловской области не требуют от Власова В.А., замещающего государственную должность Свердловской области, освобождения от исполнения должностных обязанностей на период проведения им предвыборной кампании по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Асбестовскому одномандатному избирательному округу N 2. Однако Власовым В.А. по собственной инициативе оформлен отпуск по месту своей работы на период с 17 августа по 18 сентября 2016 года, за исключением дней с 25 по 27 августа и 6 сентября 2016 года, когда он был отозван из отпуска для исполнения должностных обязанностей (т.1, л.д. 247; т.2,л.д.7-8).
Таким образом, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, сам факт исполнения Власовым В.А. своих должностных обязанностей первого заместителя председателя Правительства Свердловской области в период предвыборной кампании, вопреки утверждениям административного истца, не является нарушением избирательного законодательства. Только лишь этот факт в силу пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункта 7 статьи 98 Избирательного кодекса Свердловской области не может служить основанием для отмены регистрации Власова В.А. кандидатом в депутаты.
В то же время, на Власова В.А., как лицо, замещающее государственную должность Свердловской области, распространяется запрет на использование преимуществ своего должностного положения при проведении своей избирательной кампании, установленный пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пунктом 1 статьи 56 Избирательного кодекса Свердловской области.
В силу подпункта 4 статьи 2 и пункта 2 статьи 48 вышеназванного Федерального закона предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). В частности, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
30 августа 2016 года в "Областной газете", учредителями которой являются Губернатор Свердловской области и Законодательное собрание Свердловской области, опубликована фотография Власова В.А. и интервью с ним, как заместителем председателя Правительства области, под названием "Владимир Власов: "При каждом из трех губернаторов требования ко мне оставались прежними". В интервью Власов В.А. высказывает свое суждение о бюджете; дает оценку существующим условиям труда и заработной платы учителей; оценивает события, происходящие в медицине области; высказывает свое отношение к отмене прямых выборов глав местного самоуправления; оценивает эффективность систем местного самоуправления; рассказывает, как ему удавалось сработаться с тремя губернаторами (т.1, л.д. 31).
07 сентября 2016 года в той же газете опубликована статья "На стадионе в Асбесте сыграет бразильская команда", содержащая информацию о выездном заседании Правительства Свердловской области в г. Асбесте 06 сентября 2016 года, на котором обсуждались вопросы социально-экономического развития этого округа. Статья сопровождена фотоснимком, на котором вместе с другими лицами запечатлен Власов В.А. (т.1, л.д. 209).
08 сентября 2016 года в средстве массовой информации "Асбестовский рабочий", одним из учредителей которого является администрация Асбестовского городского округа Свердловской области, опубликована статья "Асбест - в фокусе внимания", посвященная посещению г. Асбеста Свердловской области председателем Правительства Свердловской области и руководителями областных министерств, среди которых был Власов В.А. В статье приведены комментарии Власова В.А. по поводу ремонта стадиона в г. Асбесте, его высказывания о созданных в этом городе условиях для занятий спортом и их развития, о планировании проектных и сметных работ на следующий год. Также он сообщил, что родился и вырос в этом городе. Статья сопровождена фотоснимком, на котором вместе с председателем Правительства Свердловской области и другими лицами также запечатлен Власов В.А. (т.1, л.д. 193 - оборотная сторона).
Информация об участии Власова В.А. в выездном заседании Правительства Свердловской области в г. Асбесте 06 сентября 2016 года была озвучена в телевизионных средствах массовой информации, в том числе на Областном телевидении 10 сентября 2016 года (т.1, л.д. 14, приложения NN 10, 11 на флеш-диске; запись на CD-диске т.1, л.д. 222).
Исследовав все вышеуказанные материалы и оценив их содержание, суд находит, что в них отсутствует какая-либо информация о предстоящих 18 сентября 2016 года выборах в Законодательное Собрание Свердловской области, как отсутствуют и сведения о регистрации Власова В.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области. Все интервью Власов В.А. давал как должностное лицо, а не как кандидат в депутаты. При этом комментировал текущую деятельность исполнительного органа государственной власти Свердловской области (Правительства Свердловской области), излагал свое видение разрешения тех проблем, которые стоят перед этим органом государственной власти, говорил и о планах этого органа власти, то есть осуществлял информирование о деятельности этого органа государственной власти, а также о своей деятельности в нем. Его участие в совещании Правительства области в г. Асбесте 06 сентября 2016 года также было связано с осуществлением им своих должностных обязанностей. Публикации не содержат информации о каких-либо планах Власова В.А. в случае его избрания депутатом Законодательного Собрания Свердловской области.
Не представлено суду никаких доказательств того, что опубликование всех этих материалов было связано каким-либо образом с предстоящими выборами в Законодательное Собрание Свердловской области, как нет и доказательств того, что участие административного ответчика в указанном заседании Правительства Свердловской области было как-то связано с этими выборами.
В названных материалах отсутствуют призывы голосовать на предстоящих выборах за Власова В.А., против него, за или против каких-либо других кандидатов (список кандидатов). В них не выражается предпочтения какому-либо кандидату, не описываются возможные последствия в случае избирания того или иного кандидата или не избрания конкретного кандидата (списка кандидатов).
