Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Корепановой С.В., Панас Л.Ю.,
при секретаре Бугаевой Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 09 марта 2016 г., которым постановлено:
"заявление Илатовской О.А. к администрации муниципального образования "город Архангельск" о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности выдать на состав семьи три человека, включая Илатовского Я.Ю., ФИО свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования "город Архангельск" - удовлетворить.
Признать незаконным решение мэрии города Архангельска об отказе в выдаче Илатовской О.А. свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2012-2015 годы)", выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ N.
Обязать администрацию муниципального образования "город Архангельск" выдать Илатовской О.А. на состав семьи 3 человека, включая Илатовского Я.Ю., ФИО свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования "город Архангельск".
Взыскать с администрации муниципального образования "город Архангельск" в пользу Илатовской О.А. *** руб. судебных расходов."
Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия
установила:
Илатовская О.А. обратилась в суд с иском к администрации МО "Город Архангельск" (с учетом уточнения требований) о признании незаконным решения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в выдаче Илатовской О.А. свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2012-2015 годы)", обязании администрации МО "Город Архангельск" выдать на состав семьи 3 человека, включая Илатовского Я.Ю., ФИО свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования "Город Архангельск".
В обоснование требований указала, что решение мэрии г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ N является незаконным, поскольку она с семьей проживают в однокомнатной квартире "адрес", собственником которой является ФИО1. Прав на данное жилое помещение или иное жилое помещение не имеют. Ее супруг Илатовский Я.Ю. действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий, не совершал, снялся с регистрационного учета по квартире "адрес" в 2012 г. вынужденно, в связи с её продажей собственниками. Она также не совершала действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий, была зарегистрирована в квартире "адрес", но в данное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя не вселялась, прав пользования данным помещением не имеет.
Истец, третье лицо Илатовский Я.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика - администрации МО "Город Архангельск" Кузнецова Г.А. в суде с иском не согласилась.
Представитель третьего лица - администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Асоян Н.Р. просила оставить иск без удовлетворения.
Представитель третьего лица - агентства по спорту Архангельской области в суд не явился.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО "Город Архангельск" в лице представителя Лебединского К.В., просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в иске.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что при подаче Илатовским Я.Ю. в октябре 2012 г. заявления о включении в состав участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2012-2015 годы)" его жена Илатовская О.А. не имела регистрации по месту жительства или пребывания в г. Архангельске, была зарегистрирована в г.Онега в жилом помещении общей площадью 62,4 кв.м., которое предоставлялось ее матери ФИО2 на состав семьи два человека, включая Илатовскую О.А. При расчете обеспеченности жилой площадью семьи Илатовских на момент подачи заявления должна была учитываться и площадь квартиры в г. Онега (31,2 кв.м на одного члена семьи), поэтому в 2012 г. не имелось достаточных оснований для признания молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для предоставления социальных выплат и включения ее в число участников программы. В результате проведенной в октябре 2015 г. проверки также установлено, что Илатовским Я.Ю. совершены действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, поскольку в октябре 2012 г. он снялся с регистрационного учета из квартиры по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске, общей площадью 67,7 кв.м., в которой были зарегистрированы два человека, и зарегистрировался в однокомнатной квартире, общей площадью 32,1 кв.м. Указывает, что ранее провести проверку не представлялось возможным в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, согласно которым проверка осуществляется: при подаче заявления; при признании семьи участником программы; при выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу Илатовская О.А. просит оставить ее без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Андреечев И.С. поддержал доводы, изложенные в ней.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, изучив материалы дела, заслушав возражения на жалобу Илатовской О.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, Илатовская О.А. и Илатовский Я.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке, от которого имеют сына ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ Илатовский Я.Ю., с ДД.ММ.ГГГГ Илатовская О.А. и с ДД.ММ.ГГГГ Илатовский В.Я. зарегистрированы в квартире "адрес", общей площадью 32,1 кв.м., собственником которой является ФИО1, также зарегистрированная в данном жилом помещении (с ДД.ММ.ГГГГ) совместно со своим сыном ФИО3 (с ДД.ММ.ГГГГ).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно уведомления Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах ФИО1, Илатовского Я.Ю., Илатовской О.А., ФИО на объекты недвижимого имущества отсутствует.
