Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.
судей Гаркавенко И.В., Маслова Д.А.
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 сентября 2016 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Первушиной Виолетты Юрьевны, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске, на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 мая 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований А. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о назначении пенсии в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 07 августа 2015 года отказано.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кожемякиной М.В., судебная коллегия
установила:
А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее - ГУ УПФ РФ в городе Архангельске) о назначении страховой пенсии досрочно.
В обоснование заявленных требований указала, что 07 августа 2015 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, в чем ей было отказано ввиду недостаточности необходимого для назначения пенсии стажа работы в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Из стажа работы с особыми условиями труда необоснованно исключен ряд периодов работы истца в войсковой части 90384 поваром на морских судах. Частично периоды работы в войсковой части включены в специальный стаж работы в плавсоставе морских судов. Однако пенсионным органом исключены периоды длительных стоянок у причальной стенки: с 26 января 2005 года по 25 июня 2006 года, с 28 июля 2006 года по 07 августа 2006 года, с 13 ноября 2006 года по 31 мая 2007 года, с 14 июля 2007 года по 21 сентября 2007 года, с 01 января 2008 года по 30 марта 2008 года, с 01 января 2009 года по 30 марта 2009 года, с 29 июля 2009 года по 13 сентября 2009 года, с 01 января 2010 года по 30 марта 2010 года, с 01 января 2011 года по 30 марта 2011 года, с 01 января 2012 года по 13 мая 2012 года, с 01 января 2013 года по 07 мая 2013 года, с 01 января 2014 года по 06 апреля 2014 года, с 01 января 2015 года по 31 марта 2015 года. Поскольку данные периоды непосредственно предшествовали или следовали работе в плавсоставе судов, считает, что они необоснованно исключены из специального стажа. Просила обязать ответчика назначить ей страховую пенсию в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 07 августа 2015 года.
В судебное заседание истец А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Савельева В.П., представитель истца, в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Первушина В.Ю., представитель ответчика, с иском не согласилась, указав, что периоды работы истца в войсковой части включены в специальный стаж в соответствии со сведениями, переданными работодателем в систему государственного пенсионного страхования. За спорные периоды работодатель не передал сведений о льготном характере работы истца. Согласно справке работодателя, уточняющей особый характер работы, истец в спорные периоды не находилась в рейсе в составе экипажа судна. Кроме того, данные периоды не указаны работодателем как периоды включения судна в кампанию, то есть работодатель подтверждает, что в спорные периоды суда не работали в море. Кроме того, часть периодов стоянки у причальной стенки на судах не следовал за работой истца на данном судне в море. Истец переводилась на эти суда после работы на другом судне, то есть на данных судах она не выходила в рейс в море.
Платов В.Г., представитель третьего лица - войсковой части 90384, исковые требования поддержал, указав, что в спорные периоды истец работал на гидрографических судах войсковой части, все суда морские, работа в составе экипажа которых дает право на досрочное назначение пенсии как за работу в плавсоставе морских судов. В период стоянки у причальной стенки суда находились в постоянной готовности к выходу в море, на борту судна работал экипаж судна, осуществляющий борьбу за живучесть судна. На данные периоды не требовался перевод на иные работы, все члены экипажа судна работали по своему штатному расписанию. Как периоды, когда не требуется перевода работника на иную работу, данные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласилась Первушина В.Ю., представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске
В поданной апелляционной жалобе просит решение суда изменить, исключив из его мотивировочной части выводы о включении в специальный стаж в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" следующих периодов работы А.: с 28 июля 2006 года по 07 августа 2006 года, с 13 ноября 2006 года по 31 мая 2007 года, с 14 июля 2007 года по 21 сентября 2007 года, с 01 января 2008 года по 30 марта 2008 года, с 01 января 2009 года по 30 марта 2009 года, с 29 июля 2009 года по 13 сентября 2009 года, с 01 января 2010 года по 30 марта 2010 года, с 01 января 2011 года по 30 марта 2011 года, с 01 января 2012 года по 13 мая 2012 года, с 01 января 2013 года по 07 мая 2013 года, с 01 января 2014 года по 06 апреля 2014 года, с 01 января 2015 года по 31 марта 2015 года.
