Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Петровой Н.А., Садовой И.М.,
при секретаре Тузове Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску жилищно-строительного кооператива "Медик" к Колючему А.С. об обязании передать печать, ключи и документы жилищно-строительного кооператива "Медик" вновь избранному правлению и встречному иску Колючего А.С. к жилищно-строительному кооперативу "Медик" о признании недействительным решения общего собрания членов жилищно-строительного кооператива "Медик", по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива "Медик" на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 г., которым в удовлетворении исковых требований ЖСК "Медик" отказано, встречный иск Колючего А.С. - удовлетворен.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя жилищно-строительного кооператива "Медик" - Фомушкина В.В., поддержавшего доводы жалобы, ответчика Колючего А.С., возражавшего против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
жилищно-строительный кооператив "Медик" (далее по тексту ЖСК "Медик") обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к Колючему А.С. и просил обязать ответчика передать председателю правления Фомушкину В.В. по акту приема-передачи в 10-дневный срок печать, ключи и документы жилищно-строительного кооператива "Медик" вновь избранному правлению, взыскать расходы по уплате госпошлины. В обоснование заявленных требований истец ссылался на то обстоятельство, что в период с 18 декабря по 28 декабря 2015 г. состоялось внеочередное общее собрание членов ЖСК "Медик" в очно-заочной форме, оформленное протоколом от 03 января 2016 г., по вопросам освобождения от полномочий ранее избранного состава правления ЖСК "Медик" и председателя правления Колючего А.С., выбора нового состава правления и председателя правления в лице Фомушкина В.В.
14 января 2016 г. бывшему председателю ЖСК "Медик" Колючему А.С. было вручено уведомление с требованием о передаче в 10-дневный срок вновь избранному председателю правления всех документов ЖСК "Медик", печати и ключей от комнаты правления и других технических помещения МКД, однако требование кооператива он проигнорировал, в связи с чем ЖСК вынужден обратиться в суд.
Колючим А.С. подано встречное исковое заявление к ЖСК "Медик" о признании недействительным решения общего собрания членов ЖСК "Медик", проведенного в очно-заочной форме в период с 18 декабря по 28 декабря 2015 г., в обоснование которых он ссылался на то обстоятельство, что являясь членом кооператива с 01 ноября 2005 г., он был избран председателем правления ЖСК. 14 января 2016 г. ему Фомушкиным В.В. была вручена копия протокола внеочередного общего собрания членов ЖСК "Медик", проведенного в очно-заочной форме 18-28 декабря 2015 г., из которого следует, что были приняты следующие решения: освобождены от полномочий ранее избранные члены правления кооператива и избран новый состав правления ЖСК "Медик"; истец освобожден от полномочий председателя правления, а новым председателем правления избран Фомушкин В.В. и избраны новые члены ревизионной комиссии. Поскольку Фомушкин В.В. не является членом ЖСК, следовательно, он не может являться председателем правления. Кроме того, Колючий А.С. полагает, что общее собрание 18-28 декабря 2015 г. было нелегитимно при принятии решения в связи с отсутствием кворума. В связи с чем просил признать решение собрания недействительным.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 г. постановлено:
- отказать в удовлетворении иска ЖСК "Медик" к Колючему А.С. об обязании передать печать, ключи и документы ЖСК "Медик" вновь избранному председателю правления ЖСК "Медик" Фомушкину В.В.;
- удовлетворить встречные исковые требования Колючего А.С., признать недействительным следующие решения общего собрания членов ЖСК "Медик", принятые по результатам внеочередного общего собрания, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 18 декабря 2015 г. по 28 декабря 2015 г.: об освобождении от полномочий ранее избранных членов правления ЖСК "Медик" П.В.И., Д.С.С., Т.В.Г., М.О.Н., и Колючего А.С., об освобождении от полномочий председателя правления ЖСК "Медик" Колючего А.С., об избрании правления ЖСК "Медик" в составе П.Л.В., Фомушкина В.В., М.В.В., Р.М.А., Р.О.А., Г.М.А., К.В.А., председателя правления Фомушкина В.В., членов ревизионной комиссии С.Т.В., Б.Н.Н, Н.О.П.
