Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Аршиновой Е.В., Рябихина О.Е.,
при секретаре Мичуриной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хвалынского муниципального района "адрес" о возложении обязанности устранить нарушения строительных, пожарных норм и правил по апелляционной жалобе администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 06 июня 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области - Пилипенко Л.В., поддержавшей доводы жалобы, прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области и просил возложить на администрацию обязанность устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно: обеспечить проведение огнезащитной обработки стропил и обрешетки чердачного помещения многоквартирного жилого "адрес"; обеспечить установку ограждения на кровле "адрес"; обеспечить установку в каждой квартире указанного дома, на сети хозяйственно-питьевого водопровода, отдельного крана диаметром не менее 15 мм для присоединения шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания; обеспечить оборудование жилых помещений квартир "адрес" автономными дымовыми пожарными извещателями.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Хвалынска в рамках осуществления надзора за состоянием законности при реализации программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищного строительства, в ходе которой было установлено, что в 2013 году в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах" заключались муниципальные контракты на строительство многоквартирного дома. 10 ноября 2014 года между администрацией Хвалынского муниципального района и ООО "КапиталСтрой" г. Балаково был заключен муниципальный контракт на долевое строительство 18-ти квартирного жилого дома малоэтажной застройки под "ключ" на территории "адрес" общей площадью 871,80 кв.м. 30 января 2015 года главой администрации муниципального района подписано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU64537000-01. Акт выполнения взаимных обязательств между администрацией Хвалынского муниципального района и ООО "КапиталСтрой" был подписан 09 сентября 2015 года. Выстроенному дому был присвоен почтовый адрес "адрес" и зарегистрировано право муниципальной собственности на данный объект недвижимости "дата".
Прокуратурой г. Хвалынска проводились неоднократные проверки требований строительных норм и правил с привлечением специалистов Управления Госстройнадзора министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, специалистов ГУПП "Институт Саратовгражданпроект".
Из информации, представленной отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Вольскому и Хвалынскому районам, следует, что в ходе проверки выявлен ряд нарушений, а именно: отсутствуют данные о проведении огнезащитной обработки стропил и обрешетки чердачного помещения дома, что является нарушением п. 7.1.14 СП 54.13330.2011; отсутствует ограждение на кровле здания, что является нарушением п. 7.16СП 4.13130.2013; в каждой квартире, на сети хозяйственно-питьевого водопровода, отсутствует отдельный кран диаметром не менее 15 мм для присоединения шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания, что является нарушением п. 7.4.5 СП 54.13330.2011; отсутствуют данные об оборудовании внутридомовых и внутриквартирных электрических сетей устройствами защитного отключения, что является нарушением п.7.3.5 СП 54.13330.2011; жилые помещения квартир не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями, что является нарушением п. 7.3.3 СП 54.13330.2011. Ранее в 2015 году в адрес администрации района прокуратурой города неоднократно вносились представления об устранении нарушений жилищного законодательства. Однако до настоящего времени указанные недостатки в полном объеме не устранены. При этом, ряд выявленных нарушений со стороны администрации района остался без внимания и в претензиях к подрядчику работ - ООО "КапиталСтрой" не предъявлялись, что свидетельствует об уклонении администрации района от исполнения предусмотренных законодательством требований к созданию условий для комфортного и безопасного проживания граждан в "адрес".
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 06 июня 2016 года исковые требования прокурора г. Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На администрацию Хвалынского муниципального района Саратовской области возложена обязанность устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно: обеспечить проведение огнезащитной обработки стропил и обрешетки чердачного помещения многоквартирного жилого "адрес"; обеспечить установку ограждения на кровле "адрес"; обеспечить установку в каждой квартире указанного дома, на сети хозяйственно-питьевого водопровода, отдельного крана диаметром не менее 15 мм для присоединения шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания; обеспечить оборудование жилых помещений квартир "адрес" автономными дымовыми пожарными извещателями.
В апелляционной жалобе администрация Хвалынского муниципального района Саратовской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска. Автор жалобы полагает, что суд необоснованно возложил обязанность по устранению нарушений норм и правил пожарной безопасности на администрацию Хвалынского муниципального района Саратовской области, поскольку такую ответственность должны нести солидарно проектировщик ГУПП "Институт Саратовгражданпроект" и застройщик ООО "КапиталСтрой". В нарушение требований гражданского процессуального законодательства суд не принял достаточных мер для обеспечения явки в суд третьего лица - ГУПП "Институт Саратовгражданпроект". Кроме того, судом не учтено, что квартиры N переданы в собственность граждан, переселенных из аварийного жилого "адрес", а поэтому обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности должна быть возложена и на собственников квартир.
