Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кузьминой О.Г., действующей на основании доверенности, на постановление судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 09 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Оренбургнефть",
установил:
публичное акционерное общество "Оренбургнефть" (далее по тексту - ПАО "Оренбургнефть", общество) при эксплуатации опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), имеющего peгистрационный номер N N, расположенного по адресу: (адрес) допустило нарушение п.п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", выразившееся в непереоформлении лицензии в связи с отсутствием в имеющейся у ПАО "Оренбургнефть" лицензии от 22 мая 2009 года N N сведений об адресе осуществления лицензируемого вида деятельности по месту нахождения опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), peгистрационный N N (адрес).
Постановлением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 09 июня 2016 года ПАО "Оренбургнефть" признано виновным в том, что 25 марта 2016 года в 16 часов 00 минут при эксплуатации опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), имеющего peгистрационный номер N N, расположенного по адресу: (адрес), допустило нарушение обязательных норм и правил при эксплуатации опасного производственного объекта, выразившееся в непереоформлении лицензии в связи с отсутствием в имеющейся у ПАО "Оренбургнефть" лицензии от 22 мая 2009 года N N сведений об адресе осуществления лицензируемого вида деятельности по месту нахождения опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), peгистрационный N N: (адрес), и в связи с изменением наименования вида деятельности - эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов 1,2,3 класса опасности, чем нарушены п.п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Действия ПАО "Оренбургнефть" квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Кузьмина О.Г. просит об изменении постановления судьи районного суда путем исключения из него указание на необходимость переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности, а также уменьшения размера штрафа до 100 000 рублей.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и отзыв на неё, выслушав защитника Панину М.П., поддержавшую доводы жалобы, главного специалиста - эксперта кадрового отдела Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Оренбургской области, Мазурину А.А., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Дивиденкова С.В., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Нарушение ПАО "Оренбургнефть" при вышеуказанных обстоятельствах п.п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", выявлено в ходе проверки, проведенной должностным лицом Средне - Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в период с 21 марта 2016 года по 25 марта 2016 года в режиме постоянного государственного надзора в отношении опасного производственного объекта 1 класса опасности, а именно Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск) ПАО "Оренбургнефть", имеющего регистрационный N N, расположенного по адресу: (адрес).
Как следует из акта проверки N N от 25 марта 2016 года выявлены нарушения обязательных требований, а именно: не переоформлена в установленном законодательством порядке лицензия от 22 мая 2009 года N N на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности. В выданной ОАО "Оренбургнефть" лицензии от 22 мая 2009 года N N отсутствуют сведения об адресе осуществления лицензируемого вида деятельности по месту нахождения опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), peгистрационный N N, (адрес), а также в связи с изменением наименования вида деятельности (эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности), чем нарушены п.п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
ПАО "Оренбургнефть" выдано предписание за N N об устранении указанных нарушений в срок до 25 июня 2016 года.
29 марта 2016 года в отношении ПАО "Оренбургнефть" составлен протокол по факту допущенных нарушений, действия ПАО "Оренбургнефть" при составлении протокола квалифицированы по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ( далее по тексту - Закон N 116-ФЗ).
Согласно его статье 2 и приложению 1 к категории опасных производственных объектов относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ( далее по тексту - Закон N 99-ФЗ), вступившим в силу 03 ноября 2011 года.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Из п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ следует, что обязательному лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются, в том числе полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица.
Пунктом 2 ч.1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ установлено, что в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения, в том числе об адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Лицензия подлежит переоформлению в случаях, установленных в ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, в том числе в случае изменения наименования, адреса места нахождения юридического лица, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (ч. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).
Материалами дела подтверждено и ПАО "Оренбургнефть" не оспаривается наличие у него в эксплуатации опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), peгитрационный N N, (адрес).
На момент проведения проверки у ПАО "Оренбургнефть" имелась лицензия от 22 мая 2009 года N N на осуществление деятельности - эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, со сроком действия до 22 мая 2014 года, однако адрес осуществления лицензируемого вида деятельности по месту нахождения опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), peгистрационный N N: (адрес) в лицензии не указан.
Отсутствие в лицензии адреса осуществления лицензируемого вида деятельности по месту нахождения опасного производственного объекта являлось основанием для её переоформления, а потому вывод судьи районного суда о нарушении требований ч.ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ следует признать обоснованным.
Частью 3 ст. 22 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензии на указанные в части 1 статьи 12 названного Закона виды деятельности, которые представлены и срок действия которых не истек до вступления в силу настоящего Закона, действуют бессрочно.
Частью 4 статьи 9 Закона N 99-ФЗ также предусмотрено, что лицензия действует бессрочно.
