Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Саяпиной Е.Г., Тришкиной М.А.,
при секретаре Тузове Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску Листопадова В.С. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконными решения общественной комиссии по жилищным вопросам, постановления администрации Балаковского муниципального района об отказе во включении молодой семьи в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановления администрации Балаковского муниципального района о внесении изменений в постановление об отказе во включении молодой семьи в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, о возложении обязанности по включению в состав участников целевой программы, по апелляционной жалобе администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 04 мая 2016 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения Листопадова В.С., его представителя Салионова В.В., возражавших против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия
установила:
Листопадов В.С. обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее администрация Балаковского МР) о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 02 декабря 2015 г. в части отказа во включении молодой семьи Листопадова В.С. в составе 4 человек в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г. и снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; постановления администрации Балаковского МР N 4880 от 15 декабря 2015 г. об отказе во включении молодой семьи Листопадова В.С. в составе 4 человек в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; постановления администрации Балаковского МР N 1248 от 18 апреля 2016 г. о внесении изменений в постановление N 4880 то 15 декабря 2015 г.; обязании администрации включить молодую семью Листопадова В.С. в составе 4 человек в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением порядка очередности, действующего до снятия молодой семьи с учета.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на то обстоятельство, что в 2009 г. его семья в составе 3-х человек администрацией Балаковского МР была принята на учет нуждающихся в жилом помещении и включена в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.
Постановлением администрации Балаковского МР N 1252 от 23 декабря 2011 г. семья Листопадовых была признана участницей соответствующей программы на 2011-2015 годы. Постановлением администрации Балаковского МР N 3212 от 07 июля 2014 г. в состав семьи Листопадова В.С. внесены изменения в связи с рождением еще одного ребенка.
Постановлением администрации N 4880 от 15 декабря 2015 г. семья истца снята с жилищного учета и во включении ее в состав участников указанной программы на 2015-2020 г. отказано. Основанием к принятию данного решения послужила обеспеченность семьи на 2009 г. жилым помещением более учетной нормы.
Полагая, что оснований для принятия оспариваемых решений у администрации Балаковского МР не имелось, Листопадов В.С. обратился за судебной защитой.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 04 мая 2016 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
- признать незаконными: решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Балаковского МР Саратовской области от 02 декабря 2015 г. в части отказа во включении молодой семьи Листопадова В.С. в составе 4-х человек в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г. и снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановление администрации Балаковского МР Саратовской области N 48880 от 15 декабря 2015 г. об отказе во включении молодой семьи Листопадова В.С. в составе 4-х человек в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г. и снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановление администрации Балаковского МР Саратовской области N 1248 от 18 апреля 2016 г. о внесении изменений в постановление администрации Балаковского МР Саратовской области N 4880 от 15 декабря 2015 г.;
- обязать администрацию Балаковского МР Саратовской области включить молодую семью Листопадова В.С. в составе 4-х человек в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г. и восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты постановки на учет.
Администрация Балаковского МР не согласилась с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой просила принятое по делу решение отменить, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции сделан неправильный вывод о том, что в пользовании семьи Листопадовых находится исключительно ? часть "адрес", поскольку вселение Листопадовой Е.В. в жилое помещение по адресу: "адрес" осуществлялось с согласия всех собственников жилого помещения. Кроме того, Листопадова Е.В. перед постановкой на жилищный учет снялась с регистрационного учета из "адрес", добровольно отказавшись от выделенной, в том числе и на нее, жилой площади. При таких обстоятельствах при расчете жилой площади, находящейся в пользовании семьи Листопадовых, подлежала учету жилая площадь "адрес" и "адрес".
В возражениях на апелляционную жалобу Листопадов В.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение условий указанной федеральной целевой программы постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Согласно п. 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 Правил устанавливалось, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В связи с тем, что срок действия федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истек, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно п. 6 названных Правил одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В целях указанных Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
В силу ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 31 января 2008 г. N 509 учетная норма площади жилого помещения для постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма устанавливалась в размере 12 квадратных метров общей площади.
Согласно подп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что 23 июня 2009 г. Листопадова Е.В. обратилась в администрацию Балаковского МР с заявлением о признании своей семьи нуждающейся в получении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений при реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Постановлением администрации Балаковского МР от 02 июля 2009 г. N 3427 Листопадова Е.В. с составом семьи 3 человека принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для участия в указанной подпрограмме.
На основании заявления Листопадова В.С. от 15 декабря 2011 г. постановлением администрации Балаковского МР от 23 декабря 2011 г. N 1252 семья Листопадовых составом 3 человека включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Постановлением администрации Балаковского МР от 07 июля 2014 г. N 3212 внесены изменения в состав молодой семьи в связи с рождением второго ребенка.
В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010, 2011-2015 годы семье Листопадовых социальная выплата на приобретение жилья предоставлена не была.