В публикациях имеет место распространение информации о Власове В.А., в том числе не связанной с его профессиональной деятельностью (занятие плаванием; указание места, где он родился и вырос), а также способствующая созданию определенного (положительного или отрицательного) отношения граждан к нему (например, информация о том, что он работал при трех губернаторах). Однако данная информация распространялась не о кандидате в депутаты Власове В.А., а либо просто о нем, как о личности, либо как о лице, занимающем государственную должность. Суду не представлено достаточных доказательств того, что доведение этой информации имело конкретную цель - поддержать на предстоящих выборах Власова В.А. либо противодействовать ему.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать все вышеперечисленные материалы агитационными, поскольку нет доказательств того, что их опубликование имело цель побудить избирателей проголосовать на выборах за Власова В.А. или против него. В связи с этим, публикация в средствах массовой информации названных материалов не свидетельствует об использовании Власовым В.А. преимуществ своего должностного положения путем доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, поскольку, как уже указано эти материалы не являются агитационными. То есть в данном случае отсутствуют признаки использования преимущества должностного положения в ходе выборов, предусмотренного подпунктом "е" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Указанные статьи, как не являющиеся агитационными, не подлежали оплате из средств избирательного фонда Власова В.А. Поэтому им не допущено нарушения, предусмотренного подпунктом "з" пункта 5 статьи 40 вышеназванного Федерального закона.
01 сентября 2016 года Власов В.А. присутствовал на торжественном мероприятии, посвященном началу учебного года в Муниципальном автономном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 30" Асбестовского городского округа, где выступил с поздравительной речью
(т.1, л.д. 14, приложение N 15 на флеш-диске). Однако, как следует из видеозаписи этого мероприятия, осуществленной самой истицей, его речь никак не была связана с предстоящими выборами, на этом мероприятии вопрос о предстоящих выборах никоим образом не затрагивался, не доводилась и информация о том, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, агитация за него или против него не осуществлялась.
Суду не представлено доказательств того, что его участие в этом торжественном мероприятии было как-то связано с предстоящими выборами в представительный орган государственной власти Свердловской области, как нет и доказательств того, что его речь на нем имела цель побудить избирателей проголосовать на выборах за него.
В данном случае выступление Власова В.А., исходя из положений подпункта 4 статьи 2 и пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, нельзя квалифицировать как агитационное. Поэтому оно не подпадает под такой признак использования преимуществ своего должностного положения, который предусмотрен подпунктом "ж" пункта 5 статьи 40 названного Федерального закона.
Доведение информации о том, что он является выпускником этой школы, никоим образом не связано с его статусом кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, никак не характеризует его, как кандидата в депутаты, и распространение этой информации не является агитацией. Это информация объясняет его присутствие на этом мероприятии - посещение той школы, в которой учился.
При участии на торжественном мероприятии в поселке Белокаменный, Власов В.А. был представлен как первый заместитель председателя Правительства Свердловской области и участник предвыборной кампании, а также как лицо, причастное к созданию замечательного в этом поселке, в том числе образованию и здравоохранению (т.1, л.д.14, приложение N 14 на флеш-диске).
Эти слова представляющего можно расценить как деятельность, направленную на создание положительного образа кандидата в депутаты Власова В.А. Вместе с тем, из исследованной судом видеозаписи не следует, что сам Власов В.А. выступил на этом мероприятии с агитацией. Не следует из нее и то, что указанная информация о нем была доведена по его просьбе или с его согласия. Иных доказательств, подтверждающих это, не представлено.
При таких обстоятельствах такое выступление представляющего, а не самого Власова В.А., нельзя поставить в вину последнему и нельзя расценивать, как агитационное выступление самого административного ответчика. Следовательно, эти действия не образуют такого нарушения со стороны Власова В.А., как агитационное выступление на мероприятии, организованном муниципальными органами, с использованием преимуществ своего должностного положения (подпункт "ж" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
18 августа 2016 года Власов В.А. проводил встречу с избирателями в г. Сухой Лог (т.1, л.д. 14, приложение N 13 на флеш-диске, т.1, л.д. 252-253, т.2, л.д. 9-10), на которой одна из присутствующих граждан заявила, что всех присутствующих "согнали" на эту встречу, а ей предложили сделать во дворе площадку, тем самым осуществив подкуп.
Однако в деле нет доказательств того, что обещание сделать площадку исходило от Власова В.А., его доверенного лица, его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, или действующим по их поручению другим лицом. Поэтому у суда нет оснований говорить о том, что Власовым В.А. осуществлен подкуп избирателей.
Нет в деле и доказательств того, что граждане в указанной встрече участвовали принудительно, а принуждение к этому осуществлялось именно Власовым В.А. или кем-то другим по его поручению. Поэтому нет оснований считать, что для проведения своей предвыборной агитации (встречи с избирателями) он привлекал лиц, находящихся в его подчинении или в иной служебной зависимости (подпункт "а" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Доказательств несоблюдения Власовым В.А. ограничений, предусмотренных пунктами 1, 1.1, 5.2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, не имеется.
Таким образом, судом не установлено наличие оснований предусмотренных пунктом 7 статьи 76 вышеназванного Федерального закона, в том числе и предусмотренных подпунктами "в", "г", "д", "е" этого пункта, для отмены регистрации Власова В.А. кандидатом в депутаты. Отсутствуют для этого и основания, предусмотренные Избирательным кодексом Свердловской области. Поэтому иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Крыловой Н.В. об отмене регистрации Власова В.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Асбестовскому одномандатному избирательному округу N 2.
Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня его принятия в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Шумков Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.