Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 30 августа 2016 г. по делу N 33а-519/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: БАСОВА А.И.,
СУДЕЙ: ЦАРЬКОВА В.Н.,
ОБЪЕКТОВА Е.Л.,
при секретаре ВАЛЮКЕ И.В.
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2016 года по исковому заявлению старшего лейтенанта Каданова Дмитрия Юрьевича, оспаривавшего решение федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об отказе во включении истца в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Басова А.И., объяснения административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы , окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Уведомлением заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ЗРУЖО) от ... года N ... Каданову отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения.
Каданов обратился в военный суд с исковым заявлением, в уточненном варианте которого просил:
- признать незаконным указанное уведомление ЗРУЖО;
- обязать начальника ЗРУЖО включить истца в список на предоставление служебного жилого помещения.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2016 года
в удовлетворении этого заявления отказано.
Признавая оспариваемое уведомление соответствующим действующему законодательству и основываясь на положениях ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пунктов 1, 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), суд исходил из того, что Каданов реализовал способ обеспечения жильем от Министерства обороны РФ путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС). Участвуя в этой системе, истец приобрел с помощью военной ипотеки жилое помещение по адресу: ... , которое находится в близлежащем к его месту службы населенном пункте. С учетом этих обстоятельств суд признал, что у Каданова отсутствуют основания к обеспечению его служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с вынесенным судебным постановлением, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью этих обстоятельств, нарушением норм материального, процессуального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Каданова, суд пришел к ошибочному выводу о том, что жилое помещение, приобретенное им по военной ипотеке, находится в близлежащем населенном пункте от места прохождения военной службы. При этом суд и уполномоченный орган безосновательно не учитывали, что при приведении части в высшие степени боевой готовности во внеслужебное время он не успеет своевременно прибыть к месту прохождения службы именно из-за удаленности места жительства.
Выражая несогласие с оспариваемым уведомлением ЗРУЖО, автор жалобы просит учесть, что положения ст. 92 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ связывают возможность обеспечения служебными жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а не в близлежащих населенных пунктах.
Установленная п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантия для военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членам их семей о предоставлении служебных жилых помещений в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, и в других близлежащих населенных пунктах, распространяет свое действие исключительно на служебные жилые помещения. В то же время эта норма не применяется к военнослужащим, которые в силу тех или иных причин, проживают в близлежащих к месту службы населенных пунктах. Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда РФ, выраженной им в определении от 15 марта 2011 года N 201-В11-5.
Указывая на то, что нормами действующего законодательства понятие "близлежащий населенный пункт" не определено, Каданов полагает невозможным признать близлежащим населенным пунктом г. ... к д. ... области, так как они относятся к разным субъектам РФ и между ними находятся другие населенные пункты, относящиеся к разным муниципальным образованиям.
Ссылаясь на ст. 1 Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, ст. 239 Устава внутренней службы, административный истец считает, что, применительно к условиям военной службы, близлежащие населенные пункты должны быть в границах одного территориального гарнизона. Вместе с тем, д. ... области находится за пределами Санкт-Петербургского гарнизона. В связи с этим затрудняется ежедневный выезд Каданова за пределы гарнизона.
К тому же ЗРУЖО и судом не учтено время следования военнослужащего от имеющегося у него жилого помещения к месту службы, которое составляет от 2 часов 30 минут до 3 часов. Данное обстоятельство исключает возможность надлежащего исполнения Кадановым своих служебных обязанностей, а также его своевременное прибытие к месту службы при приведении воинской части в высшие степени боевой готовности.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено по делу, Каданов проходит военную службу с ... года. С учетом времени получения первого офицерского звания и назначения на воинскую должность после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации в ... году, административный истец, в силу абзацев 4 и 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на весь срок военной службы подлежит обеспечению служебным жилым помещением.
По этим же основаниям, а также в силу п. 15 ст. 15 названного Федерального закона и ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" Каданов является участником НИС.
Проходя военную службу в войсковой части ... , дислоцированной в г. ... , истец уведомлением от ... года был включен в список на предоставление служебного жилого помещения. При этом специализированное жилое помещение Каданову не представлялось. После перевода к новому месту службы в ... года в ... область Каданов был исключен из этого списка.
