Заместитель председателя Свердловского областного суда Баландина Т.П., рассмотрев жалобу защитника Патрушева Р.В. в интересах Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлениями старшего государственного инспектора по Уральскому Федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу Е.А. Дьяковой N 327 и N 328 от 07 сентября 2015 года Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Специализированная автобаза" (далее ЕМУП "Спецавтобаза") за совершение двух правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за каждое правонарушение.
Решением судьи Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 24 декабря 2015 года оба постановления изменены, наказание назначено правилам ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Свердловского областного суда от 25 марта 2016 года судебное решение оставлено без изменения.
В жалобе защитник Патрушев Р.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся решений и прекращении производства по делу. В обоснование указывает, что проверка в отношении предприятия была проведена с нарушениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из представленных материалов усматривается, что на основании приказа от 04 июня 2015 года N 761 Департаментом службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в период с 08 июня по 16 июня 2015 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требования законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении ЕМУП "Спецавтобаза".
В ходе проверки выявлено, что ЕМУП "Спецавтобаза" осуществляется деятельность по обращению с отходами производства и потребления на полигонах ТБО "Северный" у п. Крутой городского округа Верхняя Пышма и ТБО "Широкореченский" в г.Екатеринбурге по ул.Евгения Савкова, 100 с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований: не проведен мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в районах расположения полигонов, допущено несоответствие СанПин контрольных проб почв в зоне влияния полигонов ТБО, выявлено негативное воздействие на окружающую среду.
За допущенные нарушения постановлениями должностного лица Росприроднадзора ЕМУП "Спецавтобаза" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с указанными постановлениями согласиться нельзя.
Порядок организации и проведения проверок федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Федеральным законом N 294-ФЗ.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 6 ст. 12 данного закона, (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Из анализа части 6 статьи 12, пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что установление на момент проведения проверки наличия гражданско-правовых отношений между проверяемым лицом и экспертной организацией, привлеченной к участию в проведении проверки, является достаточным основанием для признания факта грубого нарушения требований Федерального закона N 294-ФЗ при проведении проверки.
При рассмотрении дела установлено и материалами подтверждено, что Управление Росприроднадзора в качестве экспертов к проведению в период с 08 по 16 июня 2015 года внеплановой выездной проверки в отношении ЕМУП "Спецавтобаза" были привлечены специалисты Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому Федеральному округу" (далее ФБУ "ЦЛАТИ по УФО"), что следует из текста приказа о проведении проверки, акта проверки, заключений по результатам анализа проб поверхностных и природных подземных вод, почвы, которые положены в основу результатов проведенной проверки.
Вместе с тем, в материалах имеются договоры, заключенные между ЕМУП "Спецавтобаза" и ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" 12.03.2015 N 212/15 на выполнение токсикологического анализа ливневых сточных вод сроком действия до 30.06.2015 и на выполнение химического анализа ливневых сточных вод сроком действия до 31.07.2015. Доказательств расторжения данных договоров на момент проведения проверки в материалах дела не представлено, предмет договоров идентичен предмету проведенной проверки.
Таким образом, действия Управления Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу по проведению проверки с участием экспертов ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" являются грубым нарушением предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок юридических лиц.
На основании ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Указанная норма закона согласуется с требованиями ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иных, помимо акта проверки, проведенной с грубым нарушением закона, достоверных доказательств вины юридического лица в нарушении в период с 01 мая по 08 июня 2015 года экологических и санитарных норм при обращении с отходами производства и потребления на полигонах ТБО "Северный" и "Широкореченский" не имеется.
В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, постановления старшего государственного инспектора по Уральскому Федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу N 327 и N 328 от 07 сентября 2015 года в отношении ЕМУП "Спецавтобаза" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законными и обоснованными, поэтому они подлежат отмене.
Поскольку при рассмотрении жалобы указанная ошибка не была устранена судьями районного и областного судов, вынесенные по жалобе решения также подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Свердловского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
постановления старшего государственного инспектора по Уральскому Федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу N 327 и N 328 от 07 сентября 2015 года о назначении Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Специализированная автобаза" административного наказания по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решения судей Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 24 декабря 2015 года и Свердловского областного суда от 25 марта 2016 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Свердловского областного суда Т.П. Баландина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.