Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 11 августа 2016 г. по делу N 33а-509/2016
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Савельева И.Г.,
судей Позднякова С.И.,
Постникова В.Н.,
при секретаре Хлудневе А.А.,
с участием представителя административного истца - А.О.В., рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 12 мая 2016 года по административному иску, предъявленному в интересах военнослужащего войсковой части 00000 Бимбеева Эрдни Петровича, об оспаривании решения должностного лица ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" (далее - ЗРУЖО), связанного с отказом включить истца в список на предоставление служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Постникова В.Н., выступление представителя административного истца, полагавшей, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
в иске, предъявленном в интересах Бимбеева, его представитель А.О.В. просила суд признать незаконным решение должностного лица ЗРУЖО от 21 января 2016 года об отказе включить административного истца с составом семьи в список на предоставление служебного жилого помещения и обязать административного ответчика включить Бимбеева в указанный список.
Заявленные требования представитель административного истца обосновала тем, что Бимбеев и его семья зарегистрированы по адресу воинской части в г. С., жилых помещений по месту службы не имеют.
Решением Выборгского гарнизонного военного суда от 12 мая 2016 года административный иск был удовлетворен частично: обжалованное решение ЗРУЖО было признано незаконным и на его начальника возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно в установленном законодательством порядке рассмотреть вопрос о включении Бимбеева и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений.
В удовлетворении требований Бимбеева о возложении на начальника ЗРУЖО обязанности поставить на учет в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений истца и членов его семьи было отказано.
Кроме того, суд взыскал с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу Бимбеева судебные расходы по делу в размере 300 рублей.
Свое решение суд первой инстанции мотивировал тем, что истец с составом семьи в ноябре 2015 года прибыл к новому месту военной службы в г. С., выехав из квартиры в г. Санкт-Петербурге, а потому имеет право на предоставление ему служебного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика -ЗРУЖО К.Д.И., не соглашаясь с этим судебным актом, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению автора жалобы, вынесенное решение является необоснованным, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, а также ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Обосновывая жалобу, К.Д.И. указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что Бимбеев и члены его семьи до прибытия к месту службы в г. С. проживали на правах членов семьи собственника в г. Санкт-Петербурге, который является близлежащим населенным пунктом к месту прохождения административным истцом военной службы.
Кроме того, суд не учел, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, применительно к ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является отсутствие у них жилых помещений не только в соответствующем населенном пункте, но и в близлежащем.
Рассмотрев административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, окружной военный суд приходит к следующему.
Как установилсуд апелляционной инстанции, Бимбеев с 26 февраля 2014 года, его жена Б.Н.В., ее дочери - У.Э.О., 2001 года рождения, и У.П.О., 2006 года рождения, - с 10 мая 2012 года, а их сын Б.Н.Э., 2013 года рождения, с 20 августа 2013 года проживали в квартире по адресу: г. Санкт-Петербург, ул., принадлежащей на праве собственности Б.Ц.В. - брату Б.Н.В.
27 октября 2015 года во исполнение приказа заместителя Министра обороны РФ командиром войсковой части 00000 с Бимбеевым был заключен новый контракт о прохождении военной службы на 3 года в войсковой части 00000, дислоцирующейся в г. С., в должности старшины учебной роты и воинском звании "старший прапорщик".
1 декабря 2015 года Бимбеев, его жена, сын и дочь жены - У.П.О., 2006 года рождения, внесенная в его личное дело в качестве члена семьи военнослужащего, зарегистрировались по адресу воинской части в г. С. с одновременным снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
15 декабря 2015 года Бимбеев обратился с заявлением в ЗРУЖО о предоставлении ему и членам его семьи, служебного жилого помещения.
Однако решением должностного лица ЗРУЖО от 21 января 2015 года административному истцу в этом было отказано по тому основанию, что за ним сохраняется право пользования жилым помещением, которое он занимал в г. Санкт-Петербурге, место нахождения квартиры, в которой он был зарегистрирован, находится в непосредственной близости к месту дислокации войсковой части 00000, а потому не может расцениваться как прибытие военнослужащего к новому месту службы.
Оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ имеющиеся в административном деле доказательства, окружной военный суд полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Министерстве обороны РФ данный порядок, помимо главы 10 ЖК РФ, регламентируется также Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (приложение N 2 к Приказу), утвержденной приказом Министра обороны от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
Исходя из вышеприведенных правовых норм, а также ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, пунктов 1 и 3 Инструкции, военнослужащий-гражданин имеет право на получение служебного жилого помещения по основанию, предусмотренному абзацем вторым п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при наличии совокупности следующих условий:
- прохождение военной службы по контракту;
- отсутствия у него в населенном пункте, в котором располагается воинская часть, в собственности, пользовании и владении жилых помещений;
- сдача предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.
При этом в соответствии с п. 2 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают в структурное подразделение уполномоченного органа соответствующее заявление, к которому прикладываются перечисленные в указанном пункте документы.
Как усматривается из материалов дела, Бимбеев, являющийся гражданином Российской Федерации, прибыл из г. Санкт-Петербурга в войсковую часть 00000, дислоцирующуюся в г. С., совместно с членами семьи для прохождения военной службы из запаса в связи с заключенным им контрактом.
При этом в ЗРУЖО административным истцом были представлены все документы, перечень которых содержится в п. 2 Инструкции, из которых следует, что в г. С. в собственности, пользовании и владении жилых помещений ни у него, ни у членов его семьи, проживающих по месту службы совместно с ним, не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у административного истца права на предоставление ему по месту прохождения военной службы служебного жилого помещения и незаконности решения уполномоченного органа об отказе Бимбееву в этом.
Довод автора апелляционной жалобы о том, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, применительно к ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является отсутствие у них жилых помещений не только в соответствующем населенном пункте, но и в близлежащем, которым в настоящем деле является г. Санкт-Петербург, по мнению окружного военного суда, основан на неверном толковании норм материального права.
Так, правовые нормы абзаца второго п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также п. 1 Инструкции положение о жилых помещениях в населенных пунктах близлежащих к населенным пунктам, в которых располагаются воинские части, допускают лишь при решении вопроса о предоставлении служебных жилых помещений и только в качестве исключения из общего правила, согласно которому данные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части.
При этом, исходя из назначения служебных помещений (их расположение должно учитывать возможность своевременного прибытия военнослужащего на службу как при внезапном вызове (в любое время суток, по тревоге), так и при нормальном повседневном прибытии на службу и убытии к месту жительства как части исполнения служебных обязанностей), согласно п. 8 Инструкции военнослужащим, ранее обеспеченным служебными жилыми помещениями в близлежащих населенных пунктах, предоставляются по мере возможности служебные жилые помещения по месту прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах наличие, либо отсутствие у военнослужащего жилого помещения в ином, отличном от места прохождения им военной службы, населенном пункте правового значения для решения вопроса о включении его в список на обеспечение служебным жилым помещением не имеет.
Кроме того, вопреки доводам стороны административного ответчика, снявшись с регистрационного учета из квартиры в г. Санкт-Петербурге и выехав из нее с составом семьи к новому месту жительства в другой населенный пункт, Бимбеев и члены его семьи в силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, а также разъяснений п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" утратили право пользования данным жилым помещением.
Исходя из вышеизложенного, окружной военный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а потому оснований для отмены или изменения оспоренного решения гарнизонного военного суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Выборгского гарнизонного военного суда от 12 мая 2016 года по административному иску, предъявленному в интересах Бимбеева Эрдни Петровича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.