27 октября 2015 г. Листопадов В.С. обратился в администрацию Балаковского МР с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы составом 4 человека.
Протоколом N 18 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Балаковского МР от 02 декабря 2015 г. комиссией принято решение рекомендовать главе администрации Балаковского МР отказать в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении молодой семьи Листопадова В.С. в состав участников указанной подпрограммы на 2015-2020 годы и снять семью с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На основании указанного решения общественной комиссии по жилищным вопросам постановлением администрации Балаковского МР от 15 декабря 2015 г. N 4880 Листопадовым отказано во включении в состав участников целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и семья снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Балаковского МР от 18 апреля 2016 г. N 1248 внесены изменения в постановление от 15 декабря 2015 г. N 4880, в качестве основания для снятия с учета указан п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Основанием для снятия семьи истца с жилищного учета и исключения из числа участников федеральной целевой программы явилось то обстоятельство, что исходя из суммарной площади жилых помещений, находящихся в пользовании Листопадовой Е.В. по состоянию на 2009 г., площадь жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи превышала учетную норму.
Кроме того, в течение 5-ти лет, предшествующих постановке на учет, Листопадова Е.В. отказалась от пользования жилым помещением - квартирой N в "адрес", чем намеренно ухудшила свое положение.
Из материалов дела следует, что до заключения 23 августа 2008 г. брака Листопадова Е.В. (до регистрации брака Полянинова) была зарегистрирована по адресу: "адрес".
В указанном жилом помещении площадью 60,9 кв.м. кроме нее были зарегистрированы родители: П.О.А., П.В.В. и сестра.
В декабре 2005 г. Листопадова ( П. Е.В., как и ее сестра, отказалась от участия в приватизации указанного жилого помещения, после чего на основании договора на передачу жилья в собственность граждан N 60298/8 от 06 февраля 2006 г. квартира была передана в собственность по ? доле в праве общей долевой собственности П.О.А. и П.В.В.
После рождения 08 февраля 2009 г. у Листопадовых дочери, Листопадова Е.В. с дочерью с 16 мая 2009 г. зарегистрировались в квартире по месту жительства своего мужа Листопадова В.С. по адресу: "адрес".
Таким образом, на момент принятия решения о постановке семьи Листопадовых на учет нуждающихся в жилом помещении и включении в целевую программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы все члены молодой семьи Листопадовых были зарегистрированы в "адрес" общей площадью 47,7 кв.м., где также были зарегистрированы и проживали родители Листопадова В.С. ( Л.С.В. и Л.А.В.).
С учетом общей площади жилого помещения - 47,7 кв.м на каждого проживающего в квартире приходилось менее 12 м.
Рассматривая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Листопадовой Е.В. действий по намеренному ухудшению жилищных условий при отказе в приватизации, а затем и снятии ее с регистрационного учета из "адрес" не совершалось, поскольку переезд в квартиру к супругу был вызван реализацией права супругов на совместное проживание, ведение совместного хозяйства, воспитание родившегося ребенка.
Регистрация по новому месту жительства, обусловлена фактическим вселением Листопадовой Е.В. с дочерью в квартиру по месту жительства мужа и отца ребенка, необоснованно расценено ответчиком как намеренное ухудшение жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со ст. ст. 1 и 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного ст. 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ предполагает утрату права на получение жилого помещения лишь в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основании возникновения данного права, и учитывает положение Конституции Российской Федерации о предоставлении жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40, ч. 3), а по смыслу ст. 53 того же Кодекса ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 5 ст. 10 ГК РФ, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
До постановки семьи Листопадовых на учет нуждающихся в жилом помещении, Листопадова Е.В. проживала в квартире родителей, где было зарегистрировано 5 человек. С момента рождения дочери Листопадовых и в квартире родителей Листопадовой Е.В. жилым помещением пользовались 6 человек, таким образом, на каждого проживающего в данной квартире приходилось менее 12 кв.м общей площади жилого помещения.
По смыслу вышеуказанных норм права, вселение супруга (супруги) в жилое помещение к другому супругу (супруге) не рассматривается в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий только в том случае, если по предыдущему месту жительства они могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, что соответствует правовым разъяснениям, данным в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2015 г.
Таким образом, действия Листопадовой Е.В. по регистрации ее и дочери в квартире супруга по фактическому месту жительства были совершены в соответствии с действующим законодательством и не могут быть расценены как намеренное ухудшение жилищных условий.
Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что на момент включения в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы семья истца не соответствовала установленным требованиям для участия в программе, является несостоятельной.
При расчете нуждаемости в улучшении жилищных условий вывод суда о том, что в пользовании семьи Листопадовых находилась только ? доля в праве на "адрес" в г. Балаково не влияют на общие выводы суда о том, что оснований для исключения молодой семьи из программы у ответчика не имелось.
Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к иному толкованию закона и иной оценке обстоятельств дела, в связи с чем не могут повлиять на правильность постановленного по делу решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 04 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.