Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Шишко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шабаршина Р.В. на постановление начальника ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга от 15 февраля 2016 года N и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью *** Шабаршина Р.В.,
установил:
29 января 2016 года специалистом 1 разряда отдела оперативного контроля ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью *** (далее - ООО ***) Шабаршина Р.В. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в период с 16 декабря 2015 года по 20 января 2016 года должностными лицами ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга в отношении ООО ***, по месту нахождения его обособленного подразделения по адресу: (адрес) проведена проверка по вопросу порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники, соблюдения порядка ведения кассовых операций, работы с денежной наличностью, полноты учета выручки денежных средств, поступивших в кассу обособленного подразделения ООО *** наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники за период с 01 декабря 2015 года по 16 декабря 2015 года.
В ходе проверки установлено, что в кассовой книге обособленного подразделения ООО *** в проверяемом периоде учтены и оприходованы наличные денежные средства от приема ставок в размере *** рублей *** копеек и выплаты выигрышей в размере *** рублей *** копеек.
По фискальному отчету из ЭКЛЗ ККТ за период с 01 декабря 2015 года по 16 декабря 2015 года итог продаж (выплата выигрышей) составил *** рублей *** копеек. Расхождение по выплате выигрышей в кассовой книге и фискальном отчете обусловлено пробитием операций по приему платы за услугу - оформление пари в размере *** рублей *** копеек на сумму *** рублей *** копеек. Прием наличных денежных средств от участников азартных игр (прием ставок) в сумме *** рублей *** копеек в фискальном отчете отсутствует.
Таким образом должностным лицом установлено, что в период с 01 декабря 2015 года по 16 декабря 2015 года в кассу обособленного подразделения ООО *** производился прием наличных денежных средств (прием ставок) от участников азартных игр без проведения контрольно-кассовой техники на общую сумму *** рулей *** копеек, контрольно-кассовая техника по "продажам" - приему ставок от участников азартных игр обособленным подразделением ООО *** применялась только на сумму *** рубля *** копеек, что является нарушением ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", п. 1 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745.
Постановлением начальника ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга от 15 февраля 2016 года N генеральный директор ООО *** Шабаршин Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 300 рублей.
Приходя к выводу о наличии в действиях генерального директора ООО *** Шабаршина Р.В. состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, должностное лицо исходило из обязанности применения ООО *** контрольно - кассовой техники при приеме ставок.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2016 года постановление начальника ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга от 15 февраля 2016 года N оставлено без изменения.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда исходил из того, что применение контрольно - кассовой техники (далее по текста - ККТ) при приеме ставок является обязательным. Неприменение ККТ влечет нарушение требований ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", п. 1 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Шабаршин Р.В. просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
В обоснование своих доводов об отсутствии в действиях состава административного правонарушения Шабаршин Р.В. указал, что ставка не является платой за услугу и за заключение основанного на риске соглашения, и должна приходоваться кассовым ордером в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10 июля 2007 года N 441.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, выслушав представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу, Полякову Е.Е., государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля Попова О.В., прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от (дата) N 239-ФЗ, действовавшей на момент совершения правонарушения) административным правонарушением признается неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, ООО *** осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр.
Порядок осуществления такой деятельности установлен Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 244-ФЗ).
Статьей 4 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Таким образом, деятельность по организации и проведению азартных игр представляет собой деятельность по оказанию услуг.
Согласно ст. ст. 2, 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в редакции Федерального закона от 08 марта 2015 года N 51, далее по тексту - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следовательно, из содержания п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ следует, что контрольно-кассовая техника применяется только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 1 указанного закона установлено, что наличные денежные расчеты - это произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги
В свою очередь под услугами, согласно ст. 779 ГК РФ, понимается совершение за плату по заданию заказчика для удовлетворения его личных (бытовых) или иных нужд определенных действий или осуществление определенной деятельности, направленное на получение соответствующего положительного результата.
В силу п. 3 ст. 4 Закона N 244-ФЗ под ставкой понимаются денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры (за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой) и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры.
Из смысла данной нормы не усматривается, что ставка является платой за услугу.
Из материалов дела следует, что ООО *** применял ККТ при приёме платы за услугу, то есть по данному делу за заключение пари в размере *** рублей *** копеек на общую сумму *** рубля *** копеек. Прием наличных денежных средств от участников азартных игр (прием ставок) в сумме *** рублей *** копеек осуществлялся без применения ККТ, что не противоречит требованиям ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08 марта 2015 года N 51), поскольку получение ООО *** переданных участником игры денежных средств, служащих условием участия в азартной игре, не связано с оплатой услуг.
Само по себе письмо ФНС России от 04 марта 2014 года N ЕД-4-2/3657 "О применении контрольно-кассовой техники организаторами азартных игр", согласно которому организаторами азартных игр допустимо применение одной контрольно-кассовой техники в двухсекционном режиме, где по первой секции отражаются операции, связанные с приемом денежных средств (приемом ставок) не свидетельствует о том, что такая обязанность установлена законом.
Указанное письмо не является нормативным правовым актом, и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в письме.
Обязанность по применению ККТ при приёме ставок установлена Законом N 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 290-ФЗ (вступившим в силу с 15 июля 2016 года), согласно которому прием ставков является расчетом, требующим применение ККТ (ст.ст. 1, 1.2).
В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения генерального директора ООО *** Шабаршина Р.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ у должностного лица не имелось.
Принимая во внимание изложенное постановление начальника ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга от 15 февраля 2016 года N, решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2016 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО *** Шабаршина Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Шабаршина Р.В. удовлетворить.
Постановление начальника ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга от 15 февраля 2016 года N и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью *** Шабаршина Р.В. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.