Полагает, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права. Поскольку истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 12 августа 1998 года, с указанной даты в согласно статье 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы истца подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а до даты регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке. Полагает, что для подтверждения права на назначение пенсии истцу как работнику плавсостава необходимо, чтобы работник был зачислен в плавающий состав, а судно, на котором он работал, не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Плавсостав определяется на каждый тип судна судовладельцем. Не согласна с данной судом оценкой имеющихся в деле доказательств, полагая, что работа истца на судне ГС -392 с 28 июля 2006 года по 07 августа 2006 года, с 13 ноября 2006 года по 31 мая 2007 года, с 29 июля 2009 года по 13 сентября 2009 года не предшествовала и не следовала за работой истца в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, так как на данном судне истец в рейс не отправлялся, переводился на указанное судно согласно приказам, судно в указанные периоды находилось у причальной стенки. Кроме того, приказом от 18 января 2002 года N 024 судно ГС-392 выведено из морской кампании, далее в кампанию не включалось и в рейс в море не выходило. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которой указанные периоды сданы без "кода льготной работы". В период с 14 июля 2007 года по 21 сентября 2007 года истец переведен на судно ГС "Лаг", которое находилось у причальной стенки, в рейс на данном судне истец не выходил, соответственно, период работы на данном судне не предшествовал и не следовал за периодом работы в плавсоставе. Выписка индивидуального лицевого счета также не содержит сведений о выполнении истцом льготной работы в данный период. Периоды работы с 01 января 2008 года по 30 марта 2008 года, с 01 января 2009 года по 30 марта 2009 года, с 01 января 2010 года по 30 марта 2010 года, с 01 января 2011 года по 30 марта 2011 года, с 01 января 2012 года по 13 мая 2012 года, с 01 января 2013 года по 07 мая 2013 года, с 01 января 2014 года по 06 апреля 2014 года, с 01 января 2015 года по 31 марта 2015 года также не могут быть включены в льготный стаж ввиду того, что работодатель не подтвердил данные периоды как льготные, в выписках индивидуального лицевого счета такие данные отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу Савельева В.П., представитель истца, выразила несогласие с доводами ответчика, указав, что постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным. Истец работал на судах морского типа, не относящихся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного или внутригородского сообщения, что подтверждается свидетельствами на судна.
Истец А. в суде апелляционной инстанции с апелляционной жалобой не согласилась, просила в ее удовлетворении отказать.
Представитель ответчика Первушина В.Ю. в суде апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 8 ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Нормами части 3 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу положений части 2 статьи 33 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Суд первой инстанции, исходя из положений пункта 9 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу, что плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
Согласно пункту 6.3 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года N1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что А. 26 января 2005 года принята в войсковую часть 90384 буфетчицей на судно ГС-392. 26 июня 2006 года переведена буфетчицей на судно ГС-405, 28 июля 2006 года переведена буфетчицей на судно ГС-392, 08 августа 2006 года переведена буфетчицей на судно ГС-297, 13 ноября 2006 года переведена буфетчицей на судно ГС-392, 01 июня 2007 года переведена поваром на ГС-297, 14 июля 2007 года переведена поваром на ГС-Лаг, 22 сентября 2007 года переведена поваром на ГС-297, 14 декабря 2007 года переведена буфетчицей на ГС-405, 22 января 2008 года переведена поваром на ГС-297, 29 июля 2009 года переведена буфетчицей на ГС-392, 14 сентября 2009 года переведена поваром на ГС-297, 01 августа 2010 года переведена поваром на БГК-1373, 06 сентября 2010 года переведена поваром на ГС-297, 30июля 2011 года переведена поваром на БГК-1373, 01 сентября 2011 года переведена поваром на ГС-297, 18 октября 2011 года переведена буфетчицей на ГС-297, 01 декабря 2011 года переведена поваром на ГС-297, 01 августа 2012 года переведена поваром на БГК-310, 10 октября 2012 года переведена поваром на ГС-297, 16 ноября 2012 года переведена поваром на БГК-310, 01 декабря 2012 года переведена поваром на ГС-297, 20 июля 2013 года переведена поваром на БГК-310, 04 сентября 2013 года переведена поваром на ГС-297, 02 августа 2014 года переведена поваром на ГС-297, 08 августа 2014 переведена поваром на ГС-260, 25 сентября 2014 года переведена поваром на ГС-297.