В апелляционной жалобе ЖСК "Медик" выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос о его отмене как незаконного и необоснованного, а также об удовлетворении заявленных им исковых требований и отказе в иске Колючему А.С. Полагает, что суд, неправильно определилобстоятельства имеющие значение для рассмотрения дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что решение общего собрания от 05 декабря 2015 г. никем не могло быть оспорено, поскольку протокол собрания был изготовлен Колючим А.С. и предоставлен в суд только в мае 2016 г., поэтому ни один член ЖСК не знал о его существовании. В связи с чем суд первой инстанции при проверке кворума необоснованно исключил из голосования лиц, указанных в решении собрания от 05 декабря 2015 г.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ниже приведенного материального законодательства, а также исходил из требований ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в силу чего каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 5 ст. 112 ЖК РФ членами жилищного кооператива с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица становятся лица, проголосовавшие за организацию жилищного кооператива.
В силу ст. 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны
содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения,
предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке
выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере
вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и
паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению
паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и
органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в
том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или
квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие настоящему Кодексу, другим федеральным законам положения.
Органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива (ст. 115 ЖК РФ).
Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом (ст.116 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 117 ЖК РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.
Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью.Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом.
Согласно ст. 118 ЖК РФ правление жилищного кооператива избирается из числа членов жилищного кооператива общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива.
В силу ст. 119 ЖК РФ председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива.
На основании ч. 2 ст. 119 ЖК РФ только председатель правления жилищного кооператива наделен определенным перечнем полномочий, не отнесенных к компетенции общего собрания членов кооператива или правления кооператива, в том числе полномочиями по обеспечению выполнения решений правления кооператива и др.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ЖСК "Медик" является действующим юридическим лицом.
В соответствии с п. 5.1. устава ЖСК "Медик" членство в ЖСК возникает у нового собственника, приобретшего помещение в многоквартирном доме, управляемом кооперативом, после возникновения у него права собственности, и только на основании заявления о вступлении в члены ЖСК. Только член кооператива имеет право голосовать по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания членов ЖСК.
В соответствии с п. 9.2. устава к компетенции общего собрания членов ЖСК собственников жилья относится избрание Правления, ревизионной комиссии (ревизора) и председателя правления.
В силу вышеприведенных норм ст. ст. 118, 119 ЖК РФ, членом правления жилищного кооператива и председателем правления жилищного кооператива может быть только член жилищного кооператива.
Согласно протоколу общего собрания членов ЖСК "Медик" от 26 апреля 2015 г., избран следующий состав правления ЖСК: М.О.Н., Д.С.С., Т.В.Г., П.В.И., Г.М.А., председатель правления Колючий А.С. Указанный протокол общего собрания членов ЖСК "Медик" членами ЖСК не оспаривался.
Основанием обращения в суд с иском об обязании передать печать, ключи и документы ЖСК "Медик" предшествовало проведение общего собрания членов ЖСК в очно-заочной форме в период с 18 декабря 2015 г. по 28 декабря 2015 г. и оформленного протоколом от 03 января 2016 г.
На основании показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей, представленных бланков голосования членов ЖСК "Медик", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что собрание в очно-заочной форме в период с 18 декабря 2015 г. по 28 декабря 2015 г. было проведено.
Из указанного протокола собрания следует, что на дату проведения собрания определено общее количество членов ЖСК "Медик" - 89, роздано бланков голосования - 76, на дату окончания голосования поступило заполненных бланков голосования - 58, что составляет 65,1% от всех членов ЖСК "Медик".
Решением собрания от 18-28 декабря 2015 г. освобождены от полномочий ранее избранные члены правления М.О.Н., Д.С.С., Т.В.Г., П.В.И., Г.М.А., председатель правления Колючий А.С. и избраны новые члены правления - П.Л.В., М.В.В., Р.М.А., Р.О.А., Г.М.А., К.В.А., председатель правления Фомушкин В.В.
Из объяснений Фомушкина В.В. следует, что на дату проведения собрания с 18 декабря 2015 г. у него и иных лиц, избранных в состав правления, отсутствовал реестр членов ЖСК "Медик". Количество членов ЖСК они указали по памяти, считали, что все проживающие в доме являются членами ЖСК.