По информации Архангельского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" сведения о зарегистрированных правах на жилые помещения в г. Архангельске за Илатовским Я.Ю., Илатовской О.А. в реестровых книгах учреждения не значатся.
ДД.ММ.ГГГГ Илатовский Я.Ю. обратился в мэрию г.Архангельска с заявлением о включении его в состав участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых смей города Архангельска (2012-2015 годы) с членом семьи Илатовской О.А.
Распоряжением и. о. мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ N Илатовская О.А., Илатовский Я.Ю., ФИО включены в список молодых семей - участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2012-2015 годы)", изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию "Город Архангельск", утвержденный распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N (с изменениями).
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением N Илатовский Я.Ю. и Илатовская О.А. уведомлены о включении их семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году по муниципальному образованию "Город Архангельск", утвержденный министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ. Предложено в течение одного месяца после получения уведомления представить в Департамент городского хозяйства мэрии г.Архангельска заявление о выдаче свидетельства произвольной формы с приложением документов по приведенному перечню.
ДД.ММ.ГГГГ Илатовская О.А. обратилась в мэрию г.Архангельска с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи 3 человека, приложив необходимый пакет документов.
Письмом Департамента городского хозяйства мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ N Илатовской О.А. сообщено о неправомерности включения ее семьи в число участников программы по мотиву отсутствия их нуждаемости в жилом помещении.
Отказ в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска" мотивирован намеренным ухудшением жилищных условий Илатовским Я.Ю. ДД.ММ.ГГГГ.
Директором Департамента городского хозяйства мэрии г.Архангельска утверждены изменения списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 г., согласно которым семья Илатовских исключена из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N данные изменения направлены на согласование в министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о праве Илатовской О.А. с членами своей семьи быть участниками программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска", поскольку они отвечают соответствующим требованиям, намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий не предпринимали, в связи с чем отказ мэрии г.Архангельска в выдаче им свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках названной программы является незаконным.
Судебная коллегия вывод суда находит правильным, отвечающим требованиям закона, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (в редакции Постановления Правительства РФ от 25 августа 2015 г. N 889) утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Муниципальная программа "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2012 - 2015 годы)" утверждена постановлением мэрии г.Архангельска от 17 октября 2011 г. N 473.
Приложением N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В развитие положений указанной федеральной целевой программы Постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2013г. N 475-пп утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Постановлением мэра г. Архангельска от 12 марта 2010 г. N 139 утверждены Правила предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, действовавшие на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, утратившие силу в связи с изданием Постановления мэра г. Архангельска от 23 января 2015 г. N 29.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 16 января 2015 г. N15, вступившим в законную силу 26 января 2015 г. утверждены Правила предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (в первоначальной редакции). Действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 г.
Согласно п. 1.6 Правил N 139 участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году не превышает 35 лет;
члены молодой семьи зарегистрированы по месту жительства на территории муниципального образования "Город Архангельск";
молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1.7 настоящих Правил;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Аналогичные требования, за исключением требования о регистрации членов молодой семьи по месту жительства на территории муниципального образования "Город Архангельск", установлены и п. 1.6 Правил N 15.
Применительно к Правилам N 139 под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1.7 Правил). Аналогичные требования установлены п.1.7 Правил N 15.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Также, в силу указания п. 1.7 Правил N 139 молодая семья, которая для приобретения права постановки на учет для получения социальной выплаты намеренно совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения социальной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, являются:
изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
раздел жилого помещения;
обмен жилого помещения на жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям, либо обмен, повлекший уменьшение площади занимаемого жилого помещения;
выдел доли собственниками жилых помещений;
отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения;
перевод пригодного для проживания жилого помещения или части жилого помещения в нежилое;
невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
расторжение по инициативе нанимателя жилого помещения договора социального найма, если расторжение договора социального найма не вызвано необходимостью переезда нанимателя жилого помещения в другую местность;
иные действия, признанные в судебном порядке повлекшими ухудшение жилищных условий.