Суда ГС-392, ГС-297, ГС-405, ГС-Лаг являлись морскими судами.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что периоды стоянок у причальной стенки подлежат включению в специальный стаж при условии, что они следовали за работой истца непосредственно в рейсе в море в составе члена экипажа морского судна либо предшествовали такой работе.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что к периодам, последовавшим за периодами работы истца в море, могут быть отнесены периоды: с 28 июля 2006 года по 07 августа 2006 года (стоянка у причальной стенки на судне ГС-392 после периода работы на судне ГС-405, включенного в специальный стаж); с 13 ноября 2006 года по 31 мая 2007 года (стоянка у причальной стенки на судне ГС-392 после периода работы на судне ГС-297, включенного в специальный стаж); с 14 июля 2007 года по 21 сентября 2007 года (период работы на судне ГС-Лаг после периода работы на судне ГС-297, включенного по 13 июля 2007 года в специальный стаж); с 01 января 2008 года по 30 марта 2008 года (стоянка у причальной стенки на судах ГС-405 и ГС-297, после периода работы на судне ГС-297, включенного в стаж); с 01 января 2009 года по 30 марта 2009 года (стоянка на судне ГС-297, после включенного в стаж периода работы на данном судне); с 29 июля 2009 года по 13 сентября 2009 года (стоянка у причальной стенки на судне ГС-392, отпуск с 30 июля 2009 года по 12 сентября 2009 года, после периода работы на судне ГС-297, включенном в специальный стаж); с 01 января 2010 года по 30 марта 2010 года (стоянка у причальной стенки на ГС-297, а также отпуск после периода работы истца на ГС-297, включенного в специальный стаж); с 01 января 2011 года по 30 марта 2011 года (стоянка у причала на ГС-297, после периода работы на данном судне, включенного в специальный стаж), с 01 января 2012 года по 13 мая 2012 года (стоянка у причала на ГС-297 после периода работы на данном судне, включенного в специальный стаж), с 01 января 2013 года по 07 мая 2013 года (стоянка у причала на судне ГС-297 после периода работы на данном судне, включенного в специальный стаж); с 01 января 2014 года по 06 апреля 2014 года (стоянка у причальной стенки на судне ГС-297, после включенного в специальный стаж периода работы на данном судне), с 01 января 2015 года по 31 марта 2015 года (стоянка у причальной стенки на судне ГС-297 после периода работы на данном судне, включенного в специальный стаж).
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов работы истца с 28 июля 2006 года по 07 августа 2006 года, с 13 ноября 2006 года по 31 мая 2007 года, с 14 июля 2007 года по 21 сентября 2007 года, с 01 января 2008 года по 21 января 2008 года, с 29 июля 2009 года по 13 сентября 2009 года в качестве периодов, последовавших за работой истца в рейсе на других судах.
В соответствии с пунктами 5, 6 главы 1 Устава службы на судах Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2010 года N 999, в целях обеспечения использования судна по назначению на нем комплектуется экипаж, члены которого обладают необходимой квалификацией, а численность обеспечивает выполнение свойственных задач в полном объеме. Численность экипажа судна с перечнем должностей по каждой специальности устанавливается штатом (штатным перечнем) для каждого проекта судна в зависимости от его предназначения (специализации).Экипаж судна возглавляется капитаном и состоит из командного и рядового состава. К командному составу судна относятся: капитан, помощники капитана, начальники служб, начальник радиостанции, механики, электромеханики, инженеры различных специальностей (в соответствии со штатом (штатным перечнем) судна) и врачи. К рядовому составу относятся остальные члены экипажа.
Таким образом, на каждом судне формируется экипаж, состоящий из командного и рядового состава, с определенной численностью и составом в зависимости от предназначения судна.
