Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 2016 года жалобу законного представителя ООО "Утёс" Уварова С.Б. на решение судьи Красноуфимского городского суда Свердловской области от 17 мая 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам Департамента лесного хозяйства Свердловской области N66-П от 16 июля 2015 года, оставленным без изменения решением заместителя директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 18 августа 2015 года, ООО "Утес" по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение требований пп. "б", "з", "к" п. 13, п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2001 года N 337, на территории ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" Нижне-Иргинское участковое лесничество Нижне-Иргинский участок квартал N 1 выдел 5 лесосека 1.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам Департамента лесного хозяйства Свердловской области N65-П от 16 июля 2015 года, оставленным без изменения решением заместителя директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 18 августа 2015 года, ООО "Утес" по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение требований п.п. 9, 16, 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, на территории ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" Нижне-Иргинское участковое лесничество Нижне-Иргинский участок квартал N 1 выдел 5 лесосека 1.
Решением судьи городского суда указанные постановления должностного лица от 16 июля 2015 года и решения вышестоящего должностного лица от 18 августа 2015 года изменены, ООО "Утес" назначено наказание по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам Департамента лесного хозяйства Свердловской области N76-П от 16 июля 2015 года, оставленным без изменения решением заместителя директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 18 августа 2015 года, ООО "Утес" по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение требований пп. "б", "з", "к" п. 13, п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2001 года N 337, на территории ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" Нижне-Иргинское участковое лесничество Нижне-Иргинский участок квартал N 1 выдел 5 лесосека 2.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам Департамента лесного хозяйства Свердловской области N77-П от 16 июля 2015 года, оставленным без изменения решением заместителя директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 18 августа 2015 года, ООО "Утес" по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение требований п.п. 9, 16, 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, на территории ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" Нижне-Иргинское участковое лесничество Нижне-Иргинский участок квартал N 1 выдел 5 лесосека 2.
Решением судьи городского суда указанные постановления должностного лица от 16 июля 2015 года и решения вышестоящего должностного лица от 18 августа 2015 года изменены, ООО "Утес" назначено наказание по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе законный представитель ООО "Утёс" Уваров С.Б. просит отменить решение судьи, указывает, что в его основу положены доказательства, полученные с нарушением процессуальных требований, поскольку проверка проведена с нарушениями требований Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2001 года N 337, Указаний по освидетельствованию мест рубок, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01 ноября 1983 года N 130, без уведомления лица, осуществляющего заготовку древесины об осмотре мест рубок. Кроме того, ссылается на повторность привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение одного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения законного представителя ООО "Утес" Уварова С.Б. и защитника Устьянцевой Е.Г., поддержавшей доводы жалобы, должностного лица, вынесшего постановление, Левоненко О.Л., прихожу к следующему выводу.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами.
Из материалов дела усматривается, что 08 декабря 2008 года между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ООО "Утес" был заключен договор аренды лесного участка площадью 2604,0 га, расположенного по адресу: Свердловская область, ГКУ СО "Красноуфимское лесничество", Нижне-Иргинское участковое лесничество, Нижне-Иргинский участок, кварталы N 1, 3, 19, 20, 24, 37, 41-43, 52-54 для заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ.
На основании лесной декларации от 10 апреля 2014 года, в которой установлен срок окончания работ по заготовке и вывозке древесины до 30 апреля 2015 года, ООО "Утес" произвело заготовку древесины в лесосеке 2 площадью 1,5 га и лесосеке 1 площадью 2,7 га в квартале N 1 выдела 5, расположенных в границах территории ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" Нижне-Иргинского участкового лесничества Нижне-Иргинского участка.
В ходе проверки, проведенной в период с 26 мая по 17 июня 2015 года Красноуфимской межрайонной прокуратурой совместно с должностными лицами Департамента лесного хозяйства Свердловской области выявлены нарушения ООО "Утес" пп. "б", "з", "к" п. 13, 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2001 года N 337, выразившиеся в не проведении одновременно с заготовкой очистки места рубки (лесосеки) от порубочных остатков и их укладке на волоки; оставлении не вывезенной в установленный срок древесины; засорении, захламлении леса отходами (порубочными остатками, вершинами деревьев от заготовки древесины) за пределами лесосеки; а также пп. 9, 16, 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, выразившиеся в складировании заготовленной древесины на расстоянии менее 40 метров от прилегающего хвойного леса на площади складирования до 8 га, что зафиксировано в акте совместной проверки от 27 мая 2015 года.
Указанные обстоятельства подтверждены фототаблицей, показаниями прокурора К., данными в городском суде.
По результатам проверки в соответствии с требованиями ст. 28.4 КоАП РФ и.о. прокурора вынесено четыре постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных по ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Таким образом, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо нарушило Правила заготовки древесины и не исполнило обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности при проведении рубок леса.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья обоснованно установили вину ООО "Утес", его действиям дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, нарушений при проведении проверки не установлено.
Так, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в частности органами управления и руководителями коммерческих организаций.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 21 вышеуказанного Федерального закона, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В соответствии с частью 1 статьи 22 закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Из содержания приведенных норм не следует, что Законом о прокуратуре предусмотрено обязательное извещение и присутствие проверяемого лица при осуществлении надзора за исполнением законов.
Из Акта усматривается, что проверочные мероприятия проведены сотрудниками Прокуратуры с целью проверки соблюдения обществом требований законодательства, при этом они действовали в пределах полномочий, установленных абзацем 2 части 1 статьи 22 указанного закона.
Вопреки доводам жалобы, представленные в дело доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делам об административных правонарушениях допущено не было.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".
При вынесении указанных постановлений должностным лицом положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Как усматривается из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения требований законодательства были допущены ООО "Утес" в результате бездействия.
Рассмотрение возбужденных в отношении ООО "Утес" четырех дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.25, ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, ООО "Утес", совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
При таких обстоятельствах постановления должностного лица подлежат изменению с назначением административного наказания по 4 делам в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, как предусматривающей более строгое наказание.
Поскольку судьей районного суда данные нарушения устранены только частично, путем объединения дел и назначения административного наказания по ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушения, совершенные на каждой из лесосек, его решения также подлежат изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановления начальника отдела федерального государственного лесного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам Департамента лесного хозяйства Свердловской области NN 65-П, 66-П, 76-П, 77-П от 16 июля 2015 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Утес", решения заместителя директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 18 августа 2016 года и решения судьи Красноуфимского городского суда Свердловской области от 17 и 18 мая 2015 года, изменить, в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ назначить ООО "Утес" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В остальной части данные постановления и решения оставить без изменения, жалобу Уварова С.Б. - без удовлетворения.
Судья Н.В. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.