Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 2016 года жалобу законного представителя юридического лица - Акционерного общества "Медицинские технологии" (далее АО "Медицинские технологии") Малышева В.А. на решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 24 июня 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление должностного лица,
установил:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга N 604 от 28 апреля 2016 года юридическому лицу - АО "Медицинские технологии" по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Должностным лицом установлено, что Учреждением не были приняты своевременные и достаточные меры для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые выразились в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических мероприятий.
По результатам рассмотрения жалобы Малышева В.А. решением судьи районного суда постановление должностного лица оставлено без изменений.
В жалобе Малышев В.А. ставит вопрос об изменении состоявшихся по делу решений в части признания Общества виновным в нарушении положений СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее СанПин 2.1.4.2496-09) и СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее СанПин 2.1.4.1074-01). В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что юридическое лицо не является организацией, эксплуатирующей какое-либо водоснабжение, а является лишь абонентом. Ответственность за качество предоставляемой услуги по холодному и горячему водоснабжению должна нести управляющая компания. В силу этих же причин, Общество не должно нести ответственность за не проведение производственного контроля качества холодного и горячего водоснабжения и не разработку программы по его проведению.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав защитников юридического лица Агапочкину М.А. и Черногубову Н.В., поддержавших доводы жалобы, специалистов Роспотребнадзора С. и Б.., возражавших против доводов жалобы, не нахожу оснований к отмене или изменению решения судьи.
Как видно из материалов дела, судья в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме проверил законность и обоснованность постановления должностного лица.
В соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль с проведением лабораторных испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Из материалов дела следует, что в период с 04 февраля по 29 марта 2016 года уполномоченными должностными лицами Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка деятельности АО "Медицинские технологии", которое оказывает населению платные медицинские услуги в 4-х клиниках "Здоровье 365", расположенных в г. Екатеринбурге по ул. Белинского,119, ул.Кузнечной,83б, Бажова,68А, Союзной,2.
В ходе проверки было установлено, что осуществляемая юридическим лицом медицинская деятельность в указанных клиниках не соответствует положениям санитарного законодательства. В частности, АО "Медицинские технологии" в нарушение, п.4.2 СанПин 2.1.4.2496-09 не проводит лабораторный производственный контроль за качеством горячей воды в точках, согласованных с Роспотребнадзором по перечню показателей и с кратностью в соответствии с требованиями санитарных правил в лабораториях, аккредитованных в установленном порядке; им также не разработана и не согласована с органами Роспотребнадзора рабочая программа производственного контроля качества воды, оно не обеспечивает проведение производственного контроля качества воды по рабочей программе, что является нарушением п.п.2.4, 4.2, 4.1, 4.7 СанПин 2.1.4.1074-01.
В соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Согласно п. 4.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 производственный контроль качества горячей воды осуществляется: в закрытых системах теплоснабжения: в местах поступления исходной воды (водопроводной); после водонагревателей. В открытых системах теплоснабжения: в местах поступления исходной воды (водопроводной или воды источника); после водоподготовки (подпиточная вода); перед поступлением в сеть горячего водоснабжения. В системах теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения: в местах поступления исходной воды (водопроводной); после водонагревателей.
При любой системе теплоснабжения и СЦГВ лабораторный производственный контроль за качеством горячей воды должен проводиться в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором (п. 4.1 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Лабораторный производственный контроль обеспечивается организациями, эксплуатирующими сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, в лабораториях, аккредитованных в установленном законом порядке (п. 4.5 СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
На основании требований указанных Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с Правилами, указанными в приложении N1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке (п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, эксплуатирующие сети водо- и теплоснабжения и горячего водоснабжения, обязаны проводить лабораторный производственный контроль за качеством холодной воды и горячей воды в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором, в лабораториях, аккредитованных в установленном законом порядке.
С учетом изложенного доводы АО "Медицинские технологии" о том, что требования СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 на него не распространяются, неверны.
Тот факт, что у АО "Медицинские технологии" отсутствует рабочая программа производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, утвержденная в установленном порядке, производственный лабораторный контроль качества питьевой воды по рабочей программе не обеспечен (в ходе проверки не представлены протоколы лабораторных испытаний), отсутствует производственный контроль качества горячей воды в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором, что является нарушением вышеназванных санитарных правил, в жалобе не оспорен.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: распоряжением должностного лица Роспотребнадзора о проведении плановой выездной проверки юридического лица (т.1 л.д.35-40), актом проверки от 29 марта 2016 года (т.1 л.д.45-83), экспертным заключением, составленным уполномоченными должностными лицами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", из которого, в частности, следует, что Обществом допущено нарушение, в том числе положений СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 (т.1 л.д.84-95), протоколом об административном правонарушении от 29 марта 2016 года (т.1 л.д.97-102) и другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение юридическим лицом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарных правил, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Граница эксплуатационной ответственности в части содержания водопроводных, канализационных, электрических и иных сетей между арендатором - АО "Медицинские технологии" и арендодателем разделена, и арендатор несет эксплуатационную ответственность за оборудование, находящееся в границах арендуемых им нежилых помещений, что не оспаривается защитниками юридического лица.
Согласно представленным договорам на управление многоквартирным домом, заключенным с АО "Медицинские технологии", управляющая компания приняла на себя обязательства по заключению за счет арендатора (АО "Медицинские технологии") с организациями - поставщиками на обеспечение отопления, электроснабжения, горячего, холодного водоснабжения в соответствии с обязательными требованиями санитарных правил. То есть, обязанности обеспечивать за свой счет арендатора качественной бытовой услугой, управляющей компанией на себя не принято.
Кроме того, АО "Медицинские технологии" в силу специфики осуществляемой деятельности, являясь объектом повышенного эпидемического риска (оказание платных медицинских услуг населению) обязано осуществлять контроль за надлежащим качеством медицинских услуг, в том числе, холодного и горячего водоснабжения, путем проведения мероприятий производственного контроля с применением, в том числе, лабораторных исследований и испытаний.
СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", нарушение требований которого также вменено в вину юридическому лицу, прямо указывает, что качество воды для хозяйственно-питьевого назначения в действующих лечебных учреждениях должно соответствовать требованиям санитарных правил (п.5.1).
Таким образом, юридическое лицо - АО "Медицинские технологии" в организованных им лечебных учреждениях, при оказании платных медицинских услуг населению, эксплуатируя установленную в занимаемых помещениях систему водоснабжения, обязано обеспечить соответствие используемой питьевой воды требованиям санитарных норм и правил, и для исполнения этого проводить производственный контроль, разработать рабочую программу его проведения.
Достоверных сведений, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом требований санитарных правил и принятия им необходимых мер к разрешению данного вопроса не представлено.
Наказание АО "Медицинские технологии" назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения судьи, при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 24 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Медицинские технологии" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.