Следовательно, с учетом разъяснений, данных в пункте 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года N 1-28-У, в стаж, дающий право на пенсию в связи с работой в плавсоставе на судах морского и речного флота, должны засчитываться периоды нахождения истца в рейсе в составе экипажа конкретного судна, а также периоды работы на данном судне, предшествовавшие его отправке в рейс либо последовавшие за окончанием рейса.
Выводы суда о том, что в стаж, дающий право на пенсию в связи с работой в плавсоставе на судах морского и речного флота, подлежат зачету периоды работы истца на судне, в котором в последующем истец не выходил в рейс, основаны на неверном толковании правовых норм, поскольку право на получение льготы при исчислении страхового стажа для назначения пенсии в первую очередь связано с выполнением работ в составе плавсостава конкретного судна, выходящего в рейс.
Из материалов дела следует, что с 28 июля 2006 года по 07 августа 2006 года истец работал на судне ГС-392 в период его стоянки у причальной стенки, в рейс на данном судне не выходил, указанному периоду работы предшествовал период работы в составе экипажа другого судна - ГС-405.
В период с 13 ноября 2006 года по 31 мая 2007 года истец работал на судне ГС-392 в период его стоянки у причальной стенки, в рейс на данном судне не выходил, указанному периоду предшествовал период работы в составе экипажа другого судна - ГС-297.
С 14 июля 2007 года по 21 сентября 2007 года истец работал на судне ГС-Лаг, в рейс на данном судне не выходил, данному периоду предшествовал период работы истца в составе экипажа другого судна - ГС-297.
В период с 01 января 2008 года по 30 марта 2008 года истец работал на судах ГС-405 (с 01 января 2008 года по 21 января 2008 года) и ГС-297 (с 22 января 2008 года по 18 марта 2008 года), стоящих у причальной стенки. Данные периоды последовали за включенным в специальный стаж периодом работы на судне ГС-297.
С 19 марта 2008 года по 30 марта 2008 года осуществлялась подготовка судна ГС-297 к выводу в рейс. Период с 31 марта 2008 включен в стаж истца как период работы на судне ГС-297 в море.
Между тем периоду работы истца на судне ГС -405 с 01 января 2008 года по 21 января 2008 года не предшествовал период выхода в рейс на указанном судне, и за этим периодом в рейс в составе экипажа данного судна истец также не выходил.
В период с 29 июля 2009 года по 13 сентября 2009 года истец работал на судне ГС-392 в период его стоянки у причальной стенки на судне, с 30 июля 2009 года по 12 сентября 2009 года находился в отпуске, в рейс на данном судне не выходил, указанному периоду работы истца предшествовал период работы истца в составе экипажа другого судна - ГС-297.
Все иные периоды включены в специальный стаж правильно, и доводы подателя апелляционной жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание, так как имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что периоды работы истца в составе экипажа на судах, стоящих у причальной стенки, следовали за периодами работы истца в плавсоставе этих судов в период их нахождения в рейсе.
То обстоятельство, что работодателем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не указан код особых условий труда, на правильность выводов суда не влияет, поскольку права истца не должны ущемляться или ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем обязанности по предоставлению сведений о периодах работы, связанных с особыми условиями труда.
При установленных обстоятельствах, учитывая допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, судебная коллегия усматривает основания для внесения изменений в мотивировочную часть решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 мая 2016 года изменить.
Исключить из мотивировочной части решения выводы суда о включении в стаж работы истца, дающий право на назначение страховой пенсии на основании п. 9 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы истца с 28 июля 2006 года по 07 августа 2006 года, с 13 ноября 2006 года по 31 мая 2007 года, с 14 июля 2007 года по 21 сентября 2007 года, с 01 января 2008 года по 21 января 2008 года, с 29 июля 2009 года по 13 сентября 2009 года, как не относящиеся к периодам работы плавсоставе на судах морского флота, дающих право для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В остальной части решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Первушиной Виолетты Юрьевны, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске - без удовлетворения.
Председательствующий М. В. Кожемякина
Судьи И.В. Гаркавенко
Д.А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.