Судья Свердловского областного суда Корякова Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 31.08.2016 года жалобу технического директора открытого акционерного общества "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" (далее по тексту ОАО "НСММЗ") Гуненкова В.Ю. на решение судьи Ревдинского городского суда Свердловской области от 18.05.2016 по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по городу Первоуральск, Шалинскому, Нижнесергинскому районам и городу Ревда Б N 766 от 27.10.2015 техническому директору открытого акционерного общества "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" Гуненкову В.Ю. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований ст.ст. 11, 13, 20, 24, 25, 27, 32, 34 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30.031999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.5, 2.4, 2.6, 3.1, 3.3, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п.п. 1.6, 3.1, 3.2, 3.4, 3.9, 3.10 СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", п.п. 1.9, 1.13, 2.1.5 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин", п.п. 2.1, 2.8, 2.12, 2.13, 3.1, 3.2, 5.1, 5.10, 7.27 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п. 5.6 СанПиН 2.2.2.540-96 "Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ", п.п. 1.4, 6.3, 6.8, 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", п. 6.2 СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий", п.п. 1.2, 1.4 ГН 2.2.5.1313-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны", п.п. 1.3, 1.5, 1.18, 1.19, 2.1, 18.8 СП 2527-82 "Санитарные правила для предприятий черной металлургии", п. 7.7 СП 4616-88 "Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей", п. 19 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных и предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Решением судьи городского суда по результатам рассмотрения жалобы указанное постановление изменено, исключены выводы о виновности технического директора ОАО "НСММЗ" Гуненкова В.Ю. в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в том, что программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий по состоянию на август 2015 год, утвержденная исполнительным директором ОАО "НСММЗ" Бабием С.С. от 01.09.2015 выполнена с нарушением требований нормативных документов; производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний в период с 2013 по 2 квартал 2015 осуществлялся не в полном объеме. Административное наказание, назначенное техническому директору ОАО "НСММЗ" Гуненкову В.Ю., снижено до 700 рублей.
В жалобе технический директор ОАО "НСММЗ" Гуненков В.Ю. просит изменить состоявшиеся по делу решения, исключив из описательно-мотивировочной части постановления выводы о виновности в нарушениях, указанных в пункте N 1 (подпункт 2), 2, 10, 17, указывая, что состав правонарушения в его действиях отсутствует, так как нарушение действующих санитарных правил не допускал.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника Прохоровой О.А., поддержавшей доводы жалобы, должностное лицо, составившее протокол, О, специалиста-эксперта В, возразивших по доводам жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов.
Согласно ст. 11, 15 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон) юридические лица обязаны соблюдать санитарные правила.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 25 Закона условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п. 1,2 ст. 27 Закона условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со ст. 32 Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 34 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
13.10.2015 при проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО "НСММЗ", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ревда, ул. К. Либкнехта, 34 выявлены нарушения действующих санитарных правил и нормативов и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
1. Программа производственного контроля (ППК) за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий по состоянию на август 2015 год, утвержденная исполнительным директором ОАО "НСММЗ" Бабием С.С. от 01.09.2015 выполнена с нарушением требований нормативных документов: не проведена актуализация перечня официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью:
1) включены нормативные документы, утратившие силу;
2) отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия.
В программе лабораторного контроля ФПС и ТП ОАО "НСММЗ" (п.п. 7.1 и 7.2 Программы производственного контроля) по состоянию на август 2015 года не предусмотрен производственный лабораторный контроль факторов производственной среды в полном объеме:
не предусмотрен автоматический контроль веществ с остронаправленным механизмом действия (озон, азота оксиды (в пересчете на N02), формальдегид),
не предусмотрен контроль воздуха рабочей зоны на запыленность на рабочих местах водителей,
не предусмотрен контроль уровня ослабления геомагнитного поля на рабочих местах в производственных, офисных, административных и других помещениях, в транспортных и транспортно-технологических средствах, постоянного магнитного поля на рабочих местах (сортопрокатное производство).
2. Представленный "Перечень сырья и материалов, используемых ОАО "НСММЗ" при выпуске продукции", утвержденный техническим директором Гуненковым В.Ю. от 2015 года не содержит информацию в соответствии с требованиями нормативных документов, в перечне отсутствуют:
описание сырья и материалов с указанием их названия, номера государственной регистрации, маркировки, возможных поставщиков;
требования к качеству сырья и материалов, включая дополнительные с учетом специфики производства;
условия и сроки хранения, меры безопасного обращения с сырьем и материалами.
Документы по безопасности на используемое сырье и вспомогательные материалы представлены не в полном объеме.
3. Сроки и очередность выполнения мероприятий по приведению условий труда женщин в соответствие с требованиями санитарных правил не установлены и не согласованы в установленном порядке с органами Госсанэпиднадзора.
