Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 25 августа 2016 г. по делу N 33а-531/2016
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Савельева И.Г.,
судей: Постникова В.Н.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Хлудневе А.А., с участием прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа Багина А.Ю., административного истца, представителя командира войсковой части ххххх капитана Рудакова О.С., представителя командира войсковой части ххххх Гайворонского В.К., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 2 июня 2016 года по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части ххххх капитана запаса Курьина А.С. к командиру войсковой части ххххх об оспаривании действий, связанных с исключением административного истца из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения истца в обоснование доводов жалобы, объяснения представителей командиров войсковых частей ххххх и ххххх, возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Приказом командира войсковой части ххххх от хх августа 2014 года N хх Курьин уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), а приказом того же должностного лица от хх марта 2016 года N хх - с 19 марта 2016 года исключен из списков личного состава войсковой части ххххх.
Полагая, что при исключении его из списков личного состава воинской части были нарушены его жилищные права, Курьин обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части ххххх, связанные с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части, и обязать указанное должностное лицо отменить приказ от хх марта 2016 года N хх в части исключения его из списков личного состава войсковой части ххххх, а также восстановить его в указанных списках до обеспечения жилым помещением, соответствующим установленным санитарным и техническим правилам, нормам и иным требованиям законодательства.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного иска Курьину отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению автора жалобы, суд исказил его пояснения относительно основания его требований - нахождения предоставленной ему квартиры в доме, который не принят государственной комиссией и не передан на обслуживание управляющей компании.
В решении суд неверно привел его объяснения относительно доступности детских дошкольных учреждений, на что он ссылался как на доказательство необходимости проживания в съемной квартире.
Суд не дал оценку действиям командования, на которое Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - УВС ВС РФ) возложена обязанность по реализации его жилищных прав, в том числе и по информированию о времени введения дома в эксплуатацию.
Не учел суд и то обстоятельство, что командование признало тот факт, что предоставленное ему помещение не является жилым, так как выплачивало ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения.
По мнению автора жалобы, суд оставил без внимания, что даже после увольнения его с военной службы командование длительное время не издавало приказов об исключении его из списков личного состава воинской части.
Сообщает. что приказ об увольнении с военной службы он не оспаривал по причине явного пропуска трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением.
Приводя положения статьи 18 Конституции РФ, пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", пункта 12 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение), полагает, что предоставленное ему жилое помещение по адресу: Санкт - Петербург, г. ххххх, б-р ххххх, д. хх, к. х, не является жилым.
В обоснование этого довода ссылается и на обстоятельства его переписки с должностными лицами по поводу заселения дома, где находится распределенная ему квартира.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как указано в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Согласно пункту 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.
Как следует из указанных норм, вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями разрешаются до издания приказа об увольнении с военной службы, а разрешение вопроса обеспечения жилым помещением не связано с процедурой исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: Санкт - Петербург, г. ххххх, б-р ххххх, д. хх, к. х, было передано Курьину в декабре 2013 года Министерством обороны РФ, а 30 сентября 2014 года - приобретено им в собственность (л.д.10).
Таким образом, вопрос относительно обеспечения Курьина жилым помещением был установленным порядком разрешен до увольнения с военной службы. Оформление указанного помещения в собственность лишь подтверждает факт обеспеченности Курьна жильем.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Следовательно, существенным признаком жилого помещения является пригодность его для проживания, а собственник помещения, не отвечающего установленным для жилых помещений правилам и нормам, не может считаться обеспеченным жильем.
Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, утвердившим "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу пункта 8 Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан.
Факт отсутствия решения о признании жилого помещения, собственником которого является административный истец, непригодным для проживания, по делу не оспаривался.
В данной связи доводы автора относительно непригодности для проживания предоставленного ему жилого помещения являются беспредметными.
Каких - либо данных об иных нарушениях прав Курьина при исключении из списков личного состава воинской части по делу не имеется.
При таких данных выводы суда первой инстанции о законности действий командира войсковой части ххххх, исключившего Курьина из списков личного состава воинской части, а также об отказе в удовлетворении заявления, являются правильными.
Иные доводы жалобы на существо принятого судом первой инстанции решения не влияют и основанием для его отмены служить не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 2 июня 2016 года по административному иску Курьина А.С. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.