В письменных возражения прокуратура г. Хвалынска Саратовской области просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, в связи с чем дело в порядке, установленном ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 данного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества.
Согласно п. 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, в том числе, реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях (п. п. 10, 11 указанных Правил).
В силу ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Хвалынского муниципального района от 06 мая 2013 года N 865/1 принята и утверждена муниципальная адресная целевая программа "Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Хвалынского муниципального района на 2013-2015 год".
10 ноября 2014 года между администрацией Хвалынского муниципального района и ООО "КапиталСтрой" г. Балаково был заключен муниципальный контракт на долевое строительство 18-ти квартирного жилого дома малоэтажной застройки под "ключ" на территории "адрес" общей площадью 871,80 кв.м.
Ввод в эксплуатацию построенного многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес" произведен администрацией Хвалынского муниципального района Саратовской области на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU64537000-01, подписанного 30 января 2015 года главой администрации Хвалынского муниципального района.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 22 сентября 2015 года на "адрес" зарегистрирована собственность Хвалынского муниципального района Саратовской области на основании муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с последующей передачей жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность от 10 ноября 2014 года.
Из информации, представленной отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Вольскому и Хвалынскому районам Управления МЧС России 25 апреля 2016 года, следует, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях указанного жилого дома, выявлен ряд нарушений, а именно: отсутствуют данные о проведении огнезащитной обработки стропил и обрешетки чердачного помещения дома, что является нарушением п. 7.1.14 СП 54.13330.2011; отсутствует ограждение на кровле здания, что является нарушением п. 7.16 СП 4.13130.2013; в каждой квартире, на сети хозяйственно-питьевого водопровода, отсутствует отдельный кран диаметром не менее 15 мм для присоединения шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания, что является нарушением п. 7.4.5 СП 54.13330.2011; отсутствуют данные об оборудовании внутридомовых и внутриквартирных электрических сетей устройствами защитного отключения, что является нарушением п.7.3.5 СП 54.13330.2011; жилые помещения квартир не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями, что является нарушением п.7.3.3 СП 54.13330.2011.
Судом первой инстанции установлено, что администрация Хвалынского муниципального района неоднократно с марта 2015 года обращалась в ООО "КапиталСтрой" с письмами - претензиями и уведомлениями о необходимости исправить ряд недостатков, допущенных при строительстве данного дома, в том числе: установить кровельное ограждение на кровле данного дома.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 10 февраля 2016 года утверждено мировое соглашение между администрацией Хвалынского муниципального района и ООО "КапиталСтрой", в котором определены сроки и порядок устранения имеющихся недостатков.
Доводы администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области о том, что она является ненадлежащим ответчиком, проверялись судом первой инстанции и мотивированно опровергнуты. Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по устранению нарушений норм и правил пожарной безопасности именно на администрацию Хвалынского муниципального района Саратовской области, поскольку, исходя из действующего законодательства, ввод и приемка вышеуказанного построенного многоквартирного дома в эксплуатацию подразумевает обязательное наличие заключения государственного пожарного надзора о готовности объекта к приемке. Однако при вводе указанного жилого дома в эксплуатацию администрацией Хвалынского муниципального района не обеспечено соблюдение требований указанных норм и правил пожарной безопасности в полном объеме, а именно данный жилой дом введен в эксплуатацию с недостатками в нарушение п. 7.1.14 СП 54.13330.2011, п. 7.16 СП 4.13130.2013, п. 7.4.5 СП 54.13330.2011, п. 7.3.3 СП 54.13330.2011.
Не влекут отмену принятого судом решения суда доводы жалобы относительно возложения обязанности по соблюдению требований норм поджарой безопасности в том числе на собственников квартир во вновь построенном доме, поскольку строительство дома и предоставление квартир во вновь построенном доме осуществлялось в рамках адресной целевой программы "Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилого фонда Хвалынского муниципального района на 2013-2015 года", а поэтому обязанность по предоставлению гражданам благоустроенного и соответствующего строительным, пожарным нормам и правилам жилого дома возложена на администрацию. Кроме того, указанные выше недостатки имели место до ввода дома в эксплуатацию.
Доводы жалобы о нарушениях судом норм процессуального права, выразившихся в необеспечении участия в судебном заседании третьего лица - ГУПП "Институт Саратовгражданпроект", не могут быть приняты во внимание, так как в данном случае права ответчика не нарушаются.
По мнению судебной коллегии, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 06 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.