В производственных цехах ОАО "НСММЗ" в Свердловской области, г. Нижние Сергии, ул. Ленина, 34:
4. Не обеспечиваются условия труда, необходимые для сохранения здоровья работающих, уровни физических факторов на рабочих местах не соответствуют гигиеническим нормативам по эквивалентному уровню звука на рабочих местах машиниста крана металлургического производства прокатного цеха N 5 (кран N 12), вальцовщика стана горячей прокатки прокатного цеха N 5 и эквивалентному корректированному виброускорению (уровню общей вибрации) на рабочем месте машиниста крана металлургического производства прокатного цеха N 5 (кран N 12).
5. При организации технологических процессов, создающих шум, не предусмотрено применение средств и методов, снижающих уровни шума на пути распространения: рабочее место посадчика металла расположено на пульте, при обследовании дверь в пультовую и окна в кабинах кранов не закрыты.
6. Допускается работа без предусмотренных спецодежды и средств индивидуальной защиты: в прокатном цехе N 5 машинист крана при перемещении по цеху не использовала средства индивидуальной защиты органов слуха.
7. Производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний в период с 2013 по 2 квартал 2015 осуществлялся не в полном объеме.
8. Рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, в том числе, работники, принятые на работу, связанную с воздействием канцерогенных факторов, периодические медицинские осмотры проходят с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
9. Не исключена возможность контакта человека с канцерогенными факторами в производственной сфере, число лиц, которые могут подвергнуться воздействию канцерогенных факторов, максимально не ограничивается. Воздействию канцерогенных факторов в процессе производства подвергается 655 человек, в том числе 269 женщин. Информация о канцерогенной опасности факторов не указана в технической документации на производство.
10. Для практически здоровых женщин на предприятии не предоставляются рабочие места с допустимыми условиями труда
Согласно отчета по итогам 2014 года на предприятии работает 204 женщины (сортопрокатное производство г. Н. Серги). Постоянных рабочих мест женщин 23, на которых работает 91 женщина. Класс 3.1 установлен на 8 рабочих местах, класс 3.2 на 5 рабочих местах, класс 3.3 на 6 рабочих местах.
По результатам специальной оценки условий труда, проведенной на предприятии в 2015 году установлено, что на сортопрокатном производстве г. Н. Серги 74 женщины трудятся на рабочих местах, на которых установлен вредный класс условий труда: 3.1 класс - 27 женщин, 3.2 класс - 47 женщин.
В производственных цехах ОАО "НСММЗ" в Свердловской области, г.Ревда, ул. К. Либкнехта, 3.
11. Не обеспечиваются условия труда, необходимые для сохранения здоровья работающих, уровни физических факторов на рабочих местах не соответствуют гигиеническим нормативам по эквивалентному уровню звука на рабочем месте подручного сталевара ЭСПЦ; по эквивалентному корректированному виброускорению (уровню общей вибрации) на рабочем месте машиниста крана металлургического производства ЭСПЦ (кран N 33); по интенсивности теплового облучения на рабочем месте подручного сталевара ЭСПЦ; по содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны на рабочем месте подручного сталевара, машиниста крана металлургического производства.
12. На корпус виброинструмента (пневматического отбойного молотка) не нанесено допустимое время работы в течение смены с ручным инструментом.
13. Допускается работа без предусмотренных спецодежды и средств индивидуальной защиты на известковом участке ЭСПЦ обжигальщики при обходе производственных помещений не используют средства индивидуальной защиты органов слуха.
14. Производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний в период с 2013 по 2 квартал 2015 осуществлялся не в полном объеме.
15. Рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, в том числе, работники, принятые на работу, связанную с воздействием канцерогенных факторов, периодические медицинские осмотры проходят с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
16. Не исключена возможность контакта человека с канцерогенными факторами в производственной сфере, число лиц, которые могут подвергнуться воздействию канцерогенных факторов, максимально не ограничивается. Воздействию канцерогенных факторов в процессе производства подвергается 1496 человек, в том числе 615 женщин. Информация о канцерогенной опасности факторов не указана в технической документации на производство.
17. Для практически здоровых женщин на предприятии не предоставляются рабочие места с допустимыми условиями труда.
Согласно отчета по итогам 2014 года на предприятии работает 521 женщина (металлургическое производство г. Ревда). Постоянных рабочих мест женщин 21, на которых работает 99 женщин. Класс 3.1 установлен на 4 рабочих местах, класс 3.2 на 10 рабочих местах, класс 3.3 на 6 рабочих местах.
По результатам специальной оценки условий труда, проведенной на предприятии в 2015 году установлено, что на металлургическом производстве г. Ревда 229 женщин трудятся на рабочих местах, на которых установлен вредный класс условий труда: 3.1 класс - 139 женщин, 3.2 класс - 65 женщин.
Выявленные нарушения действующих санитарных правил и нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий отражены в акте проверки от 13.10.2015.