Отсутствие реестра членов ЖСК на период проведения собрания с 18 декабря по 28 декабря 2015 г. подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели П.Л.В. и К.Л.А.
Как правильно указал в постановленном решении суд первой инстанции количество членов ЖСК, исходя из требований закона и устава ЖСК "Медик", должно быть определено на основании заявлений лиц, пожелавших вступить в ЖСК и решений, принятых по этим заявлениям в течение 10 дней со дня их поступления. Отсутствие таких документов на дату проведения собрания исключает правильный подсчет голосов и определение наличия либо отсутствия кворума.
Согласно реестру членов ЖСК "Медик", утвержденному протоколом правления от 02 мая 2015 г., членов ЖСК указано - 55.
Протоколом общего собрания членов ЖСК "Медик", в котором указано на присутствие на собрании 32 членов ЖСК, от 05 декабря 2015 г. утвержден реестр членов ЖСК "Медик" в количестве 46 человек, этим же протоколом из членов ЖСК "Медик" исключены М.В.В., М.О.А., П.Л.В., Р.М.А., Г.М.А., Б.Н.Н, Р.О.А, К.Л.А., всего 8 человек.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы Фомушкина В.В. о том, что в настоящее время в производстве Балаковского районного суда Саратовской области находится гражданское дело по иску К.Л.А. и других к ЖСК "Медик" об оспаривании решения общего собрания от 05 декабря 2015 г. в связи с чем производство по рассматриваемому в суде апелляционной инстанции делу должно быть приостановлено, поскольку судебная коллегия проверяет законность и обоснованность принятого судом решения на дату его принятия. Однако при рассмотрении дела в суде первой инстанции и принятии решения 08 июня 2016 г. решение общего собрания ЖСК "Медик" от 05 декабря 2015 г. оспорено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований утверждать стороне истца по основному иску о том, что данный протокол общего собрания от 05 декабря 2015 г. ничтожен, не имеется, поскольку решение собрания не оспорено на дату принятия судом обжалуемого решения.
В связи с чем при проверке кворума общего собрания, проводимого 18-28 декабря 2015 г. суд первой инстанции правомерно исключил из подсчета голосов лиц, исключенных из членов кооператива решением общего собрания от 05 декабря 2015 г.
Вывод районного суда в постановленном решении об отсутствии кворума при проведении собрания с 18 декабря по 28 декабря 2015 г., так как из лиц, указанных в утвержденном реестре, согласно бланкам голосования, проголосовали только 17 человек, что менее 50% от общего количества членов ЖСК является обоснованным. Данный вывод сделан судом в результате анализа содержания бланков голосования и сопоставления их с реестром, утвержденным протоколом общего собрания от 05 декабря 2015 г.
Таким образом, решение собрания, оформленного протоколом от 03 января 2016 г., принято при отсутствии необходимого кворума. С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он сделан на основании представленных доказательств и с учетом выше приведенных требований закона.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что Фомушкин В.В., избранный председателем правления, не является собственником жилого помещения или доли в жилом помещении многоквартирного "адрес" в г. Балаково Саратовской области, поскольку из материалов дела следует, что собственником "адрес" в г. Балаково является его супруга.
Следовательно, как правильно указано в решении суда, Фомушкин В.В., в силу пунктов 6.2, 11.1 устава ЖСК "Медик" не может быть членом ЖСК и, соответственно, членом правления и председателем правления.
Доводы Фомушкина В.В. и третьего лица - Ф.Л.А о том, что квартира является их совместной собственностью, не могут быть основанием вывода о его законном членстве в ЖСК, так как заявление Фомушкина В.В. о принятии его в члены ЖСК и протокол правления, принятый в соответствии с уставом до проведения оспариваемого собрания, отсутствует.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в силу положений Устава ЖСК "Медик" и ст. 181.5 ГК РФ решения общего собрания членов ЖСК "Медик", проводимого 18-28 декабря 2015 г. и оформленные протоколом от 03 января 2016 г., являются недействительными и в этой связи они не порождают никаких правовых последствий.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о признании решения общего собрания от 18-28 декабря 2015 г. недействительными, следовательно, правомерно отказал ЖСК "Медик" в удовлетворении встречных исковых требований.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст. 67 ГПК РФ все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для отмены или изменения решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Медик" ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.