Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 сентября 2016 года жалобу законного представителя юридического лица Шиба Е.М. и защитника Косенко Д.В. на постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 21 июля 2016 года, которым Негосударственному образовательному частному учреждению дополнительного профессионального образования "Нижнетагильская школа безопасности, охраны и самообороны" (далее НОЧУ ДПО "НТШ-БОС") по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей,
установил:
согласно постановлению судьи, юридическое лицо - НОЧУ ДПО "НТШ-БОС" привлечено к административной ответственности за осуществление образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований и условий, которое выразились в нарушении п.п. "а" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966.
В жалобе заявители ставят вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу за отсутствием события и состава правонарушения.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Как следует из материалов дела, в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (далее Министерство) из ГУ МВД России по Свердловской области поступило сообщение начальника указанного органа с указанием на то, что НОЧУ ДПО "НТШ-БОС" на законном основании не обладает стрелковым объектом, в силу чего у него право проводить обучение граждан Российской Федерации по программам подготовки частных охранников 5,6 разрядов, связанное с правом использования в трудовой деятельности огнестрельного оружия (исх.40/520 от 11 февраля 2016 года л.д.25).
28 марта 2016 года указанное сообщение о правонарушении было передано начальнику отдела контроля и надзора Министерства Т. (л.д.25).
29 апреля 2016 года главным специалистом данного отдела К. в отношении юридического лица за осуществление образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, должностное лицо посчитало, что датой совершения правонарушения является 22 апреля 2016 года - время его обнаружения.
Вместе с тем, данное утверждение главного специалиста К. является ошибочным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного составляет три месяца.
При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что каких-либо проверочных мероприятий в отношении НОЧУ ДПО "НТШ-БОС" со стороны Министерства не проводилось, выводы о виновности юридического лица были сделаны на основании сообщения и документов, поступивших из органа полиции, что свидетельствует о том, что именно они явились поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов к возбуждению дела и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно перечню должностных лиц Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного приказом Министерства N 123-д от 18 августа 2014 года начальник отдела и контроля Т. уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, днем обнаружения правонарушения является 28 марта 2016 года - время получения должностным лицом Министерства Т.., которая уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях из правоохранительного органа материала, который содержал в себе данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, установленный законом срок давности привлечения НОЧУ ДПО "НТШ-БОС" к административной ответственности за осуществление образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований истек 28 июня 2016 года, а потому постановление судьи о назначении НОЧУ ДПО "НТШ-БОС" административного наказания вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 21 июля 2016 года нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 21 июля 2016 года в отношении НОЧУ ДПО "НТШ-БОС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу в отношении юридического лица прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу - удовлетворить.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.