По факту выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении от 13.10.2015, соответствующий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Технический директор ОАО "НСММЗ" Гуненков В.Ю. как руководитель, не принял всех зависящих от него мер для контроля за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, действующих санитарных правил и нормативов на предприятии.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 2.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом и судьей обоснованно сделан вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях технического директора ОАО "НСММЗ" Гуненкова В.Ю.
Административное наказание техническому директору ОАО "НСММЗ" Гуненкову В.Ю. судьей городского суда снижено до 700 рублей, то есть в пределах санкции указанного закона.
Доводы жалобы о необходимости исключении из мотивировочной части постановления нарушения, перечисленного в пункте N 1 (подпункт 2), в связи с отсутствием нарушений санитарного законодательства, отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Заявитель жалобы указывает, что на рабочих местах ЭСПЦ осуществляется контроль фенолформальдегидных смол по фенолу и формальдегиду, которые не относятся к веществам остронаправленного действия, автоматический контроль по озону не осуществляется, так как озон присутствует только на рабочих местах электрогазосварщиков, выполняющих работы на специальных сварочных постах, оборудованных системами вентиляции либо на открытом воздухе, результаты многолетнего лабораторного контроля азота оксиды (в пересчете на NO2) в воздухе рабочей зоны, проводимого предприятием в предшествующие периоды, показали, что его содержание не превышает ПДК.
Согласно требованиям ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" формальдегид является веществом 2 класса опасности, поэтому работодатель обязан контролировать концентрацию в воздухе рабочей зоны, с целью недопущения превышения ПДК.
В соответствии с п. 5.10 СП 2.2.2.1327-03 контроль содержания в воздухе рабочих зон химических веществ остронаправленного действия должен быть автоматическим, соответствовать требованиям действующих нормативных документов по контролю содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Контроль содержания в воздухе рабочих зон химических веществ остронаправленного действия (формальдегида, озона, азота оксиды) должен быть автоматическим.
Довод жалобы о том, что контроль воздуха рабочей зоны на запыленность на рабочих местах водителей автомобилей осуществлялся в 2010-2012 годы, полученные результаты измерений по данному факту ниже предела обнаружения методики выполнения измерений, в связи с чем программа лабораторного контроля на 2015 год не предусматривает такой контроль, несостоятельны.
Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.1988 N 4616-88, регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов, грузовых, легковых и специальных автомобилей. В частности, в главе 2 названных Санитарных правил установлены требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны.
В соответствии с пунктом 2.11 Санитарных правил по гигиене труда водителей автомобилей контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.
Контроль за наличием данных факторов может быть осуществлен лишь путем лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды.
Доводы жалобы о необходимости исключения из мотивировочной части постановления нарушений, перечисленных в п. 2, в связи с наличием на предприятии утвержденного техническим директором "Переченя сырья и материалов, используемых ОАО "НСММЗ" при выпуске продукции", который содержит всю необходимую информацию, предусмотренную в п. 3.2 СП 2.2.2.1327-03, являются несостоятельными.
В силу п. 3.2 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" на производстве должен быть полный перечень используемого сырья основных и вспомогательных материалов, который включает в себя:
- описание сырья и материалов с указанием их названия, номера государственной регистрации, маркировки, возможных поставщиков;
- требования к качеству сырья и материалов, включая дополнительные с учетом специфики производства;
- условия и сроки хранения, меры безопасного обращения с сырьем и материалами.
В представленном перечне материалов, подлежащих входному контролю (л.д. 36-49) описание сырья и материалов с указанием номера государственной регистрации, требования к качеству сырья и материалов, включая дополнительные с учетом специфики производства; условия и сроки хранения, меры безопасного обращения с сырьем и материалами, отсутствуют.
Доводы жалобы об исключении из мотивировочной части постановления нарушений, перечисленных в п.п. 10, 17, в связи с отсутствием нарушений санитарного законодательства применительно к труду женщин, несостоятельны.
Пунктом 1.9 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин", утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28.10.1996 N 32 установлено, что для практически здоровых женщин на предприятиях всех видов собственности должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда.
Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомство. Соответствуют безопасным условиям труда.
Руководство Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (далее по тексту Руководство), утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005.
Согласно п. 4.2 Руководства, исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Доводы жалобы о том, что п. 1.9 СанПиН 2.2.0.555-96 противоречит действующему трудовому законодательству, срок действия СанПиН 2.2.0.555-96 прекращен 28.10.2006, а суд применил закон, не подлежащий применению, основан на неверном толковании права.
Требования действующего СанПиН 2.2.0.555-96, вопреки доводам жалобы не противоречат положениям ст.ст. 253, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, обязательны для исполнения в силу Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Иные доводы жалобы аналогичны доводам, приведенным в ходе судебного заседания в городском суде, оснований для переоценки собранных доказательств не имеется.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, при производстве по делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены и изменения состоявшихся решений, не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ревдинского городского суда Свердловской области от 18.05.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении технического директора ОАО "НСММЗ" Гуненкова В.Ю. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Корякова Н.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.