... года Каданов заключил договор купли-продажи. .комнатной квартиры по адресу:. ... Согласно условиям этого договора, часть стоимости этой квартиры оплачена военнослужащим за счет целевого жилищного займа, предоставленного ему как участнику НИС, а часть - оплачена им за счет кредитных средств, предоставленных истцу банком. При этом с момента регистрации ипотеки указанная квартира считается находящейся в залоге у банка и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Право собственности на указанное жилое помещение (с учетом обременения права - ипотеки в силу закона) Кадановым зарегистрировано ... года.
Следует отметить, что после приобретения военнослужащим жилого помещения с помощью НИС и заемных средств в избранном им месте жительства, не совпадающем с местом его службы, командование и уполномоченный орган не освобождались от обязанности по обеспечению Каданова служебным жилым помещением. Прежде всего, данный вывод вытекает из положений абзацев 4 и 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые, как указывалось выше, гарантируют истцу право на служебное жилое помещение на весь период службы .
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" Каданов, как участник НИС, имел право использовать денежные средства накоплений на своем счете и целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения. Воспользовавшись таким правом, истец тем самым избрал свое место жительства, а государство, в свою очередь, с момента перечисления кредитору истца денежных средств на указанные цели исполнило перед военнослужащим свое обязательство по его обеспечению жилым помещением для постоянного проживания.
Однако с исполнением этого обязательства гарантия по обеспечению истца и членов его семьи служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы автоматически не считалась реализованной. Обязанность по обеспечению Каданова служебным жилым помещением могла считаться исполненной только в случае, когда место службы истца совпало бы с местом нахождения имеющейся у него в собственности квартиры, что усматривается из положений ч. 2 ст. 99 ЖК РФ.
Между тем, ко дню регистрации Кадановым права собственности на квартиру он проходил службу в ином населенном пункте в Курской обл.
Не совпало место нахождения имеющейся в собственности военнослужащего квартиры с местом его службы и в результате последующего назначения истца на новую должность. Так, приказами заместителя Министра обороны РФ N ... от ... года и командира войсковой части ... N ... от ... года Каданов назначен на должность инженера ... военного представительства Министерства обороны РФ с местом дислокации г. ... , и с ... того же года зачислен в списки личного состава представительства.
В ... года административный истец обратился в ЗРУЖО с заявлением о включении его и члена его семьи - супругу, в списки нуждающихся в служебном жилом помещении. Однако уведомлением от ... года N ... Каданову отказано во включении в указанный список.
Ссылаясь на п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, должностное лицо ЗРУЖО при этом исходило из того, что в собственности Каданова имеется жилое помещение, приобретенное по программе НИС в населенном пункте, близлежащем к его месту службы.
Проверяя законность этого уведомления в судебном порядке, гарнизонный военный суд фактически согласился с этим выводом и дополнительно указал, что у Каданова отсутствуют основания к обеспечению его служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Между тем, с этими выводами согласиться нельзя.
Следует отметить, что проживание военнослужащего в жилом помещении социального использования (жилом доме, квартире, находящихся в собственности или служебном жилом помещении), расположенном в близлежащем к его месту службы населенном пункте, при определенных обстоятельствах, может служить препятствием в предоставлении ему служебного жилья в населенном пункте, в котором располагаются воинские части.
Исходя из содержания ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения имеют специальное назначение. В частности, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Тем самым служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, включая военнослужащих, которые в связи с характером их трудовых (военно-служебных) отношений должны проживать по месту работы (службы) или вблизи от него (нее).
Схожее предназначение служебных жилых помещений содержится в п. 7 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897.
Согласно требованиям этой нормы, служебное жилое помещение предоставляется военнослужащим перечисленных в Типовом положении министерств и ведомств для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении ими обязанностей военной службы по месту военной службы.
Определяя понятие и предназначение служебных жилых помещений в ЖК РФ, являющегося нормативной основой жилищного законодательства, законодатель, с учетом характера и особых условий военной службы, установилдля военнослужащих и членов их семей в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнительные гарантии по обеспечению их указанным видом жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Принимая во внимание требования перечисленных норм, при прохождении военной службы в крупном населенном пункте или мегаполисе, к числу которых относится Санкт-Петербург с его пригородами, может сложиться ситуация, при которой военнослужащему, проживающему в жилом помещении, в том числе - приобретенном с помощью НИС, в близлежащем к месту службы населенном пункте, созданы жилищно-бытовые условия, не препятствующие исполнению им обязанностей военной службы. В такой ситуации предоставление военнослужащему служебного жилого помещения по месту службы не будет отвечать его предназначению.
И, напротив, в случае предоставления такому военнослужащему служебного жилого помещения в населенном пункте, в котором располагается воинская часть, но на значительном удалении от фактического места службы, могут быть созданы такие препятствия.