На момент получения ПАО "Оренбургнефть" лицензии от 22 мая 2009 года N N на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов норма ст. 12 Закона N 99-ФЗ была изложена в иной редакции, и в соответствии с указанной нормой лицензированию подлежала деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (пункт 12) и деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов (пункт 13).
Указанные виды деятельности являлись самостоятельными лицензируемыми видами деятельности.
Федеральным законом от 04 марта 2013 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" п. 12 ч. 1 ст.12 Закона N 99-ФЗ изложен в новой редакции, наименование вида деятельности изменено с "эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" на "эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", пункт 13 признан утратившим силу. Указанная норма вступила в силу с 01 июля 2013 года.
Таким образом, с 01 июля 2013 года отменено раздельное лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492 утверждено новое Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно ст. 1 настоящее Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - лицензируемый вид деятельности).
Анализ норм Федерального закона 04 марта 2013 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" приводит к выводу о том, что изменились наименование вида деятельности, а именно два самостоятельных лицензионного вида деятельности - эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов изменены и теперь эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности является лицензируемым видом деятельности.
Между тем, частью 5 ст. 10 Федерального закона от 04 марта 2013 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" закреплено, что предоставленные до 01 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу данного закона. Ранее выданные лицензии предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
ПАО "Оренбургнефть" имело лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов от 22 мая 2009 года N N, а следовательно необходимости в переоформлении лицензии в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности не имелось.
Доказательств, свидетельствующих о том, что перечни работ, которые выполнятся ПАО "Оренбургнефть" в составе указанного лицензируемого вида деятельности изменены, в деле отсутствуют и такое нарушение обществу не вменялось.
При таких обстоятельствах вывод судьи первой инстанции о необходимости переоформления ПАО "Оренбургнефть" ранее выданной лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности нельзя признать правомерным. По указанным основаниям постановление подлежит изменению путем исключения указания на необходимость переоформления лицензии от 22 мая 2009 года N N в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности.
Факт совершения ПАО "Оренбургнефть" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, выразившегося в эксплуатации опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), имеющего peгистрационный номер N N, расположенного по адресу: (адрес) на основании лицензии от 22 мая 2009 года N N, при отсутствии в ней сведений об адресе осуществления лицензируемого вида деятельности по месту нахождения опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), peгистрационный N N: (адрес) подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что ПАО "Оренбургнефть" приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, выразившегося в непереоформлении лицензии от 22 мая 2009 года N N в связи с отсутствием в ней сведений об адресе осуществления лицензируемого вида деятельности по месту нахождения опасного производственного объекта - Система межпромысловых трубопроводов (Зайкино - Нефтегорск), в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного судья районного суда сделал правильный вывод о наличии в действиях ПАО "Оренбургнефть" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Рассматривая дело, судья районного суда, учитывая, что материалы дела не содержат доказательств непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения вреда окружающей среде, оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица не усмотрел, и принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, которым судья признал впервые совершение ПАО "Оренбургнефть" указанного административного правонарушения, принятия им мер к устранению допущенных нарушений, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, обоснованно пришел к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Размер назначенного административного штрафа соразмерен совершенному обществом правонарушению.
Представленные доказательства и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения свидетельствуют об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Указание в жалобе на то, что ПАО "Оренбургнефть" добровольно уведомило административный орган о месте нахождения ОПО, СМТ в установленном порядке зарегистрировано в реестре ОПО, заключен договор об обязательном страховании ОПО, наличие экспертизы промышленной безопасности СМТ, наличие заявления о переоформлении лицензии не является основанием для снижения наказания или признания данного административного правонарушения малозначительным, поскольку совершение указанных действий необходимо было обществу для переоформления лицензии, в связи с чем оснований для применения положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется. Кроме того необходимо отметить, что принятие ПАО "Оренбургнефть" мер к устранению допущенных нарушений учтено судьей при назначении наказания в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения также не дает оснований для применения настоящей нормы, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления неблагоприятных последствий.
Довод жалобы о том, что определение должностного лица о направлении дела на рассмотрение в Бузулукский районный суд Оренбургской области не соответствует требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, поскольку в нем не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не приведены мотивы в обоснование принятого решения о передаче, в силу которых должностное лицо считает необходимым применить наказание иного вида, нежели то, которое он вправе наложить самостоятельно, не может повлечь отмену постановления, поскольку в соответствии с подп. "в" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судья обязан принять дело к рассмотрению по существу, не входя в обсуждение вопросов обоснованности такой передачи.
Постановление о привлечении ПАО "Оренбургнефть" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
При таких обстоятельствах постановление судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 09 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ПАО "Оренбургнефть" подлежит изменению путем исключения указания на необходимость переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника Кузьминой О.Г. удовлетворить частично.
Постановление судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 09 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества "Оренбургнефть" изменить, исключив указание на необходимость переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности.
В оставшейся части постановление оставить без изменения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.