Аналогичные требования установлены и п. 1.7 Правил N 15.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны таковыми, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 N 258-0-0 указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Исходя из системного анализа приведенных норм, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что супруги Илатовские не совершали намеренных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий.
Как видно из материалов дела, на момент подачи заявления в мэрию г.Архангельска ДД.ММ.ГГГГ Илатовская О.А. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 62,4 кв.м., предоставленном в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ ее отцу ФИО4 на основании Постановления Главы МО Онежское" от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ Илатовская О.А. снята с регистрационного учета по вышеназванному адресу, и в указанную дату зарегистрирована по адресу: "адрес", общей площадью 32,1 кв.м., собственником которой является ФИО1.
Учитывая, что с 2002 г. местом жительства Илатовской О.А. является г.Архангельск, где она обучалась, в 2007 г. вступила в брак с Илатовским Я.Ю., с которым проживают совместно в г. Архангельске, избранном ими в качестве постоянного места жительства, то вывод суда о том, что прекращение ею регистрации по месту жительства в г. Онега Архангельской области нельзя расценивать как намеренное (умышленное и недобросовестное) ухудшение жилищных условий, является правильным.
Право пользования жилым помещением в г. Онега, а ранее жилым помещением взамен которого было предоставлено жилое помещение по вышеуказанному адресу, Илатовской О.А. изначально прекращено по объективным причинам, не с целью создания нуждаемости в жилье, а в связи с переездом на новое место жительства в г. Архангельск.
С 2002 г. Илатовская О.А. не являлась членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного в г. Онега Архангельской области, равных прав пользования с ним не сохранила. После приватизации в декабре 2012 г. жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", ее матерью ФИО2, членом семьи собственника, с позиции ст. 31 Жилищного кодекса РФ, Илатовская О.А. также не является.
При такой ситуации, судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что жилая площадь в г. Онега, в которой Илатовская О.А. сохраняла лишь регистрацию, не должна учитываться при расчете обеспеченности молодой семьи Илатовских.
На момент рассмотрения вопроса о включении Илатовского Я.Ю. с членами его семьи в число участников программы факт регистрации Илатовской О.А. в г. Онега был известен мэрии г. Архангельска (п. 2.3 Правил N 139), однако не послужил основанием для отказа. Кроме того, на дату решения вопроса о включении Илатовских в список молодых семей - участников муниципальной программы, а также в список претендентов на получение социальных выплат в 2015 г. по муниципальному образованию "Город Архангельск", Илатовская О.А. зарегистрирована в г. Архангельске с октября 2012 г.
Как правильно указал суд первой инстанции, п. 1.6 Правил N 15, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 г., условие о регистрации членов молодой семьи по месту жительства на территории муниципального образования "Город Архангельск" не содержит.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда об отсутствии намеренных ухудшений жилищных условий со стороны Илатовского Я.Ю.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Илатовский Я.Ю. имел регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 67, 3 кв.м., собственником которого являлись его родители ФИО5 и ФИО3, право собственности которых с ДД.ММ.ГГГГ прекращено в связи с продажей данного жилого помещения.
С момента перехода права собственности к иному лицу, членом семьи нового собственника Илатовский Я.Ю. не стал, в данное жилое помещение не вселялся и в нем в качестве члена семьи собственника не проживал, в том числе с членами своей семьи (супругой и ребенком).
Отчуждение родителями Илатовского Я.Ю. жилого помещения и последующее его снятие с регистрационного учета в нем, не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий со стороны последнего.
Единственным местом жительства семьи Илатовских является жилое помещение - квартира "адрес", общей площадью 32,1 кв.м., в котором они проживают с октября 2012 г. по настоящее время, в связи с чем, вывод суда о том, что они являются нуждающимся в жилом помещении и отвечают требованиям, предъявляемым к молодым семьям (Правила N 139 и Правила N 15), правомерен.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации МО "Город Архангельск" и отмены постановленного судом решения.
Суд дал подробный анализ норм права, применительно к ним оценил фактические обстоятельства дела и в достаточной степени аргументировал свои доводы. С выводами суда первой инстанция судебная коллегия согласна, оснований для их переоценки не усматривает.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 09 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.