На этом основании юридически значимым обстоятельством, подтверждающим правомерность нахождения Каданова в списке на предоставление служебного жилого помещения, являлось установление возможности прибытия истца к месту службы из принадлежащей ему в д. ... области квартиры без ущерба для исполнения служебных обязанностей, боевой готовности и повседневной деятельности военного представительства.
Суд первой инстанции это обстоятельство не устанавливал, ограничившись констатацией в решении, что имеющееся у Каданова жилое помещение расположено в населенном пункте, расположенном вблизи административной границы. ..
Административный истец в судах первой и апелляционной инстанций заявлял о том, что проживание во ... районе создавало значительные затруднения в повседневном исполнении им обязанностей военной службы по месту дислокации воинской части и фактически исключало возможность его своевременной явки по сигналу тревоги в неслужебное время, поскольку расстояние от места жительства до места службы составляет около ... км. При этом время на дорогу общественным транспортом в одну сторону у него составляло от двух с половиной до трех часов.
Указанное утверждение подтверждается расчетами, подготовленными с использованием "Интернет-приложения Яндекс карты". Из этих расчетов следует, что для прибытия из д. ... области до г. ... требуется использовать от трех до четырех видов общественного транспорта, совершив по три пересадки и перехода. При этом время проезда, в зависимости от избранного маршрута, составляет около ... часов ... минут.
Для подтверждения либо опровержения утверждения административного истца о наличии затруднений в своевременном прибытии к месту службы из имеющегося у него в собственности жилья судом апелляционной инстанции была истребована дополнительная информация по указанным вопросам из ... военного представительства Министерства обороны РФ. Согласно сообщению начальника этого учреждения от ... года, приобщенному к материалам дела в качестве нового доказательства, боевая готовность представительства напрямую зависит от времени прибытия военнослужащего к месту, определенному документами по приведению воинской части в высшие степени боевой готовности. В связи с удаленностью д. ... области от места прохождения Кадановым военной службы, учитывая среднее время движения военнослужащего до места прохождения службы общественным транспортом и временные показатели при приведении представительства в высшие степени боевой готовности, должностное лицо считает затруднительным прибытие истца к месту прохождения службы во внеслужебное время. Помимо этого, принимая во внимание, что д. ... находится за пределами Санкт-Петербургского территориального гарнизона, Каданову для убытия к месту жительства необходимо письменное разрешение начальника представительства.
Учитывая приведенные выше обстоятельства и позицию прямого начальника истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что проживание Каданова в имеющемся у него в собственности жилом помещении во ... районе не создает необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им обязанностей военной службы по месту ее прохождения. Такие жилищные условия истца создают угрозу причинения ущерба для надлежащего исполнения им служебных обязанностей, а также боевой готовности и повседневной деятельности ... военного представительства Министерства обороны РФ.
С учетом изложенного, выводы гарнизонного военного суда об отсутствии основания к обеспечению Каданова служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы и соответствия закону в связи с этим оспариваемого уведомления противоречат нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, выводы суда противоречат обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального права, судебное постановление подлежит отмене. При этом судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований и о признании оспариваемого уведомления ЗРУЖО от ... года N ... в части отказа включить Каданова в список на предоставление служебных жилых помещений незаконным.
В целях устранения нарушенных прав административного истца оспариваемым уведомлением судебная коллегия считает необходимым возложить на начальника ЗРУЖО обязанность в месячный срок со дня получения копии настоящего определения отменить это уведомление и повторно рассмотреть вопрос о включении Каданова в список на предоставление служебных жилых помещений. Принимая такое решение, судебная коллегия также учитывает, что в заявлении о включении в список на предоставление служебных жилых помещений Кадановым в качестве члена его семьи, претендующего на получение жилого помещения, поименована также его жена. Между тем, из материалов дела усматривается, что супруга административного истца ранее обеспечивалась служебных жилым помещением в Санкт-Петебурге за счет Министерства обороны РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Каданова Дмитрия Юрьевича отменить и принять по делу новое решение.
Требования Каданова Дмитрия Юрьевича удовлетворить.
Уведомление федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от ... года N ... в части отказа включить Каданова в список на предоставление служебных жилых помещений признать незаконным.
Обязать начальника федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в месячный срок со дня получения копии настоящего определения отменить это уведомление и повторно рассмотреть вопрос о включении Каданова в список на предоставление служебных жилых помещений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.